Давно хотели поехать в Дивеево, да все дела и случаи. Наконец, на июньские праздники 2012 г. решили больше не откладывать поездку и рано утром в первый же праздничный день двинулись в путь. Это была большая ошибка - пробки из-за спешащих на дачи авто были километровые. Дорога заняла аж 8 часов, хотя до Мурома всего 315 км примерно. В Дивеево решили ехать на следующий день рано утром, а пока бросить силы на осмотр Мурома.
Из истории города: Город Муром — один из самых древних городов Владимирского края, входящих в «Золотое кольцо» России. Муром впервые упоминается в летописи 862 года, считающемся годом его возникновения. Город Муром — Родина Ильи Муромца, русского былинного героя. Муром — уникальный город, стоящий на высоком левом берегу реки Оки, город, где сплетаются воедино истовое православие и древнее язычество.
Название городу оставили финно-угорские племена «мурома», жившие здесь 15 веков назад. Муром город многочисленных легенд и преданий. Это родина самого известного и загадочного русского богатыря — Ильи Муромца.
Знаменитые Муромские дремучие леса с соловьём разбойником, Муромская дорожка и три сосны. Край былинный и сказочный. По старинной легенде в 13 в. жил в этих местах Змий-оборотень. Много горя он принёс муромчанам. В то время в городе правил князь Пётр. Раздобыл он сказочный меч-кладенец и сразил страшного врага. Но ядовитые капли крови дракона попали на князя и Пётр заболел смертельной болезнью. Спасла его от тяжёлого недуга простая крестьнка Февронья. Но с одним условием — князь должен был жениться на ней. Пётр обвенчался со своей спасительницей. А кичливые и завистливые бояре не признали княгиню и выгнали Февронью из Мурома. Но и князь ушёл в изгнанье вслед за своей супругой. Начались в городе междоусобицы и беспорядки. Не смогли муромчане жить без правителя и попросили князя с княгиней вернуться в Муром.
Пётр и Февронья прожили долгую жизнь в любви и согласии, а умерли в один день и час. Завещали супруги положить их в одну каменную гробницу. Но муромчане ослушались, а на утро супруги оказались вместе. Их опять разъединили, но чудо повторилось. Так и оставили влюблённых рядом.
Русская церковь причислила Петра и Февронью к лику святых, как покровителей супружеской любви и семейного счастья. В 2003 г. муромчане предложили объявить день святых Петра и Февроньи, 8 июля, русским праздником влюблённых.
Во всём городе Муроме ощущается древняя русская история. При въезде в город стоят три сосны и былинный камень в память о славном богатыре — защитнике русской земли. Златоглавые церкви и белокаменные монастыри сохраняют дух вечности и святости. В Муроме четыре действующих монастыря, посетить которые, к сожалению, не получилось.
Город очень понравился - тихий, немноголюдный, с новыми и старыми симпатичными домиками, с красивыми памятниками, яркими клумбами и доброжелательными жителями.
Отель у нас был так себе, поэтому о нем не пишу и не рекомендую, а вот ресторанчик "Белое солнце пустыни" в отеле посетили - неплохая кухня, милая обстановка с различной атрибутикой из одноименного фильма, музыка и толпы танцующих у столиков.
На следующий день рано утром поехали в Дивеево. Боже мой, какая дорога!!! После бомбежки, что ли? Золотое кольцо России!!! Позорище!!! Иностранцев, очевидно, по ней не возят! Слава Богу, не все 140 км от Мурома до Дивеево, но кусок был очень приличный
Добрались. Внешне все замечательно - большой, красивый, величественный монастырь, ухоженная чистая территория, много цветов. Но.... Народу - просто море. Чтобы приложиться к мощам Серафима Саровского, нужно отстоять очередь пару часов. В главном храме монастыря, где находятся мощи Серафима Саровского, есть еще икона Богородицы "Умиление", образ перед которым молился Святой.
И тем не менее, впечатление монастырь произвел на нас тягостное - большую часть дня по монастырю снуют толпы народа, настоящий проходной двор (можно посмотреть вооочию, что такое собирательный "российский народ"), вокруг все сотрудники злые, в том числе и монашки, смотрят исподлобья. Девушку, которая вошла в Храм в шароварах, погнали вон, а красотке в мини-юбке и кружевных колготках - зеленый свет! Везде идет бойкая торговля, но очень все дорого. В церковной лавке у одной женщины отказались принять требу, т.к. у нее не хватило денег! И не надо, пожалуйста, говорить, что треба подается за добровольное пожертвование! Стоимость была 100 рублей и за меньшую сумму монахиня отказалась требу принять! Осталось ощущение "большого базарного дня". К тому же Серафимо-Дивеевский монастырь отнюдь не испытывает недостатка в паломниках, поэтому тем более не понятно почему такие высокие цены на требы даже по московским меркам. Построен так называемый "Дом паломника", который на самом деле предназначен для VIP персон. Т.е. монастырь продолжает обирать паломников. Пока в духовной жизни Серафимо-Дивеевского монастыря процветает дух сребролюбия, стяжательства и наживы.
Единственное тихое место (и без очереди на вход!) в течение всего дня - "святая канавка". Пояс Богородицы - так называют Православные Святую Канавку в Дивееве. На Руси много замечательных монастырей, но Канавка - только в Дивееве. Пройдешь по ней, прочтешь сто пятьдесят молитв «Богородице Дево», и будет тебе тут, по слову Святого Серафима, «и Иерусалим, и Афон, и Киев…». Именно про Канавку заповедал Батюшка Серафим: «Когда век-то кончится, сначала станет антихрист с храмов кресты снимать да монастыри разорять, и все монастыри разорит! А к вашему-то подойдет, а Канавка-то и станет от земли до неба, ему и нельзя к вам взойти-то, нигде не допустит Канавка, так прочь и уйдет».
Молитву я знала наизусть, поэтому шла по Канавке и читала ее тихонько про себя.
В самом селе, кроме монастыря, смотреть нечего совершенно. Из 6 или 7 источников лучше всего (хотя и дальше, 16 км в сторону Сарова) ехать все-таки на источник Серафима Саровского: и красиво, и мест для подхода к воде много (целый пруд), хотя народу тьма, а комаров тучи. Но есть и несколько купелей в деревянных домиках. Здесь мы и провели остаток дня.
Вечером вернулись по ухабам в Муром, а на следующий день, погуляв еще немного по городу, отправились в Москву.