Тудела - Олите - Тарасона - Агреда - Сория - Калатаньясор - Эль Бурго де Осма - Берланга де Дуэро - Мединасели - Альмасан - Морон де Альмасан - Сигуэнса - Гуадалахара
<=============== МОРОН ДЕ АЛЬМАСАН ===============>Пуэбло Морон де Альмасан (Morón de Almazán), крошечное, но, как говорится, "широко известное в узких кругах", затерялось в глубине кастильских долин: на протяжении всего пути от Санта-Мария-де-Уэрта (а это почти 40 километров) по хорошей, но чуть ли не однополосной дороге, мы не повстречали ни одной машины. Пейзажи за окнами стали совсем другими и, хотя красивыми их по-прежнему назвать было трудно, как минимум, обращали на себя внимание необычностью форм и расцветок:
Достопримечательностей в Мороне де Альмасан всего одна, но какая! Его главная площадь (Пласа Майор, конечно же) - это настоящая жемчужина, это шедевр, равных которому ещё очень и очень надо поискать. Испанские блоги и прочие интернет-источники как будто соревнуются друг с другом в изящности эпитетов, и многие из них называют её самой красивой площадью Кастилии, а некоторые - и всей Испании.
За всю Испанию я не скажу, но в целом с такими мнениями я более чем согласен. Пласа Майор Морона - не просто площадь, это один из самых впечатляющих архитектурных ансамблей, которые я видел, это настоящий conjunto monumental, достойный украсить любой европейский город.
Сегодняшний вид Пласа Майор сформировался в 16 веке, когда Средние века уступали место эпохе Возрождения. И хотя по стилю она уже является преимущественно ренессансной, по своему духу она продолжает оставаться средневековой: мощной и брутальной, несмотря на игривые декоры, украшающие окружающие её сооружения. А таковых (только основных) здесь 3: городской совет, дворец семьи Мендоса и церковь Успения Богоматери. Причём любопытно, что на холмистом склоне площади они расположились снизу вверх очень символично (уж не знаю, была ли в этом человеческая воля или Божественное определение): сначала - здание Совета как символ муниципальной власти, затем - дворец как символ власти сеньорской, и выше всех - церковь как олицетворение самой Высшей власти (а заодно и покровительства всем предыдущим).
Городской совет с двухэтажной аркадой - самое старое сооружение на Пласа Майор, построенное в конце 15 века, ещё во времена правления Католических королей. А вот часы на нём появились уже в 1881 году.
Дворец Мендоса принадлежал одной из знатных кастильских династий, происходящей из Страны Басков. Кстати, членом одной из ветвей этой дворянской семьи был знаменитый кардинал Мендоса, сыгравший огромную политическую роль во времена правления Католических королей, будучи главой испанской церкви и советником королевы Изабеллы Кастильской.
Дворец в Мороне достаточно простой и выделяется, пожалуй, лишь декоративным орнаментом, обрамляющим входные ворота, над которыми, в частности, изображены фамильные гербы родов Мендоса и Риос и Сальседо - богатого и влиятельного семейства из Сории (в соответствующем разделе я показал несколько их дворцов), с которыми здешние Мендоса находились в родственных отношениях.
Сейчас в бывшем сеньорском дворце находится музей национальных костюмов провинции Сория.
Самым заметным во всех отношениях сооружением на Пласа Майор является церковь Успения Богородицы (Nuestra Senora de la Asuncion). Ну а если точнее - её башня-колокольня, в которой заметно выделяются 4 яруса, каждый последующий из которых интереснее предыдущего.
Первый "этаж" представляет собой фактически просто опору. На 2-ом появляется окошко, обрамлённое довольно интересным декором:
В центре 3-го яруса расположены солнечные часы (невооружённым взглядом снизу увидеть их трудновато), а по бокам - геральдические украшения. Над часами выбита надпись на латыни, увековечившая дату окончания строительства церкви - 1540 год, а над ней - эмблема (упрощённый герб) короля Карла V, изображающая имперского орла между двумя столпами с королевским девизом "Plus Ultra", что означает "ещё дальше", имея в виду динамизм расширения испанской империи.
Ну а на самом верху колокольни расположилась собственно звонница, которую видно через аркадные окошки. Если приглядеться, то по углам обрамляющего крышу башни гребня можно заметить несколько горгулий.
Кстати, декор колокольни не является симметричным. Обойдя её с другой стороны, мы видим симпатичный полукруглый балкончик:
А это другие, уже менее парадные виды площади:
В центре Пласа Майор установлен ройо - символ полноты юридической власти города, позволяющей выносить (именем Короны, разумеется) любые приговоры и судебные решения. Его также использовали в качестве позорного столба, у которого выставлялись на всеобщее обозрение преступники и нечестные торговцы. Правда, на своё сегодняшнее место ройо был перенесён сравнительно недавно, а раньше он стоял возле здания Совета.
Кстати, есть мнение, что именно колокольня церкви в Мороне послужила прототипом башни дворца графов Гомаров в Сории. <=============== АЛЬМАСАН ===============>
Альмасан (Almazán) оказался как раз тем самым городом (да-да, по местным понятиям это уже даже не городок), посещение которого изначально не планировалось и стало своего рода бонусом. Дело в том, что уже со второго дня этого путешествия мы шли с опережением графика, переезжая из одного места в другое не днём, как виделось изначально, а утром. Нет, мы никуда не спешили, но бесцельно ходить по уже виденным (порой многократно) улочкам и площадям - не наш стиль, так что стремление к перемене мест и новым горизонтам даже не встречало внутри нас никакого сопротивления. И в конце концов, очередной день сложился так, что до послеобеденного поезда из Сории в Сигуэнсу у нас образовался более, чем полудневный вакуум, который в программах организованных туров называют "свободным временем". Вот тут-то с "полки" и был извлечён подготовленный на этот случай резервный вариант под названием Альмасан, идеально вписывающийся в наш регламент.
Все "интересности" Альмасана можно условно разделить на 2 группы. Первая - это сам город, точнее, его исторический центр. А вторая - это та часть современного города, что лежит за пределами средневековых крепостных стен вдоль берегов реки Дуэро, с которой мы уже познакомились в Сории. Между прочим, это та же река, на которой, правда, уже под названием Дору, располагается португальский Порту со своим знаменитым мостом Дона Луиша I. Хотя, конечно же, та многоводная и широкая река совсем не напоминает небольшую речушку, протекающую по кастильским равнинам и плоскогорьям.
А свой заслуживающий внимания мост есть и здесь. Он, конечно, далёк от монументальности и величия своего "коллеги" из Порту, но отнюдь не лишён изящества и оригинальности:
Как раз отсюда открываются прекрасные виды на расположенный на обрывистом холме старый город Альмасана и все его шпили и башни:
Не хуже и вид с автомобильного моста, проложенного рядом:
Давайте не будем спешить и немного прогуляемся по берегам Дуэро, одетыми в салатовую зелень весенней листвы:
В парковой зоне можно увидеть вот такой фонтан (напомню, что в Европе вообще и в Испании в частности фонтанами называют любые рукотворные источники воды, а не только то, что привыкли понимать под этим словом мы):
Мы видим, как меняется вид исторического центра города над нами:
Самое известное из старинных архитектурных сооружений Альмасана - церковь Михаила Архангела Сан-Мигель:
Видите справа от неё небольшой выступающий мостик ? Нет, конечно же, это не лыжный трамплин (хоть снег в местных краях и бывает, но лыжи здешние жители, думаю, видят только по телевизору) и не вышка для прыжков в реку. Это оригинальная смотровая площадка, мирадор, как говорят в Испании, построенная в 2011 году и ставшая, между прочим, финалистом одного из розыгрышей европейской премии "Городское общественное достояние". Впрочем, на ней мы ещё обязательно остановимся (в том числе - и в самом прямом смысле).
А теперь мы поднимемся на холм и пройдёмся вдоль сохранившихся городских стен по специально проложенной здесь дорожке.
Именно крепостные сооружения когда-то дали название самому городу: в переводе с арабского al-mahsan означает "укреплённый" (хотя, как часто это бывает, есть и другие версии, но мне лично "восточная" нравится больше). Конечно, сегодняшние стены уже далеко не мавританского происхождения, но потребность в укреплениях после реконкисты не исчезла: Альмасан ещё долго находился на неспокойной в то время границе между Кастилией и Арагоном, несколько раз переходил от одной Короны к другой, и только в 1375 году после подписания здесь же мирного договора между двумя королевствами окончательно стал кастильским.
Кстати, коль уж разговор коснулся памятных событий, связанных с историей Альмасана, то надо отметить, что именно здесь в 1158 году был учреждён Орден Калатравы, сыгравший заметную роль как в сражениях реконкисты, так и в политической жизни Кастилии, а потом и Испании, в последующие столетия. Здесь же в 17 веке скончался известный испанский писатель и драматург Тирсо де Молина.
На фоне однородной в целом стены выделяется круглая башня 12 века, прозванная в народе Rollo de las monjas - ройо (что это такое, я уже много раз писал в этом рассказе) монахинь - поскольку неподалёку расположен монастырь клариссинок.
Река Дуэро теперь уже далеко под нами:
Из семи основных ворот 13 столетия, ведущих в город через крепостные стены, в Альмасане сохранились трое. На восточной окраине города возвышаются Рыночные ворота (Puerta del Mercado), обрамлённые мощными квадратными башнями:
А вот они же с другой стороны:
Несколько похожи на них Ворота кузнецов (Puerta de los Herreros), расположенные на противоположном конце старого города, их башни не менее монументальны, но имеют круглую форму:
Ещё одним входом в средневековый город были небольшие ворота (в испанском языке они называются словом postigo, что означает что-то вроде "дверцы" или даже просто "прохода") Архангела Михаила (Postigo de San Miguel):
Безусловным центром Альмасана является главная площадь Пласа Майор, к которой радиусами "стекает" большинство городских улочек. И мы тоже держим курс по направлению к ней.
Интересные часы, напоминающие - думаю, со мной многие согласятся - скворечник:
Романский портал бывшей церкви Сан-Висенте, считающейся старейшей в Альмасане, но сильно пострадавшей во время наполеоновского нашествия. Сейчас здесь находится одноимённый культурный центр:
Небольшая уютная площадь Санта-Мария:
Ещё одна старая церковь:
Вид на исторический центр со стороны нового города:
Ну а теперь, без лишних вступлений и предисловий - вперёд, на площадь Пласа Майор, где есть много интересного, но главное её "блюдо" - это, конечно же, она сама:
Интересно, что на площади растёт одинокое дерево. Не знаю, случайность ли это или так и было задумано - но главным элементом городского герба, который мы видим тут же на балкончике местного айюнтамьенто, тоже является дерево (дуб). Так что в любом случае получилось очень символично.
Здесь находится и самая важная историческая достопримечательность Альмасана - романская церковь Архангела Михаила 12 века:
Конечно, за свою долгую историю она претерпела многие изменения, и больше всего в глаза бросается явно более современная верхняя часть восьмиугольной башни-колокольни:
Венчает шпиль человечек, похожий на рыцаря в доспехах (снизу, кстати, он почти совсем не различим):
Самое красивое внутри церкви - свод купола, несущие конструкции которого причудливо пересекаются, образуя многогранную звезду:
Ещё один вид на церковь Сан-Мигель - на фоне гроздей цветущей белой акации:
Другой значимый памятник старой архитектуры города на Пласа Майор - ренессансный дворец городских сеньоров из рода Мендоса (Palacio de los Hurtado de Mendoza):
Напротив дворца установлен памятник уроженцу Альмасана Диего Лайнесу - ближайшему сподвижнику основателя Ордена иезуитов Игнатия Лойолы, ставшего после него вторым генералом Ордена.
Лайнес имел столь большой авторитет в католическом мире, что после смерти очередного Римского папы некоторые кардиналы предлагали ему папскую тиару, но Лайнес от неё отказался. Этот эпизод сиволически запечатлён на постаменте памятника:
А вот и "трамплин"-мирадор, о котором я уже писал и который показывал со стороны - путь к нему ведёт через арку в городской стене.
Что касается панорам отсюда, то они, признаюсь, несколько вторичны по сравнению с теми, что мы уже видели раньше, проходя вдоль стен со стороны Дуэро. Самое интересное здесь - это возможность увидеть боковой фасад дворца Мендоса, обращённый к реке и украшенный аркадной галереей:
А вид на мирадор на фоне зелёных окрестностей со стороны церкви получился довольно красивым:
Одна из ведущих на Пласа Майор улиц проходит через ещё одни средневековые ворота, название которых можно перевести как Городские (Puerta de la Villa). Уже в 1886 году они были надстроены башней с часами, которая видна из разных точек города, отовсюду - по-разному, но неизменно эффектно:
Именно Городские (или Часовые, как их стали называть) ворота стали, пожалуй, самым тиражируемым брэндом Альмасана - от названия магазинчиков и хостела до этикеток на упаковках даров местных земель:
От главной площади через Puerta de la Villa красиво виднеется неоклассический фасад часовни Иисуса (Ermita de Jesus):
Уже от часовни последний раз оглядываемся в сторону Пласа Майор. Она, конечно же, уже скрылась за домами, а вот Городские ворота заслонить очень сложно.
За пределами исторического центра находится уцелевший фасад разрушенного монастыря Богоматери Милосердия (Convento de la Merced). После всеиспанской дезамортизации 1835 года он был заброшен, а впоследствии буквально разобран: его камнями вымостили окрестные улицы и тротуары. А между тем, именно здесь провёл последние годы жизни, умер и был похоронен монах Габриэль Тельес, более известный как поэт и драматург Тирсо де Молина.
На монастырском портале уцелел герб Ордена Мерседариев (от слова Merced - Милосердие), которым и принадлежала обитель:
Вообще разной геральдики на улицах Альмасана можно встретить довольно много:
Вот, пожалуй, и всё, что я хотел рассказать о городке Альмасан, после которого наше путешествие из "Старой" Кастилии плавно перетекает в "Новую" - Кастилию-Ла-Манча. Мы едем в Сигуэнсу, посетить которую я мечтал очень давно.
---------- и я заранее прошу прощения у тех, кто читает этот рассказ, за паузу перед его продолжением ----------