“Назови меня пани!
Поцелуй мне пальцы.
Так нигде больше,
Как было в
Польше.”
В.Долина
Связный рассказ о путешествии не получится и за неимением места, и невозможностью связно выразить свои “впечатленные эмоции”, и благодаря недавней погруженности в яркую польско-французско-русско-английскую языковую смесь, поэтому только витражные зарисовки, да и то не в порядке появления или важности, просто как возникало в памяти (вы что-нибудь поняли?).
1. Нет дома, какой-либо стены, вагона электрички без нарисованных разновозможными спреями каракулей, а уж реклама многочисленно-назойлива до тошноты: “Albo ty, albo bacteria”.
2. Звук при переключении светофора – это для слепых пешеходов. Телефоны-автоматы с широкими дверями и низко расположенными аппаратами – для людей в инвалидных колясках.
3. Гостеприимство на грани безумия (моя соседка по лестничной клетке почему-то не обижается, когда я ей не докладываю о приезде моих гостей) - подобное встречала только в Армении. А здесь было такое ощущение, что половина Польши была в курсе визита “двух симпатических сестер из
Москвы”, подруга пани Элижбеты позвонила с приветствием даже из больницы.
4. Варшавская супружеская чета преподавателей лицея, с которой мы познакомились в прошлогоднем речном путешествии (это они нас пригласили), с её удивительным отношением к
России, её прошлому, настоящему и будущему, знание и любовь русской музыки (разной), литературы, маленьких захудалых городишек и восторг при воспоминаниях о многочисленных (9-ти!) поездках по просторам страны нашей необъятной: “Зачем сейчас еду в
Грецию, лучше б в Россию”.
5. В
Варшаве модно ходить с огромными тарелками-подсолнухами, что продаются наряду с многочисленными фруктами-овощами прямо на улице.
6. Культ на грани психоза – káwa (кофе). Бесчисленное количество сортов пьются всегда, везде и по нескольку раз в день,.
7. Гипермаркеты. Это – несколько “Рамсторов” и “Метро” + “Пассаж” и “ЦУМ”, вместе взятые с их неизменной промоцией – несколькодневным снижением цены на любой товар, который и надо покупать, а потом звонить всем с докладом об удачной сделке (скидка в размере наценки!). Поляки умеют считать деньги. Когда пани купила к столу один перец за 10 грошей (это 75 копеек), продавец пытался пошутить: “Я Вам отдал его даром”, на что немедленно получил строгий ответ: “10 грошей – то 10 грошей!”
8. Еда восторга не вызвала (не
Испания). Зная пристрастие пана Эдварда к выпечке: “ Лучший город России – Муром, там на улице старые женщины продают пирожки с картошкой”(знал бы, как он рисковал), пришлось ответить им нашей интернациональной кухней (женщины поймут мои опасения при использовании незнакомых продуктов, сковородок и духовки). Русские оладьи на опаре, болгарский салат, еврейский пирог и венгерская горячая закуска заслужили наивысшую оценку - “то бардзо добже”. Мне обещали, что переписанные панами рецепты в момент разойдутся по знакомым и даже появятся на каком-то кулинарном польском сайте.
9. Цветы на каждом балконе, много бульваров, скверов и великолепных парков, пользующихся заслуженным вниманием местных жителей.
10. Польский “Fiat” размером в 3/5 “Оки”.
11. Молодежь стандартна, одеваться со вкусом умеют только дамы весьма преклонного возраста: обязательная шляпка в тон платья и кружевные перчатки, так что быть “таки элегантской пани” в этой стране совсем несложно.
12. Много аистов – может, это подготовка к демографическому взрыву? Однажды на дорогу в 50 км от столицы выбежала рыжая лиса и как-то не сразу заспешила убегать.
13. Много монахинь различных орденов. Поражает возраст, есть совсем молоденькие…
В
Кракове мы 2 дня жили в монастыре (в той части, где разрешено быть приезжим гостям). Удивительная приветливость, доброжелательность, внимание, достоинство, с которыми к нам отнеслись, запомнятся надолго, а уж чистота - за гранью стерильности ….И улыбки, и радостно-лучистые, полные смысла жизни девичьи глаза… Не понимаю!
14. Краков поразил. В нем словно собрано воедино всё лучшее, что есть во
Львове,
Таллине,
Вильнюсе, Турку,
Севилье.
15. Загородный дом, в котором мы провели 2 дня. Там гостиная размером в мою квартиру с лоджией впридачу. Пан Эдвард очень любит дерево, вся мебель сделана им собственноручно, включая антикварные столики, которые чья-то нерадивая рука когда-то выкинула на помойку. Когда працует - насвистывает, значит, дело это ему по душе. Книги, диски и кассеты, картины повсюду (даже в туалете акварель!) и цветы. Местечко называется Подкова, здесь живут писатели, журналисты, художники. Сосед Станислав - известный польский скульптор. Мы видели его работу в г. Лович – памятник Иоанну Павлу II , а потом нам позволили посмотреть мастерскую, где в полный могучий рост стоял маршал Пилсудский (подлинник в Ченстохове), в работе была голова Иоанна-Крестителя из каменной соли, а мраморная Дева Мария только что получила благую весть. Потом, конечно, нас пригласили на каву (так ведь и буду теперь называть кофе!).
16. Духовный отец семьи викарий Леон. Седовласый красавец в свои 84 года замечательным образом сохранил светлый ум и прекрасные манеры (а вам когда-нибудь за столом наливал пива сокурсник папы римского?!)
17. Вежливость на улицах, в магазинах. Только и слышишь “пше проше, пан – извините”, “дженькуе, пани – спасибо”. Уважают они себя и других.
18. Очень близкий нам язык. Поляки, порою, забывали, что мы не говорим по-польски. Вообщем-то смысл можно понять всегда:
levo - влево
prosto – прямо
galka – шарик мороженого
piwo – оно и здесь пиво
sklep – маленький магазин
antikala - сантехника
19. Музыка. Она звучала не только в доме у наших знакомых. Поляки используют любую возможность слушать её (желательно, бесплатно). За 9 дней мы были на 4-х концертах. Железова Воля – местечко, где родился Шопен. Дом с распахнутыми окнами, из которых льется музыка, наполняя собой всё, что вас в эту минуту окружает: усадьбу, прекрасный парк, пруды. Конечно, играют заезжие пианисты - лауреаты конкурсов – не каждому позволено прикоснуться к роялю великого поляка. Но все равно кажется, что этот этюд иль нежная мазурка только что вырвались на волю из-под нервных пальцев Фредерика. И слышали бы вы, как этому концерту для души вторили неугомонные пичуги…
Вероника Долина права:
“А мудреное пиво,
А чудные поляки,
Подающие исподволь
Мне какие-то знаки…
Пани есть французска?
Пани югославка?…
Вот как это было.
Я бы все забыла,
Да не будет больше
Так, как было в Польше...”