Именно этот давнишний заезд по Мьянме сподвиг меня на второе посещение этой чудесной, по факту, страны, о чем вы уже читали или можете прочесть вот тут: http://www.ayda.ru/story105668-19402
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Желание увидеть Бирму у меня было уже давно, но окончательно оно оформилось, когда в прошлом году в Сием Рипе я по дешевке купил отксеренный LP по Бирме. Путеводитель был изучен, форумы читаны-перечитаны, вопросы заданы, и в результате нарисовался такой маршрут:
Прилетаю в Бангкок, оттуда
Янгон +Золотая Скала+Баго — Баган+Попа — Инле — Тачилейк-Мае Саи — Чианг Рай — Чианг Май — Ко Липе.
Что из этого вышло, и как все происходило — читаем дальше.
Итак, билеты на туркменов забронированы, бирманская виза получена, билет БКК-Янгон на Air Asia оплачен (46 долларов). Рейс был удачным, я улетал из Москвы в пятницу вечером, в субботу около полчетвертого утра должен быть в Бангкоке, а рейс на Янгон в 7–15 утра, так что и ждать недолго, и весь день впереди.
День первый.
Без всяких проблем я прошел в Янгоне паспортный контроль, хотел было поменять доллары (в аэропорту есть какой-то странный обменник), и обломился, так как эти деятели меняли 1 доллар — 450 чат… против 1200—1300 в городе.
По поводу денег — самая крупная купюра — 1000 чат, за 100 долларов дают изрядную пачку местной бумаги, так что лучше при себе иметь сумку, так как положить такую пачку в карман нереально. За 7000 чат на такси (по дороге таксист поменял мне 50 долларов на чаты) доехал через весь город до отеля, выбранного по той же LP (никакое жилье заранее я не бронировал). Находится отель в двух минутах ходьбы от пагоды Суле в Даунтауне,
вполне пристойный номер с кондиционером и горячей водой стоит 7 долларов.
Белая овальная вывеска — мой хотель.)
Бросив сумку и немного передохнув, я озадачился поиском билетов для дальнейших перемещений. Девушка на ресепшене всегда рада помочь туристам, поэтому в ответ на мой вопрос — где в вашем городе можно недорого приобрести авиабилеты — я был послан в ближайшее агентство. Оно оказалось недалеко, но, к сожалению, продавали там билеты только на международные рейсы, а на внутренние перелеты билеты можно приобрести в их филиале. Филиал так филиал, и немного поблуждав по сумасшедшему, жаркому и душному субботнему Янгону, я нашел — таки этот филиал, где в течение получаса были приобретены следующие билеты:
Янгон-Баган 73 доллара на Air Mandalay
Баган-Хехо (Инле) 49 долларов (с посадкой в Мандалае) на Air Mandalay
Хехо-Тачилейк 58 долларов на Air Bagan
Платить за билеты, гостиницы и входы-выходы во всякие достопримечательные места нужно долларами.
Став счастливым обладателем билетов, я решил, что неплохо было бы увидеть местные достопримечательности, а не только несколько кварталов между двадцать- и тридцать какими-то улицами.
На самом деле, уже пока только шарахался по агентствам — Янгон меня поразил, причем в большей степени неприятно. Часть неприятия можно списать на усталость после трех перелетов, бессонной ночи и акклиматизации… но не знаю. Уже давно убедился, что не люблю азиатские столицы, слишком жарко, душно и много народу, но что творилось в Янгоне жарким субботним утром — описать практически невозможно. По-моему весь город вышел на улицы и сел торговать всяким барахлом, причем столько народа что-то продает, что совершенно непонятно, остался ли кто-нибудь, что бы у них покупать, или они покупают друг у друга. Пройти по тротуарам, и так узким и разбитым, практически невозможно, а выходить на дорогу стремно. И еще — нигде такого не встречал — в Янгоне, да и в других местах, на тебя смотрят и провожают взглядом абсолютно все. Немного напрягает, тем более что там попадались туристы и кроме меня, не много, но все же…
В общем, сверившись по LP-шной карте, я направился в сторону Шведагона. Говорили, что туда ехать от гостиницы минут 10–15 на такси, но я никуда не торопился, и решил прогуляться пешочком. Изначально в Янгоне я хотел посетить только три места — Шведагон, Суле и Ботатаунг, плюс к тому, что попадется по дороге. В результате, минут за сорок я добрел до Шведагона, по пути посмотрев на какой-то католический собор за забором с колючей проволокой поверху
и веселенький зеркальный храм.
Вход в Шведагон- 6 долларов, по обеим сторонам лестницы ведущей наверх, продают всяческие сувениры. Про Шведагон написано много, повторяться я не буду. Может и не стоит ехать сюда только ради него, но если уж оказался — то увидеть, конечно, нужно. Храм однозначно впечатляет.
Побродил, посмотрел, пофоткал, и решил придти сюда еще раз вечером.
После Шведагона никаких планов кроме как выпить холодного пива не было, поэтому я вышел, и пошел куда глаза глядят, пока не уперся в зоопарк. Памятуя о том, что там есть какие-то интересные представители азиатской фауны, а фауна мне интересна, я приобрел билетик (не помню уже за сколько), и пошел смотреть эту самую фауну.
Перед зоопарком я наконец-то решил попробовать жареных кузнечиков, которых в Янгоне продают на каждом шагу большими тазами. Ничего не скажу по поводу вкуса — так, чего-то жареное, но чистить и есть это НАСЕКОМОЕ все-таки неприятно. Зато развлек местных, так как пока я сидел около таза и под чутким руководством продавца пробовал эту гадость, вокруг собралась целая толпа народу, которые совершенно молча и с круглыми глазами смотрели, как я пытаюсь справиться с насекомышем. Может они ждали, что этого туриста наконец-то вытошнит от их еды, и будет повод повеселиться… но… не дождетесь!
Погулял часок по зоопарку, попил в теньке пивка, причем опять отмечу, что я там привлекал большее внимание посетителей, чем звери.
Потом нашел симпатичный ресторанчик почти напротив зоопарка с видом на озеро, практически бесплатно (как везде тут) поел, и уже по темноте с гудящими ногами еле добрел до гостиницы, где и умер до утра, едва рухнув на кровать.
День второй.
С утра я пошел из гостиницы уже в другую сторону, с целью увидеть единственную ступу, в которую можно зайти — Ботатаунг.
Она оказалась недалеко, за вход с меня взяли 2 доллара.
Пагода очень интересно оформлена внутри — проход внутри нее сделан как многолучевая звезда, то есть ее можно обойти по кругу, стены выложены зеркальной плиткой, а в том месте, где в стеклянном колпаке находится волос Будды — стены золотые.
Вторая часть дня была посвящена шоппингу, я доехал на такси до Boguoke Market, где и провел с немалым удовольствием довольно долгое время. Полно всего, тем более что по периметру рынка много всяких кафешек, где можно отдохнуть и попить пивка. На рынке поменял деньги по самому выгодному курсу, который был за время моего там пребывания — 1290 чат. Менял там полно, все время подходят и спрашивают, не надо ли поменять деньги, а так как такой момент как раз и наступил, то какой-то паренек провел меня через рынок на его точку, и без всяких проблем отвалил мне целую кучу бумаги, причем даже сам перечитал, видимо, в качестве шефской помощи. Потом с моей стороны было предложено обмыть сделку пивом, во время распития которого обсуждались животрепещущие темы — какая погода зимой в России (неужели сейчас у вас -5????? Не может быть!!!!), как дорого и долго лететь из Москвы в Янгон и т. д. и т. п. Как обычно, закончился разговор вопросом, не хочу ли я расслабиться с молодыми девочками, в местечке, где он очень любит бывать, всего-то за 2000 чат (46 рублей) в час. Искушение такой халявой было велико, но, тем не менее, проверять ценник я не стал, оставив это утверждение на его совести. Потом я поинтересовался, не в курсе ли он, как можно завтра попасть к Золотой скале, желательно надежно и недорого.
У него, естественно, оказался друг с машиной, который просто жаждет меня туда отвезти почти бесплатно. Короче, договорились встретиться с ним позже, пока он подтвердится со своим другом. Пока я продолжал кружить по рынку, он нашел меня сам, и сказал, что завтра всего за 130 долларов меня легко отвезут к Золотой скале. После непродолжительного торга цена была снижена до 110, на чем мы с ним и сошлись, договорившись, что он за мной заедет в пять утра.
После этого был ночной Шведагон… В темноте, весь светящийся, он так же смотрелся очень красиво.
День третий, чуть было не ставший последним.
Ровно в пять утра, как ни странно, появляется мой новый друг с извинениями, мол, его корефан забухал, сори, сори, но фигня вопрос, меня уже ждет другая машина, какое-то такси. Пока спускались по лестнице, я на всякий случай уточнил цену, и он с миллионом извинений сказал, что опять 130, мол, на бензин надо добавить, как будто для такси бензин дороже. Поскольку вчера мне была обещана «very good, home car», а не раздолбанное такси, нас ожидающее, ему было предложено обломиться, и довольствоваться тем, о чем договорились раньше.
План был таков — быстренько посещаем Золотую скалу, на обратном пути заскакиваем в Баго, и к ужину приезжаем домой. В результате, эта поездка вылилась в самый тяжелый день из всех, которые я провел не только в Бирме, но и в других местах тоже.
Внимание всем, желающим увидеть это чудо природы! Десять раз подумайте, действительно ли вы его хотите увидеть, или проще купить открытку!
Дорога на машине в один конец у нас заняла пять часов, при этом до Баго, по относительно нормальной дороге — два часа, остальное время еле-еле шкандыбаешь пару десятков километров по дороге, которую и дорогой не всегда можно назвать. Тем более, что мешают ехать большие грузовики, небольшие грузовики, маленькие грузовики, совсем маленькие грузовички, велосипеды, мопеды, самокаты, ходят волы, запряженные в телеги шириной с дорогу, зебу, козы, куры, собаки, дети… в общем, проехать трудно. Самый прикол, что каждые полчаса езды вдоль дороги стоят какие-то посты, которые собирают чат по 200 со всех проезжающих машин, наверное на ремонт дороги. А может себе на ужин, я не уточнял цели сборов. Зато насмотрелся, как живет вдоль дорог местное население. Плохо они живут. Ешь пыль, пей пыль, все в пыль… Сомневаюсь, что это нравится даже им. Хотя, кто знает.
В общем, в тот момент, когда я понял, что еще пять минут, и пружина из сиденья машины окажется у меня в заднице, мы приехали. Далее, о чем уже неоднократно говорилось, предстоял подъем на грузовичке в гору. Памятуя про советы, что туристам нужно ехать в кабине, а не в кузове, я было туда ломанулся, и обломился, так как в кабину набилось столько народу, что кто-то уже усаживался на руль. Поняв, что тут мне удачи не видать, я влез в кузов, где, на самой последней доске практически свисающей за край кузова, уже сидело четверо туристов. Я сел пятым, при этом им пришлось подвинуться, так как грузовичок то небольшой…
Потом началось самое интересное. Все полчаса, которые мы там стояли, в кузов продолжал набиваться народ. Ближе к отъезду я попытался посчитать сколько человек туда влезло, но, досчитав до 50-ти, я сбился, так как не смотря на полное отсутствие пространства, они умудрялись перемещаться с места на место. И потом я видел, что туда залезали с детьми, но детей совсем не было видно, и сосчитать их возможным не представлялось.
На момент, когда юноша распихивающий народ по кузову решил, что уже никто и никогда туда больше не влезет, это чудо японского машиностроения рявкнуло, и поползло в горы. К тому моменту у меня в кузове остались только ноги, на которых кто-то сидел, и маленький кусочек одного полупопия, цеплявшийся за лавку, все остальное не очень красиво свисало из кузова. Да и соседей моих почти спихнули с лавки в багажный отсек (где тоже было с десяток человек) так, что лавка была у них под коленями. Плюс ко всему, почти на каждом вираже, моя соседка с довольно пышными формами соскакивала в этот самый багажный отсек, а местные ребята с радостными криками заталкивали ее под попу обратно в кузов. Первые 10–15 минут всем было весело и прикольно, но кто бы знал, что ехать минут сорок. А дорога местами шла довольно круто вверх, и практически каждым своим метром изгибалась в разные стороны.
Короче, расслабившись после очередного поворота, я пропустил следующий, и с удивлением обнаружил, что вишу из машины вниз головой в опасной близости от асфальта, держась рукой за тоненький металлический пруток, за каким-то делом прикрепленный к кузову. Не успев понять, что к чему, я увидел с десяток темных и белых рук, которые схватили меня за разные части тела, и затащили обратно в кузов. Видно, выходить было еще рано. Зато потом местные всю дорогу оглядывались на меня, и, видя, что я еще не вышел, широко улыбались, показывая испорченные бетелем зубы. Да, где-то в начале пути мы остановились, и с нас была собрана плата, по-моему, чат по 600. В результате мы добрались до конечной, и народ посыпался из кузова как муравьи. Мой друг-гид (он ехал где-то посередине кузова) поинтересовался, как я себя чувствую, и получив в ответ мой бешенный взгляд, быстренько умчался и купил мне холодного сочку, чем заслужил прощение.
Немного передохнув, мы продолжили свой путь. Не помню, сколько мы лезли в гору, мне показалось, что очень долго, и видимо для того, что бы я прочувствовал весь кайф к жизни — это был самый жаркий день за все две недели в Бирме.
Обливаясь потом под ярким солнцем, я наконец-то увидел эту Золотую скалу. До нее было еще так далеко, как будто я смотрел на нее из Москвы…
Что бы попасть к скале, мало просто забраться на гору, надо еще преодолеть довольно большую территорию комплекса, вымощенную гладкими каменными плитами.
Естественно, босиком. Когда я наконец доскакал до Золотой скалы (а скакал, потому что плиты, которыми вымощен пол комплекса были настолько горячими, что, без малейшего преувеличения, стоять босиком на них было нельзя), была уже половина первого (выехали мы, напомню, в пять утра), +44 градуса и стопроцентная влажность.
Осмотр, съемка и фотографирование самой скалы и панорам вокруг нее заняло от силы минут пятнадцать…
После этого была обратная дорога… Сначала с горы… Я выжил… Потом грузовик… Памятуя о моем поведении в кузове, мой гид запихнул меня в кабину (1500 чат), а сам сел в кузов. В кабине было место только за сиденьями, ближе к потолку, а рост у меня не маленький. Вспомнив времена, когда я был эмбрионом, я принял нужную форму, и благополучно приехал вниз. Немного передохнув, я залез в наше такси, радостно поприветствовав уже до боли знакомую пружину. Засветло в Баго мы явно не успевали, поэтому я попытался немного расслабиться с надеждой очнуться уже в Янгоне, но вернулся к реальности, когда мой верный гид радостно объявил — Баго! А это Shwemawdaw, та самая пагода, которая еще на несколько метров выше Шведагона.
Пагода была осмотрена, после чего мы поехали к большому отдыхающему Будде. Если бы Будда знал, как я хочу принять такую же позу, то он бы подвинулся…
В гостинице мы были в 21–00. Итого, за эту пытку было заплачено 110 долларов, плюс 5000 чат гиду-другу, причем он остался доволен. Предварительно с этим же таксистом было договорено, что он завтра в шесть утра он отвезет меня в аэропорт, так как предстоял полет в Баган.
Лестница, ключ, дверь, душ, кровать, смерть…