Хри́сторожде́ственский кафедра́льный собо́р в Риге

Татьяна Страна:Латвия
Город: Рига
Время отдыха: Дата вылета июль 2015

Дата20.08.15 Хороший отзыв0 Ответов 2 Просмотрели1677

Хри́сторожде́ственский кафедра́льный собо́р в <a href=/latvia/riga/>Риге</a>

  Прекрасный и красивый собор. Великолепная божественная аура. Водичку святую набирали и преклонялись у икон святых.
Специально поднялись на 26 этаж гостиницы Раддисон-Латвия и из кафе Sky-Line сделали фото. А так летом собор в весь в зелени и трудно передать его великолепие целиком — а сверху удалось..  

Хри́сторожде́ственский кафедра́льный собо́р в Риге

  Из Викапедии можно узнать :

В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики, направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову, в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого одобрения со стороны правительства архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молнию, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту. Во многом и из-за «климатического» фактора процесс финансирования строительства новой православной церкви ускорился. Таким образом, в 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным, передовым храмом на территории Лифляндской губернии.

Несколько проектов будущего собора было отправлено в Москву на конкурсной основе. Всего проектов было три: один — проект молодого и многообещающего зодчего Яниса Фридриха Баумана, фактически первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал остзейцу, работавшему в Риге с 1853 года, академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю, будущему автору нового здания для нужд Большой Гильдии в стиле тюдоровской «пламенеющей готики». Но в итоге в 1875 году победу одержал проект молодого, но амбициозного выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга, который предполагал строительство храма в неовизантийском стиле, что также явилось «в пику» немецким псевдоготическим сооружениям и также отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей). Известно также, что храм начали сооружать на территории свободного участка — эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году начнётся строительство Рижской коммерческой школы (на участке той же эспланады), которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф, а сама постройка послужит «адекватным симметричным ответом» нововизантийскому варианту.

Затем произошла необходимая сдача строительства в подряд. Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года. Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 800 пудов. В процессе «адаптации» колоколов, принесённых в дар, стало понятно, что для всей дюжины не хватит пространства, что побудило российского императора выделить средства на воздвижение колокольни над входом в православный собор, где были размещены колокола. Таким образом, Роберт Пфлуг получил дополнительный заказ и дополнительные финансы на выполнение работ, с которыми ему удалось успешно справиться. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Николая Дмитриевича Финляндского, находившейся в Москве. Что касается художественного оформления интерьеров Христорождественского собора, то им занимались известные в России мастера живописи: П. Шамшин, ректор Петербургской Академии художеств. Точно установлено, что ему принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем». Также над внутренним убранством нового кафедрального собора трудились академики К. Вениг и Василий Васильевич Верещагин, известный русский живописец, близкий к направлению художников-передвижников. Верещагин являлся автором иконы первого яруса главного иконостаса, а также ему принадлежит роспись Царских врат. К тому же Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Также в оформлении плафона и приделов участвовали профессор Васильев, который писал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса, а ассистировали ему художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин.

24 апреля 1884 года состоялась передача завершённого строительством храма в ведение духовного ведомства; был освящен 28 октября того же года митрополитом Киевским и Галицким Платоном (Городецким) в сослужении епископов Рижского и Митавского Доната и Ковенского Сергия. В день освящения прозвучали все 12 колоколов из надстроенной колокольни; состоялся крестный ход, во время которого в новый храм принесли иконы из бывшей кафедральной церкви апостолов Петра и Павла. В том числе большая часть икон была создана по заказу Рижского строительного комитета специально для нового храма. В этом храме, который являлся истинно народным по своему духу, богослужения проводились на четырёх языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком, то есть службы велись для прихожан разной национальной принадлежности. После составления финансовой сметы было выяснено, что в строительство православного кафедрального собора было вложено более полумиллиона рублей. В обустройство интерьеров из этой суммы было выделено 140 212 рублей 87 копеек.

Настоящей гордостью храма было собрание его икон, которые во многих случаях прихожане приносили в дар Собору Рождества Христова. Всего при одной из описей церковного имущества было зафиксировано 850 предметов.

Есть сведения, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский
Адрес:

Хри́сторожде́ственский кафедра́льный собо́р в Риге (Rīgas Kristus Piedzimšanas pareizticīgo katedrāle) — кафедральный храм Латвийской православной церкви (РПЦ) (улица Бривибас, 23).

Дополнительная информация:

недалеко от Памятника Свободы



Фотографии


Комментарии

Спасибо вам за возможность обзора храма сверху, невероятная красота! Не вызывает сомнений, что был выбран лучший из архитектурных проектов, однако интересно было бы взглянуть на проект молодого архитектора из Латвии. Не знаете, можно его где-то найти?

Другие отзывы об отдыхе в Латвии

Центр отдыха LIDO — демократичность во всем
Павел Щербань  Павел Щербань   Латвия   Дата вылета  январь 2019
На ужин, после насыщенной пешеходной прогулки по центру Риги По Риге с Илоной **ilonariga ** и Татьяной **omite**, Таня и Илона предложили отъехать немного от центра города, туда. где можно было хорошо, вкусно и недорого поесть и просто пос...
Читать далее

Дата 03.10.19 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели247

Когда от камня отсекается все лишнее
«Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее»,- именно такой совет своим ученикам давал великий Микеланджело и вторил ему Огюст Роден на вопрос, как сделать скульптуру... Фонтебло, Франция В очередной подборке я собрал скульптуры, ...
Читать далее

Дата 03.03.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели265

Рижский бальзам и балтийский янтарь
Оксана Ш  Оксана Ш   Латвия   Дата вылета  сентябрь 2018
Даже если и найдётся кто-то (не на Турбине, само собой, а гипотетически), никогда не бывавший ни в Риге, ни в Прибалтике, то о таких вещах, как Рижский бальзам и балтийский янтарь, слышали все. Это же настоящие местные символы, знаменитые на весь мир...
Читать далее

Дата 24.04.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели302

Потерянный среди густых лесов
Оксана Ш  Оксана Ш   Латвия   Дата вылета  сентябрь 2018
Потерянный среди густых лесов Забытый временем, ветрами и людьми Старинный замок, каменный альков В подвалах тайны бережет свои...Как там я написала в конце своей предыдущей заметки о Сигулде? Вот сейчас «возьмём себя в руки и на...
Читать далее

Дата 24.04.20 Хороший отзыв0 Ответов1 Просмотрели246

Отзывы туристов