Каков на вкус Страсбургский пирог?
Не знаю.
А кто знает, Пушкин?
Пушкин да, знает. Вот как он про это пишет:
«Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток;
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым».
А мне вот не довелось попробовать «в чистом виде» эту «визитную карточку» Эльзаса.
Но я решил построить рассказ о 10-ти дневной поездке в Страсбург в виде перечисления и описания ингредиентов из которых мог бы сложиться МОЙ Страсбургский пирог. Какие-то из них будут определяющими, другие лишь внесут во вкус особые нотки.
Поскольку, как учат нас в «Правилах моей кухни» знаменитые шеф-повара Пит и Ману, в кулинарии все надо делать «с любовью», я оставлю описание бытовых вопросов (о которые любовь частенько разбивается) для второй части рассказа http://www.ayda.ru/story108365-24788.
Итак, начнем перечисление по порядку, но не по алфавиту.
Набережные. Я уже говорил, что мы невольно сравнивали заповедные уголки Страсбурга с милым городком Анси. Там, конечно, масштабы поменьше, но креатива и здесь хватает. Мы изучали набережные реки Иль с двух точек зрения – сначала в ходе экскурсии на Батобусе, а потом прошли по тем же местам пешочком, поверху.
Экскурсия организуется от дворца Роанов, по сеансам, стоит 12.5 евро на человека, с хорошим русским аудиогидом, длится чуть больше часа и включает в себя возможность проплыть на открытом или закрытом кораблике.
Однозначно, для лета рекомендую открытый, хотя в закрытом работает кондиционер, но зато стекла страшно бликуют, что губительно для фото.
А снимать там есть что! Мы отправились в 17 часов, солнце уже не так пекло и на набережных начиналась расслабленная субботняя жизнь.
Я потом посмотрел по карте - мы прошли под 25 мостами!
Река. Она мутная и не очень привлекательная. Но представить без нее город невозможно – центр города просто представляет собой остров, окруженный рекой.
Соборы и культовые сооружения. Интересный факт – если провести некую воображаемую ось с севера на юг города, то на ней последовательно окажутся Синагога мира, Главный католический собор, Главный лютеранский собор Св. Фомы и Мечеть.
В синагогу и мечеть мы не попали, а вот другие соборы осмотрели.
Главный протестантский собор Святого Фомы строился почти 400 лет и сейчас известен как один из центров культурной жизни.
В нем расположен орган, на котором (это доподлинно известно) играл Моцарт
и место захоронения маршала Мориса Саксонского - один из шедевров французской ритуальной скульптуры.
А однажды вечером мы случайно попали на единственный концерт, который там давал американский девчачий хор из Пало Альто. Слушая их ангельские голоса и глядя на скромный облик я подумал: «Ще не вмерла Америка, пока живут в ней такие милые барышни. »
Вообще, заходя в различные католические соборы всегда поражался их доступности , открытости и…пустынности. Не желая перегрузить отзыв не всем интересными подробностями, просто размещу несколько фотографий.
Вот собор Святого Павла - единственный, куда попасть не удалось - был как-то наглухо закрыт
Вот собор Св. Мориса в Европейском квартале
Еда . Эльзасская кухня очень отличается от той, что принято считать «французской». Виной тому, конечно же, близость Германии с ее квашеной капустой, которая определяет вкус главного эльзасского блюда – шукрута. Мы ее категорически не воспринимаем, поэтому ограничились блюдами из «второго эшелона». Тарт фламбэ или Фламменкухе (местный вариант пиццы на тонком тесте с ветчиной, грибами, луком и сыром),
Эльзасский луковый пирог (неожиданно вкусно и сладко),
утка по-эльзасски (все, как учат австралийские шефы Пит и Ману – нежное мясо, отстающее от костей и хрустящая корочка),
Эльзасские мясные шарики (котлетки из разного мяса)
- вот что удалось попробовать в ходе посещения ресторанов. Ну и домой привезли всяких паштетов и маленькую баночку настоящего, я не побоюсь этого слова, фуа-гра с такой же маленькой баночкой настоящего фИгового варенья.
Отдельная песня – сладости. Посмотрите на это – ну как пройти мимо! Нуга,кугельхопфы и прочие безобразия.
Я не выдержал и купил за 1.9 евро огромное безе. За три дня так и не съел.
Вино. Одной из целей поездки было попробовать главный напиток, который ассоциируется с понятием «эльзасские вина» - пряный Гевюрцтраминер – местное белое вино. Его история начинается всего лишь с середины 19-го века, когда его искусственным образом получили из ягод 50-ти лучших виноградников Эльзаса. Мы пробовали его в 4-х разных местах. Я не считаю себя знатоком вин и не готов обсуждать его достоинства и недостатки. Скажу коротко – нам понравилось. Так же, как и Гран крю – вино, еще более характерное для Эльзаса и полученное из ягод 4-х разных сортов винограда, в том числе, чуть «гнилых» и «подмороженных». Как ни странно, именно это делает его еще более дорогим.
Сувениры.Банальные магнитики мы все равно покупаем – куда же без них. А вот самый популярный сувенир в Эльзасе – аист. В самых разных видах и размерах. На футболках, полотенцах, фартуках, мягкий и керамический и т.д.и т.п.
Музеи. Конечно, трудно назвать Страсбург музейным городом, хотя там есть целых 8 музеев. Для нас наиболее интересными были музей Эльзаса и Музей изящных искусств.
Музей Эльзаса расположен в типичном и довольно большом доме с внутренним двором на набережной напротив места посадки на кораблики.
Вход стоит 6.5 евро. За эти деньги можно увидеть предметы быта, жилые помещения,
кухни,
детские и прочие комнаты оборудованные и оснащенные типичными эльзасскими предметами, инструментами, мебелью и т.п. Очень впечатляют камины,
сундуки и шкафы, а также перины.
Следуя по причудливому, но логичному и понятному маршруту мы то заходим в помещения, то выходим во двор, поднимаясь и спускаясь по этажам.
Есть комнаты, посвященные народным праздникам, Рождеству
и даже винный погреб.
А вот так выглядели типичные представители эльзасской молодежи
Мы осмотрели музей за час, но можно задержаться и подольше. Нам понравилось.
Музей изящных искусств находится в особняке Роанов, вход через двор с площади перед Кафедральным собором.
Коллекция насчитывает более 900 картин, среди которых работы Гойи, Рафаэля,
Эль Греко
и других великих мастеров, но в основном это работы немцев и голландцев.
Вход тоже 6.5 евро. Можно фотографировать и выглядывать в окна залов на реку Иль или во двор. Интересно, что часть коллекции (запасники?) расположена в тех же залах, но на втором этаже.
Мы стараемся не пропускать картинные галереи в тех городах, где отдыхаем. А тут еще и дождь шел… Вот по этим причинам мы туда и зашли.
Туристы. Имеется в виду – кроме нас . Их много, они возникают какими-то волнами. Будь это приморский город – я бы подумал, что пришел очередной круизник. А тут даже непонятно. Однажды встретили буквально подряд несколько групп тех, кому за 80.
Очень много собственно французов, вторые по численности – угадайте с 3-х раз, кто? Чехи? Нет. Русские? Нет. Кто остался – правильно, китайцы. Ну очень шумные, но организованные. Квинтэссенцией выражения тяги к путешествиям для меня явилась пара, которую я встретил на вокзале, но сфотографировать постеснялся. Один из путешественников ехал в инвалидной коляске, а его товарищ, шедший следом, был слепым. Оба с рюкзаками.
А кто-то говорит – как я поеду за границу, я языка не знаю.
Велосипеды и велосипедисты.Для нас – главный бич города. Я уже писал в разных отзывах о том, как вольготно чувствуют себя эти двухколесные в Анси или Констанце. Но здесь даже круче. Во-первых и снова – для них отдана бОльшая часть тротуаров, причем их полосы отделены от пешеходных специальной рельефной брусчаткой, чтобы пешеход, наступив на нее, быстро понял, что со спины на него может со всей дури наехать бизнесмен, спешащий на работу или папочка с двумя детьми на багажниках.
Во-вторых, на огромной 4-х этажной парковке весь нижний закрытый этаж отдан велосипедам.
Но они все равно припаркованы у каждого столба или просто дорожного знака.
В-третьих, огромные прокатные пункты (а не их жалкая питерская пародия – 30 минут бесплатно, потом 100 руб. за час проката) с сотнями велосипедов. В четвертых, специальные места в вагонах поездов для велосипедов. И в-пятых и в–десятых…
Конечно, для жителей города это хорошо. Тема этого экологически чистого транспорта хорошо перекликается со следующим ингредиентом .Но для пешеходных туристов, да еще неподготовленных, зачастую, дополнительный напряг.
Трамваи. Вот что нам, безусловно, понравилось. Не просто фантастический дизайн,
плавность хода, внутреннее оснащение (часть диванов жесткая, часть мягкая. Чтобы не падать – специальные стоечки прикрепленные к полу, а не к потолку – чтобы не тянуться. Огромные окна. Низкие полы. Все семь секций можно пройти насквозь,
кабина водителя по эргономике – как пульт управления космонавта, но с одним «джойстиком» и т.д.),
но и организация движения в центре города. Целые улицы отданы трамваям и никому в голову не приходит ездить по путям на авто. Если улица с машинами – то только выделенная полоса с идеально уложенными рельсами, поэтому никакого шума и грохота.
Правда, разовый проезд стоит 1. 85 евро или 4.65 на сутки.
Вот самое боевое трамвайное место – Площадь железного человека, где сходятся 4 линии.
А ведь родной Петербург в свое время был признан еще и «Трамвайной столицей» и именно у нас на Васильевском острове была устроена самая сложная в мире трамвайная развязка, где с каждого из направлений можно было повернуть на три других. Сейчас ее демонтировали и по разбитым колеям спальных районов грохочут железные сараи. И снова – за державу обидно.
Вывески. Это элемент старинной топонимики – читать умели не все, а реклама и тогда была двигателем торговли. Вот и истончались владельцы магазинчиков и ресторанчиков создавая привлекательные образы своих заведений.
Дома. Каждый раз проходя мимо открытых подъездов или видя открытые окна старинных домиков старались туда заглянуть – как там сейчас живется?
Не думаю, что очень уж комфортно, но «дворянство обязывает».
А еще поразило смелое смешение стилей и архитектурных форм, когда в самом сердце старого города рядом с площадью Клебера вырастают вот такие железобетонные монстры.
Зачем?
В ходе пеших прогулок по набережным мы зашли в «буржуазный квартал», где каждый дом – крепость и оплот социального статуса. Там же и много дипломатических миссий. Вот шикарный особняк России с символическим заборчиком,
а перейди через мост Джона Ф. Кеннеди – и вот оплот заокеанской демократии с надолбами и, по-моему, колючей проволокой. По крайней мере, как только я сделал с другой стороны улицы это фото, из будки выскочил охранник и стал внимательно на меня смотреть – не подорву ли я их «основы» .
А в другой раз мы прошли в обход крупнейшего в Европе медицинского центра и увидели на другом берегу канала в районе Парка Этуаль вот такие симпатичные новостройки.
Был конец рабочего дня и по направлению из центра туда двигались просто толпы велосипедистов. Видно, как и у нас в спальных районах с общественным транспортом напряженка.
Но Страсбург, как и Нью-Йорк – город контрастов. И в его старинную архитектуру впихнули супер-современные объекты под названием Европарламент, Дворец Европы и Суд по правам человека.
Правда, вынесли их на задворки Европейского квартала. Сначала я планировал туда добраться и погулять, но в ходе прогулки на кораблике и обзора с площадки собора решил, что увидел достаточно. Есть места поинтереснее.
Дети. Они и в Страсбурге – дети. Шумные, непосредственные, обреченные на путешествия по пока ненужным им городам и странам в люльке на папином или мамином велосипеде. Но чувствуется серьезное внимание к организации их отдыха и передвижения. Так уж принято, что нельзя фотографировать детей без разрешения, поэтому поверьте на слово. Видели, как группа детей шла по тротуару и на каждом перекрестке двое взрослых в специальных ярких жилетах выходили первыми на дорогу, перегораживая движения. Видели, как группку совсем карапузов, шедших парами, две находчивые няни «запрягли» окружив с двух сторон реальными вожжами, за которые те одной рукой держались, оказавшись в таком «коконе». Видели и слышали, какой ор стоит во дворе школы в центре города где во время перемены носилась сотня детей. А двое, почему-то, тянули в это окно ручонки и о чем-то просили прохожих. Мы не поняли.
А вот как организована «смотровая площадка» в детском садике на набережной, откуда дети машут каждому проходящему кораблику.
И почти каждый день видели вот такую иллюстрацию к французскому варианту произведения «Географ глобус пропил», когда десятки детей сами рулят в лодочках, а пара взрослых спокойно наблюдает за их хаотичным движением из моторки.
Видели много отлично оборудованных детских площадок, в том числе в исторической части.
На мой взгляд детям в Страсбурге живется неплохо.
Шлюзы. Для меня, как гидролога по одному из образований, понятия «верхний и нижний бьеф» знакомы и близки.
Но вот на практике пройти настоящее «шлюзование» как-то не доводилось. А тут в ходе экскурсии на кораблике удалось пройти целых 2 шлюза и разводной мост.
Первый вообще шедевр – высота подъема 1.8 метра за 4 минуты.
Посмотрите, как наглядно это видно на фото, когда головы пассажиров сначала находятся ниже уровня воды, а в конце – выше уровня набережной.
Ну и разводной мост в Маленькой Франции, который специально разводят для прохода каждого экскурсионного кораблика.
Обратите внимание - он открывается не вверх, как у нас на Неве, а в сторону.
Говорят – одно из самых фотографируемых мест среди достопримечательностей города. Не пропустите процесс!
Рестораны. Многие только так называются, а на самом деле – бары или закусочные. В нашем понимании ресторан – это что-то пафосное, с дорогими блюдами и метрдотелем в черном. А тут – настоящие конвейеры по обслуживанию голодной публики.
Однако, есть несколько «но». Во-первых, ужинать или обедать каждый день даже в таких ресторанчиках мы не можем себе позволить – цены, примерно, от 15-20 евро за блюдо, не считая напитков (бокал простого пива 250 мл – 3.5 евро). Во-вторых, в те моменты, когда мы привыкли обедать, большинство из них закрыто.
В-третьих – не всегда приятно сидеть за шатким столиком на булыжной мостовой когда проходящие в полуметре люди жаждут заглянуть тебе в тарелку. В-четвертых, по- человечески жаль владельцев и официантов, когда занявшая половину столиков компания заказывает себе по бокалу пива и часами ведет неспешные беседы. Ну и т.д. Мы обедали и ужинали в трех ресторанах, причем два из них находились здесь - на "Площади Рынка молочных поросят".
Однако, уличные рестораны – неотъемлемая, характерная и создающая атмосферу черта облика города или, пардон, рецепта пирога.
Магазины.Было время, когда я очень злился на магазины. Когда мы начали ездить в автобусные туры я всегда ругался с женой, когда она тащила меня туда. Я говорил – у нас так мало времени в городе, а ты тратишь его на вещи! А она в ответ однажды в Лондоне уговорила меня купить целое пальто. До сих пор бы носил, но уже не модное стало. Но это было давно и сейчас почти все то, что есть там, можно найти и у нас (не буду вступать в споры о цене и качестве).
К счастью сейчас мы в магазинах уже ничего не покупаем – только мелкие подарки или сувениры. Но заходим все равно регулярно. Причем выработали паритетное соглашение – жена гуляет там и смотрит на товары, а я сижу на лавочке где-то рядом и смотрю на проходящих мимо людей. При этом часто слушаю музыку, которая, что удивительно, очень совпадает с живущим во мне в этот момент созерцательным настроением. Вот в этот раз жена взяла себе 2 часа на обход Галери Лафайет, а я нашел отличную лавочку на площади Клебера, включил французскую рок оперу «Собор Парижской богоматери» и впал в нирвану.
Ни шумные группы молодежи, ни цыгане, ни попрошайки с собаками, ни "утомленные солнцем"
не могли нарушить мой кайф от «времени посещения магазина» - так я его для себя определил и теперь жду этих моментов с удовольствием.
Что же касается самих магазинов – конечно, в Страсбурге они есть, их много, они разные. Чопорные универмаги вроде той же Галери Лафайет,
Printemps
или вот такие, как эта лавочка, создавшая однажды вечером чудесное, почти новогоднее настроение.
А кроме него нашли в Маленькой Франции и такой круглогодично работающий новогодне-рождественский магазин с шикарной елкой. Правда, фотографировать там категорически нельзя, зато можно купить на память типичные эльзасские новогодние игрушки некитайского производства, что мы и сделали с удовольствием.
Ну еще несколько примеров.
Памятники. Я тут недавно написал некое исследование неформальных памятников в родном Петербурге. Кому интересно можно почитать http://www.ayda.ru/story108365-22534 Поэтому и в других городах рассматриваю их через призму туристического и нетуристического их статуса. Вот пафосные объекты – памятник генералу Леклерку на площади Брольи
или тому же генералу Клеберу на одноименной площади.
Кстати, там же захоронен и его прах – и ничего. Ни у кого не возникает протеста когда там, считай «на погосте», почти ежедневно устраивают тусовки, ярмарки, концерты и прочие «безобразия».
Вот "Железный человек", взирающий на одноименной площади за трамвайным траффиком
А вот памятник Гутенбергу, создавшему и запустившему первый печатный станок. Его лицо сделано немного "расплывчатым", т.к. его реального изображения не сохранилось. А на странице из Библии в его руках вытеснена фраза «И стал свет…».
Именно его изобретение прославило Страсбург и на целых 200 лет превратило в культурную и научную столицу Европы.Вечером площадь красиво подсвечена
Есть памятники «душевные». Я очень хотел увидеть вот этот памятник эльзасской матери, у которой погибли оба сына – один за Германию, другой за Францию. Скорее всего, фигура эта условная, но очень точно и сильно отражающая всю сложность жизненного устройства этого региона.
Есть памятники просто интересные – как вот это «Двуликий Янус» поставленный на месте древнего римского поселения.
А есть откровенный сюр. Но многие готовы потратить массу времени и сил чтобы его найти и увидеть, считая, что именно ЭТО со всех сторон характеризует именно ЭТОТ город или место.
Кафедральный собор
Совершенно особая статья и, безусловно, главная цель и главное открытие этой поездки. Я даже специально скопировал несколько статей про собор, чтобы теоретически подготовиться к его восприятию. Но все это – только слова, а ЕГО надо видеть. Точнее, увидеть и именно так, как это устроено в Страсбурге. Вот ты идешь по улице, смотришь налево на витрины магазинов и если не вздрогнешь – то так мимо и пройдешь. Поверьте, места съемок этих двух фото разделяет всего 4 шага.
У нас в Петербурге есть архитектурный шедевр – улица Зодчего Росси. И там здание Александринского театра является, как бы, задником огромной театральной сцены. Так и здесь. Вот с этих ракурсов даже неба не видно – весь задник заполняет собой громада собора.
Конечно, пытаться его рассмотреть днем при жутких толпах туристов – неправильно. И внутри и снаружи его можно осматривать часами.
Я специально ходил туда вечерами, когда никто и ничто не может его заслонить или от него отвлечь.
В первый же день мы просто пробежались по нему, поскольку попали близко к времени закрытия – днем там перерыв в доступе для организации демонстрации работы часов и фильма о них – а этот аттракцион платный.
На следующий день мы пришли пораньше, спокойно сели, прочли заготовленные статьи и я устроил жене сюрприз – дал прослушать одну из арий того же «Нотр Дам де Пари», которая называется «Пришла пора соборов кафедральных». Очень она хорошо легла на окружающую нас архитектуру и общую атмосферу.
К сожалению, в соборе шла подготовка к какому-то концерту, все было огорожено и заставлено аппаратурой и мы не смогли найти маленькую собачку на ступенях кафедры.
На следующий день у меня был запланирован Подвиг – пока жена гуляла по магазинам, я решил подняться на смотровую площадку. Кстати, это 330 ступеней и, кстати, температура воздуха была больше 30 градусов. И, кстати, за подъем туда пешком надо заплатить 5 евро – других
Что сказать – по пути наверх я останавливался 4 раза – и не только для того, чтобы сделать фотографии, но и чтобы просто отдышаться.
А выйдя на площадку испытал Главное удовлетворение – не столько от видов окрестностей – они, реально, отличные, но от вида вверх от самого подножия Главной башни собора.
Что интересно, через пару минут после меня туда забрались 4 активных старушки – как они меня не перегнали? Осмотр панорам занял минут 20 , а вот спуск оказался ненамного легче подъема – уж больно узка и крута лестница. Короче, сладкую булочку на ужин я заслужил и проверку бушмессером, т.е. измерителем размера живота я прошел успешно.
Следующий поход туда я совершил вечером, рассчитывая увидеть некое световое шоу, о котором где-то читал. Увы, ночные панорамы и подсветка собора оказались скромными и даже подсветка дамбы Вобана впечатлила меня гораздо больше.
Ну и в последний день мы все-таки увидели собачку – она оказалась там, где и должна была быть.
А в самом соборе уже проходило очередное мероприятие – выставка картин на религиозную тематику.
Нас поразил и сильно заинтриговал тот факт, что каждый вечер к закрытию собора там появлялись трое-четверо вот таких спецназовцев в полном боевом облачении, которые очень бдительно смотрели по сторонам.
Подобные дозоры с оружием «наизготовку» мы встречали и на вокзале и даже в ботаническом саду.
Как резюме к этой части – Кафедральный собор Страсбурга – один из самых величественных и захватывающих объектов, которые я видел в более чем 120 европейских городах.Не зря его строили более 400 лет.
Панорамы. Как ни странно, самой интересной обзорной площадкой для панорам оказался второй этаж дамбы Вобана.
Тут и вид на Музей современного искусства, и на Маленькую Францию, и на собор и на другие красивые места и объекты.
Доступ туда открыт ежедневно до 21 часа. Если повезет, посмотрите оттуда как на акватории перед дамбой разворачивается экскурсионный кораблик.
Но главные панорамы, конечно, со смотровой площадки Собора - весь город, до горизонта.
Фахверк. Конечно, фахверк рулит. И именно на него посмотреть мы сюда приехали. А хотите узнать, как он создавался? Вот так – как сборный конструктор в современной упаковке.
Ну, тут много говорить не надо – надо смотреть и смотреть.
Улочки.Типичные старинные улочки есть и в центре города, но конечно главная их территория – Маленькая Франция.
Давно известен такой прием – увидите впереди что-то интересное – сфотографируйте. Но пройдя чуть дальше – оглянитесь и вы увидите совершенно другой, не менее интересный ракурс. Этот прием на 100% работает на улочках Страсбурга.
Дамба Вобана. Это был самый близкий к месту нашего проживания и один из самых интересных объектов .
Мы 2 раза в день переходили по ней реку, чтобы пройти в центр и каждый раз любовались открывающимися видами.
И она ведь выполняет не только главную свою функцию – дамбы. Это еще и мост
и смотровая площадка
и музей, где выставлены интересные архитектурные объекты и проходят выставки.
А еще там есть бесплатный туалет.
Маленькая Франция. Тех, кто глядя на последующие фото подумает, что это место супер-романтическое, я оболью ушатом холодной воды напомнив, что название свое этот район получил от наличия там в прошлом большого количества лечебниц в которых целенаправленно лечили одну болезнь – французскую, или по-русски – сифилис. Да, таков вклад этой страны в развитие цивилизации, ибо, как сказал аудиогид в ходе экскурсии, именно Франции принадлежит почетное лидерство по распространению в Европе этой болезни. Но сейчас там, конечно, чистота , лепота и шикарные отели.
Каруселька.Частенько жена критикует меня за некоторые легкомысленные поступки, которые я практикую в ходе поездок. Мне надо во все влезть, на все забраться, везде сфотографироваться. Но тут она сама предложила мне вспомнить детство. А вспомнить было что – мы жили недалеко от парка 30-летия ВЛКСМ где была простенькая карусель, но всего с парой лошадок. А мы с братом так всегда хотели именно на них прокатиться, что специально ждали, когда они освободятся. А тут спустя 50 лет много разных лошадок, в том числе и на мой рост и вес – я был далеко не единственным взрослым, кто там катался. Ибо, хотя развлекуха и детская, но оформление ее вполне даже игривое и взрослое.
Специи.Их много, они разные и к какому разделу их отнести - непонятно. Так что, просто смотрим.
Аисты. Это неоспоримый символ Эльзаса.
Их мы видели в Кольмаре, Селесте, Рибовиле, а вот Страсбург казался нам большим для них городом. Вот такой персонаж до аистов точно не дотягивал
И только в самый последний день уже сидя в автобусе я вдруг увидел над самым центром города огромного аиста, да еще с какой-то живностью в клюве – видно, не удержался, попрощаться прилетел. С подарком. Умничка.
Такой вот у меня получился пирог. Если соберетесь в Страсбург – можете взять за основу, но обязательно готовьтесь добавить свои элементы и составить свой рецепт пирога – он, наверняка, надолго запомнится тем, кто его попробует.
Будет еще одна часть - про окрестности
Спасибо за внимание.
Автор ( в полном понимании своего масштаба по сравнению с НИМ)