В польский Гливице нас привел очередной еврокубковый матч харьковского "Металлиста". Именно здесь хожувский "Рух" играл домашний матч. Но не стадионом знаменит на весь мир этот польский городок. Ровно 75 лет назад, 31 августа 1939года он "прославился" на весь мир событиями, ставшими формальным поводом началу Второй мировой войны, вошедшими в историю, как Гляйвицкий инцидент (Гляйвицкая провокация), или "Операция "консервы"". А события эти произошли на радиомачте Radiostacja Gliwice
Естественно, зная об такой исторической достопримечательности в городе, мы не могли не заехать взглянуть, тем более, что радиомачта оказалась в паре километров от отеля. Так, переночевав после футбола, около шести утра мы выехали из отеля (нам предстоял длинный переезд в Вильнюс) и минут через пять уже подъехали на место Tarnogórska 129, Gliwice, Польша.
Сейчас это музей. Естественно, в такую рань он был закрыт. muzeum.gliwice.pl Даже без исторической составляющей, эта радиомачта имеет туристическую привлекательность. Деревянное сооружение 118 метровой высоты с 8 метровым шпилем, на котором расположены четыре платформы на высотах 40,4 м, 55,3 м, 80 м и 109,7 м. ( верхняя платформа имеет размер 2,13 x 2,13 м). С такими параметрами радиомачта в Гливице является одним из самых высоких деревянных сооружений в мире. Ее построили в 1935 году. Для доступа к вершине служит лестница с 365 ступеньками.
С 1955 на ней размещалась аппаратура для глушения «Радио Свободная Европа», сейчас ее используют сотовые операторы... Но знаменита она не этим. Каким-то злым роком ей было отведено стать местом провокации, ставшей формальным поводом для начала оккупации Польши Германией, что и стало началом Второй мировой войны.
Нравится кому, или нет, далее о сути Гляйвицой провокации я скопирую текст из русской Вики, все-равно другой информацией я не располагаю, а посылать читателей по ссылкам мне кажется не вежливо.ru.wikipedia.org/wiki/Глайвиц… Кто хорошо знает эту историю, может дальше не читать, но лично мне было интересно так подробно прочесть об этой классической провокации, имеющей общее название "операция под ложным флагом". Потому:
"Гляйвицкий инцидент (Гляйвицкая провокация) — операция под кодовым названием «Консервы», проведённая СС в городе Гляйвиц (ныне Гливице), в рамках еще более крупной «операции Гиммлер», и послужившая одним из поводов к нападению Германии на Польшу 1 сентября 1939 года, ставшему началом Второй мировой войны. Провокация была организована Рейнхардом Гейдрихом и его подчинённым — начальником группы VI-F (диверсии) штурмбанфюрером СС Альфредом Науйоксом по указанию Адольфа Гитлера.
Подготовка
Идея операции «Консервы» родилась у Гейдриха ещё в 1938 году, во время Судетского кризиса, но тогда она не нашла применения, так как Великобритания и Франция пошли на уступки, подписав Мюнхенское соглашение.
В связи с запланированным нападением на Польшу возникла необходимость в правдоподобном поводе. И здесь пригодилась идея инсценировать нападение.
Согласно плану Гейдриха сотрудники СС, переодетые в польскую военную форму, должны были:
напасть на радиостанцию в Гляйвице (теперь Гливице, Польша) и передать в эфир антигерманское воззвание на польском языке;
напасть на лесничество в Пинчене севернее Кройцбурга (теперь Ключборк, Польша);
в Хохлиндене, на участке границы между Гляйвицем и Ратибором (теперь Рацибуж, Польша) уничтожить таможенный пункт.
Роль «погибших во время нападения» предназначалась заключённым концлагерей, умерщвлённым посредством инъекций и уже после этого доставленным на место событий. На эсэсовском жаргоне они назывались «консервами»; отсюда и название операции.
Руководству 23-го и 45-го штандартов СС, расквартированных на месте предполагаемой операции, было направлено указание немедленно предоставить в распоряжение СД 120 человек личного состава, владеющих польским языком.
Ответственными были назначены: за нападение на таможенный пункт — оберфюрер СС Герберт Мельхорн, за нападение на радиостанцию — штурмбанфюрер СС Альфред Науйокс, за нападение на лесничество — оберфюрер СС Отто Раш, за обеспечение польской формой — бригадефюрер СС Хайнц Йост, за доставку «консервов» — оберфюрер СС Генрих Мюллер. Мельхорн должен был также очистить местность вокруг Хохлиндена от вермахта и координировать действия групп оберштурмбанфюрера СС Оттфрида Хелльвига («польские военнослужащие») и штандартенфюрера СС Ганса Труммлера («немецкие пограничники»). Общее руководство операцией было возложено на Альфреда Науйокса, который получил от Гейдриха следующие указания:
Первое: по поводу этой истории вы не имеете права связываться ни с каким немецким учреждением в Гляйвице. Второе: никто из вашей группы не должен иметь при себе документы, доказывающие его принадлежность к СС, СД, полиции или удостоверяющие подданство германского рейха.
Кодовым сигналом должна была служить фраза Гейдриха: «Бабушка умерла».
10 августа Науйокс с пятью сопровождающими и переводчиком прибыли в Гляйвиц и поселились в двух гостиницах. Он провёл рекогносцировку и выяснил, что захват радиостанции не будет представлять проблему.
В середине августа Гиммлер и Гейдрих доложили о готовности Гитлеру, который приказал адмиралу Канарису предоставить СД комплекты польской военной формы. Форма была передана Йосту капитаном Динглером, офицером абвера при штабе VIII военного округа в Бреслау.
Группа, атакующая лесничество, должна была изображать ополченцев в штатском, остальные — польских военнослужащих.
Вспоминает гауптшарфюрер СС Йозеф Гржимек:
Одеждой этих парней служила зелёная рубаха, штатские пиджаки и брюки различной расцветки. В качестве головных уборов использовались шляпы и кепки.
20 августа Мельхорн собрал всех в актовом зале школы СД, проинструктировал и сообщил о сути операции. После этого эсэсовцы в крытых грузовиках выехали к месту назначения.
Йозеф Гржимек:
Перед отъездом нам категорически запретили в течение поездки высовываться из машин, общаться с посторонними, ввязываться в разговоры.
22 августа Гейдрих получил доклад о полной готовности. 23 августа (в день подписания Пакта Молотова — Риббентропа) Гитлер определил время и дату акции — 26 августа, 4:30 утра.
Первая попытка 26 августа
Противники режима из абвера тоже не сидели сложа руки. Они организовали утечку информации, составив протокол выступления Гитлера перед командованием вермахта 22 августа, добавив к словам, сказанным Гитлером, ещё и фразу (впрочем, весьма близкую к действительности) о посылке нескольких рот для инсценирования польского нападения.
Этот протокол попал в руки Германа Мааса, который с помощью руководителя берлинского бюро «Ассошиэйтед Пресс» Льюиса Лочнера передал его в британское посольство. И уже во второй половине дня 25 августа политическое руководство Великобритании располагало сведениями о намерениях Гитлера.
Вечером 25 августа пришли две новости: посол Италии сообщил, что Муссолини не готов поддержать Гитлера, а Великобритания заключила договор о взаимопомощи с Польшей. Поэтому пришлось давать срочные распоряжения об отмене уже начавшейся операции. Здесь не обошлось без накладок. Связаться с группой Хелльвига, уже находившейся на польской территории, не удалось, и она напала на таможенный пункт. Лишь вмешательство Мюллера предотвратило кровопролитие.
Мельхорн и Хелльвиг обвинили друг друга. При разборе выяснилось, что Хелльвиг неправильно понял пароли: он считал, что «Маленький глухарь» — сигнал о полной готовности, «Большой глухарь» — команда к началу операции. Для Мельхорна пароли же означали: «Маленький глухарь» — «в ружье», «Большой глухарь» — «готовность номер один», «Агата» — сигнал к атаке.
Гейдрих, подозревавший, что кто-то хотел сорвать акцию умышленно, сделал оргвыводы: Мельхорн и Хелльвиг были уволены из СД, а их место в операции заняли Мюллер и Труммлер соответственно.
31 августа Гитлер определил новую дату и время — 1 сентября, 4 часа 45 минут утра.
Вторая попытка 31 августа
В 16:00 в гостиничном номере Науйокса раздался телефонный звонок. Подняв трубку, он услышал: «Срочно перезвоните!». Науйокс набрал известный ему номер главного управления СД и попросил к телефону адъютанта Гейдриха. В ответ он услышал, как тот же высокий голос произнёс: «Бабушка умерла». Науйокс собрал всех подчинённых и назначил акцию по захвату радиостанции на 19:30. Мюллер тоже получил команду и заторопился: «консервы» надо было доставить на место не позднее 20:20.
В 20:00 Науйокс с подчинёнными ворвались в помещение радиостанции. Увидев рабочего Фойтцика, он навёл пистолет и закричал: «Руки вверх!». Он подал сигнал, и нападающие открыли беспорядочную стрельбу. Работников радиостанции связали и заперли в подвале. Довольно много времени заняли поиски микрофона, по которому радиослушателей предупреждали о приближении грозы. Вскоре слушатели радиостанции услышали «пламенное воззвание» на польском языке на фоне выстрелов. Вся операция заняла не более 4 минут. Уходя, Науйокс заметил заботливо разложенные людьми Мюллера трупы в польской форме. То же самое происходило в других местах акции.
На следующий день к немецкому народу обратился Гитлер, заявив, что Польша осуществила нападение на германскую территорию и что с этого момента Германия находится в состоянии войны с Польшей. Газеты вышли с кричащими заголовками.
Выступая в рейхстаге, Гитлер заявил о 14 столкновениях на границе, в том числе о трех крупных. Министр иностранных дел фон Риббентроп сообщил послу Франции, что польская армия перешла границу в трёх местах. Герман Геринг рассказывал Биргеру Далерусу:
Война разразилась из-за того, что поляки осуществили нападение на радиостанцию в Гляйвице.
Генрих Мюллер выехал на место событий вместе с начальником уголовной полиции Артуром Небе для проведения «расследования». Небе также приказал изготовить электрифицированный макет, демонстрирующий ход «событий». Побывавший на одной из демонстраций Гейдрих подтвердил:
Да, да, именно так и начиналась война. "
эти домики возле радиовышки, возможно, еще помнят "консервы"