Севан, продолжение…
На следующее утро, как это ни странно, я чувствовал себя вполне адекватно. Видимо, в этом был виноват целебный армянский воздух. Я убедился, что погода все еще хорошая, хлебнул сочку и поскакал на гору за птичками.
Маленькие домики — это наша Нирвана.
Вернувшись, мы с Ксю обсудили планы на сегодня, и решили, пока погода хорошая, идти в горы. У меня была какая-то невнятная распечатка с гуглокарт, где была указана одна из дорожек, ведущих в горы. Непонятно только было, как далеко мы сможем заехать по ней на машине, и сможем ли вообще ее найти.
Наш путь лежал вдоль западного побережья озера, и так как погода шептала, а виды были потрясающие, мы то и дело останавливались, что бы поснимать Севан.
Первый раз мы остановились в районе Чаячьих островов, где гнездится практически вся популяция эндемичной Армянской чайки.
Поснимав панорамы озера и чаек, мы поехали дальше, в сторону монастыря Айраванк.
Монастырь был построен на скалистом мысе в IX веке, на месте древнего поселения, заселенного со второго тысячелетия до нашей эры.
Комплекс состоит из церкви Сурб Степанос и притвора 1211 года.
Церковь окружает множество хорошо сохранившихся хачкаров.
Айраванк так же известен под именем Мардахавняц, которое связано с преданием, согласно которому в 1381 году, во время нашествия Тамерлана, настоятель монастыря Ованн сотворил чудо — частицей Креста Христова он превратил тысячи пленных армян в голубей, и выпустил их на свободу.
От монастыря открываются красивейшие виды на озеро, там практически нет народа, словом, он явно стоит того, что бы туда заехать.
После посещения монастыря мы попытались сообразить, как же нам попасть в горы. С западной стороны Севан обрамляют пологие зеленые холмы, плавно переходящие в Гегамский хребет с вершинами высотой до 3500 метров. Вот на один из таких холмов мы и хотели подняться.
В какой-то момент я увидел далекую дорожку, ведущую в сторону гор. Мы тут же свернули с трассы, и попали в городок Еранос. Пока еще асфальтированная дорога шла вверх, так что направление было выбрано правильно. Мы ехали через город до тех пор, пока главная дорога не разделилась на несколько, при этом было совершенно непонятно, по какой из них ехать дальше, что бы попасть на дорогу, ведущую в горы. На развилке стоял магазин, куда мы зашли, что бы узнать дорогу и чем-нибудь подкрепиться перед покорением гор. Ксю подкрепилась мороженым, я — бутылочкой пива, а продавец объяснил нам дорогу — мы были на правильном пути. Через пару минут асфальтированная дорога, а вместе с ней и город, закончились, и нам открылась ведущая вверх жутко разбитая грунтовка, с текущими по ней ручейками. Мы решили ехать вверх пока это будет возможно, а потом оставить машину и дальше идти уже пешком. Проехав метров 300, мы решили больше не испытывать на крепость наш Логан, и поставили его у обочины.
Внизу — Еранос.
Дорога вела выше на холм, куда мы и отправились.
Какая там была красота! С холма открывался вид на весь, оказавшийся немаленьким, Еранос, на половину Севана, на горы Гегамского хребта!
Серо-зеленые горы местами были покрыты пятнами снега, а на солнечных местах — различными мелкими горными цветочками.
Мы фотографировали неописуемые панорамы, и потихоньку поднимались на холм.
Холмы плавно переходили один в другой, и мы переходили вместе с ними, пока не дошли до маленькой полуразвалившейся церквушки, находящейся на третьем по счету холме.
Синее небо сливалось с синими водами озера, их разделяла только белая полоска Севанского хребта,
с другой стороны блестели снежной глазурью вершины Гегамских гор,
светило солнце, дул свежий ветер — поверьте, только ради этого момента можно было приехать в Армению!!!
Место около церквушки оказалось самой высокой точкой нашего маршрута — 2387 метров (Севан в среднем лежит на высоте 1900 метров), а всего по холмам мы прошли около четырех километров. Идти дальше по горам вдоль озера не было смысла, в сторону Гегамского хребта — не было времени, поэтому мы потихоньку вернулись к ждущей нас машине.
Ехать по разбитой дороге вниз было куда как легче, поэтому вскорости мы оказались на трассе, а еще через какое-то время — около Нирваны.
Погода продолжала радовать, и мы решили заехать в Севанаванк — а то что это, он под боком, а мы до сих пор там еще не побывали. Однако сначала мы залезли на мою «птичкину» горку, откуда на монастырь открывался красивый вид, и вечером было правильное освещение.
Помимо монастыря, на склонах горы мы обнаружили красивые дикие ирисы, которых я почему-то не замечал по утрам, и другие цветочки.
Спустившись с горы, мы за две минуты доехали до монастыря, и еще за пять поднялись к нему по многочисленным лестницам. Первые церкви на этом месте были возведены еще во времена Григора Лусаворича, в 305 году, на месте языческого храма.
Две церкви, которые сохранились до сегодняшнего дня, Сурб Аркелоц (Святых Апостолов) и Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) были построены в 874 году княгиней Мариам.
Во время татаро-монгольского нашествия монастырь был разграблен и разрушен. Восстановление монастыря началось в середине XV века.
Севанаванк славился мастерами рукописного дела, в нем переписывались и украшались множество древних манускриптов.
Время было уже седьмой час, немногочисленные посетители монастыря ушли, поэтому мы были там практически одни.
Храмы, по непонятным причинам, были закрыты, но и ладно, потому что окружение монастыря и сами церкви в хорошем вечернем свете были бесподобны.
У подножия монастыря внезапно обнаружилась цивилизация — там была гостиница, рестораны, и масса сувениров. Но, судя по всему, это было не самое дешевое место.
После монастыря мы заскочили в магазин, и поехали ужинать в ту же кафешку. Я ел хаш (национальное блюдо — разваренное копыто в бульоне, чесночный соус и лаваш), Ксю — вареного сига с картошкой, салат, пиво — заплатили 4500 драм.