В этом году я планировала отпуск по принципу «хочу туда – не знаю куда»: главное, чтобы добираться было просто и удобно, а отдыхать - спокойно и размеренно. Собирались примерно в Черногорию. Ну или наоборот – в Белоруссию. Но когда я узнала, что самолёты от нас летают не только в Турцию или Египет, но и в греческие Салоники, всё решилось само собой – очень не хотелось ехать в Москву и метаться там между вокзалами и аэропортами. В турагентстве нам нашли маленький тихий отель на полуострове Кассандра, и мы улетели в Грецию.
Рейс из Саратова оказался не очень удобным – полночи в аэропорту, другая половина – в небе, зато ранним утром мы уже на месте. Взлётно-посадочная полоса в Салониках начинается чуть ли не от кромки воды, и хотя, в полусне спускаясь по трапу, ещё не веришь своим глазам, насквозь просоленный воздух не оставляет сомнений – будет и на нашей улице море. Прямо сейчас.
Южная красота не заставляет себя ждать, Греция протягивает в раскрытой ладони всё и сразу: горы на горизонте, пышные олеандры вдоль дорог, яркие черепичные крыши греческих домов и церквей, сверкающее море.
Наш отель прижимается к склону холма примерно посередине между посёлком Криопиги и побережьем Эгейского моря. В воздухе смешиваются морская соль, сосновая смола и ароматы цветов.
Дорога к пляжу идёт через лес гигантских растений – здесь всё почти как у нас, только раза в два больше: лохматые разлапистые сосны, заросли ежевики, плюща и бамбука, огромные цветы. Всё это звенит и потрескивает практически круглосуточно: цикады не умолкают до глубокой ночи.
Зато пляж на берегу залива Торонеос – едва ли не самая тихая часть Эгейского моря: говорят, здесь оно бывает бурным всего три - четыре раза в году. Впрочем, что-то наподобие шторма нам удалось застать однажды вечером.
В остальное время море вроде бы одно и то же – и всё-таки разное: ослепительно-бирюзовое в полдень,
сине-сизое перед дождём,
нежно-пастельное утром и вечером
и совсем фантастическое на рассвете.
И независимо от погоды и времени суток очень солёное. Мы видим море каждое утро со своего балкончика, каждый день спускаемся к нему после завтрака – и всё-таки не перестаём удивляться: переходам цвета и света, яркости красок и тонкости оттенков, очертаниям соседнего полуострова Ситония, то тающим в дымке, то проступающим с неожиданной резкостью.
Морская живность.
Посёлок Криопиги («холодный источник») – действительно очень маленький. Таверны и магазины вдоль дороги, церковь, сам источник и несколько домов, взбирающихся в гору – вот, собственно, и всё.
Такие посёлки рассыпаны по всему побережью Кассандры, а в самом большом городе полуострова Халкидики живут всего 17 тысяч человек, так что на улицах тихо и немноголюдно. Пишут, что русских туристов в этом году здесь гораздо больше, чем раньше, но и туристических толп мы не встретили. В общем, шанс отдохнуть от людей здесь точно есть.
В целом городки в этой части Греции похожи друг на друга: в переулках бродят вездесущие кошки, дома опоясаны неизменными галереями, улицы спускаются к морю.
В окрестностях серебрятся оливковые рощи, зреет виноград, сияют подсолнухи. Ещё одна типичная деталь местного пейзажа – солнечные батареи: 300 дней в году здесь светит солнце.
Встречается и такое.
В общем, Греция не производит впечатления богатой страны, но и неблагополучной тоже не выглядит. Всё утопает в зелени и цветах, никто никуда не торопится, ощущение неспешности и уюта подкрадывается незаметно и не отпускает до самого отлёта из страны.
«Только здесь понимаешь, в каком сумасшедшем ритме мы живём в больших городах», - говорит во время одной из экскурсий русский гид Алексей. Он же опровергает миф о греческой лени: три четверти территории страны занято горами, поэтому каждый клочок оставшейся земли возделывается и поливается – те же оливки без полива вырастут сухими и горькими.
Другой важный источник дохода – конечно, туризм, так что к отдыхающим греки относятся почти как к детям – дружелюбно и заботливо, буквально водят за ручку. Многие говорят по-русски – и не только из-за большого потока наших соотечественников: мы едем в Грецию отдыхать, греки к нам – работать.
- Откуда вы? – спрашивает водитель, который везёт нас из аэропорта.
- Из Саратова, - отвечаю я и зачем-то добавляю, - Россия.
- Ой что вы говорите, - смеётся водитель. – У меня в Саратове сестра и племянница, адвокатом работает. Но обычно я сначала лечу в Краснодар к дочери, потом в Питер к брату, а уже оттуда к сестре.
С трудом представляю, каково это – уезжать с солнечного побережья в наши суровые города… по крайней мере, нам покидать Грецию совсем не хочется.
Но уже через два дня созерцания Эгейского моря мы почувствовали себя настолько отдохнувшими, что захотели увидеть что-нибудь ещё и отправились в горы – как выяснилось позже, практически через полстраны. Другая Греция - в следующем репортаже)