Специально поднялись на 26 этаж гостиницы Раддисон-Латвия и из кафе Sky-Line сделали фото. А так летом собор в весь в зелени и трудно передать его великолепие целиком — а сверху удалось.. Из Викапедии можно узнать :
В самом начале 1870-х годов генерал-губернатор Прибалтийского края князь Багратион по совету сподвижников, представителей русского населения губерний Прибалтики, направил официальное ходатайство главе внешнеполитического ведомства Российской империи Александру Михайловичу Горчакову, в котором была сформулирована мысль о необходимости строительства храма, с которой Горчаков согласился. После этого одобрения со стороны правительства архиепископ Рижский и Митавский Вениамин (Карелин) обратился к православным, населявшим губернию, с просьбой о пожертвованиях в пользу строительства православного храма. В то же время известно, что 1 сентября 1873 года над губернской столицей произошла сильнейшая за последнее время буря, и в церковь Петра и Павла ударила молнию, серьёзно повредив колокольню храма, выбив стёкла в верхних окнах и повредив позолоту. Во многом и из-за «климатического» фактора процесс финансирования строительства новой православной церкви ускорился. Таким образом, в 1874 году, 17 апреля, российский император Александр II выделяет Рижской православной епархии 900000 рублей для создания нового кафедрального собора, который стал бы по-настоящему представительным, передовым храмом на территории Лифляндской губернии.
Несколько проектов будущего собора было отправлено в Москву на конкурсной основе. Всего проектов было три: один — проект молодого и многообещающего зодчего Яниса Фридриха Баумана, фактически первого архитектора-латыша с высшим архитектурным образованием. Второй проект принадлежал остзейцу, работавшему в Риге с 1853 года, академику Санкт-Петербургской АХ Генриху Шелю, будущему автору нового здания для нужд Большой Гильдии в стиле тюдоровской «пламенеющей готики». Но в итоге в 1875 году победу одержал проект молодого, но амбициозного выпускника Санкт-Петербургской Академии художеств Роберта Пфлуга, который предполагал строительство храма в неовизантийском стиле, что также явилось «в пику» немецким псевдоготическим сооружениям и также отчасти преследовало определённые политические цели (в середине XIX века между русской и остзейской общинами в регионе разыгралась «война памятников» и архитектурных стилей). Известно также, что храм начали сооружать на территории свободного участка — эспланады, застройка которой формально была запрещена. Только в 1902 году начнётся строительство Рижской коммерческой школы (на участке той же эспланады), которым займётся архитектор Вильгельм Бокслаф, а сама постройка послужит «адекватным симметричным ответом» нововизантийскому варианту.
Затем произошла необходимая сдача строительства в подряд. Конкурс подрядчиков выиграл строительный мастер Виленской губернии академик Н. М. Чагин. Орнаментальный декор и каменные строительные детали изготовлены в мастерской Августа Фольца. Освящение закладного камня собора состоялось 3 июля 1876 года. Императором Александром III были подарены храму 12 колоколов, самый большой из которых, во имя благоверного князя Александра Невского, весил более 800 пудов. В процессе «адаптации» колоколов, принесённых в дар, стало понятно, что для всей дюжины не хватит пространства, что побудило российского императора выделить средства на воздвижение колокольни над входом в православный собор, где были размещены колокола. Таким образом, Роберт Пфлуг получил дополнительный заказ и дополнительные финансы на выполнение работ, с которыми ему удалось успешно справиться. Мастером-литейщиком, отливавшим колокола, был Ксенофонт Верёвкин, работавший в мастерской Николая Дмитриевича Финляндского, находившейся в Москве. Что касается художественного оформления интерьеров Христорождественского собора, то им занимались известные в России мастера живописи: П. Шамшин, ректор Петербургской Академии художеств. Точно установлено, что ему принадлежат иконы «Иоанн Креститель» и «Богоматерь с младенцем». Также над внутренним убранством нового кафедрального собора трудились академики К. Вениг и Василий Васильевич Верещагин, известный русский живописец, близкий к направлению художников-передвижников. Верещагин являлся автором иконы первого яруса главного иконостаса, а также ему принадлежит роспись Царских врат. К тому же Верещагин создал следующие иконы для Христорождественского собора: «Рождество Христово», «Рождество Пресвятой Богородицы» и «Святой Александр Невский». Также в оформлении плафона и приделов участвовали профессор Васильев, который писал иконы для второго и третьего ярусов иконостаса, а ассистировали ему художники Ф. Журавлёв и А. Корзухин.
24 апреля 1884 года состоялась передача завершённого строительством храма в ведение духовного ведомства; был освящен 28 октября того же года митрополитом Киевским и Галицким Платоном (Городецким) в сослужении епископов Рижского и Митавского Доната и Ковенского Сергия. В день освящения прозвучали все 12 колоколов из надстроенной колокольни; состоялся крестный ход, во время которого в новый храм принесли иконы из бывшей кафедральной церкви апостолов Петра и Павла. В том числе большая часть икон была создана по заказу Рижского строительного комитета специально для нового храма. В этом храме, который являлся истинно народным по своему духу, богослужения проводились на четырёх языках: церковнославянском, латышском, эстонском и немецком, то есть службы велись для прихожан разной национальной принадлежности. После составления финансовой сметы было выяснено, что в строительство православного кафедрального собора было вложено более полумиллиона рублей. В обустройство интерьеров из этой суммы было выделено 140 212 рублей 87 копеек.
Настоящей гордостью храма было собрание его икон, которые во многих случаях прихожане приносили в дар Собору Рождества Христова. Всего при одной из описей церковного имущества было зафиксировано 850 предметов.
Есть сведения, что в сентябре 1894 года здесь совершал богослужение Иоанн Кронштадтский
Адрес:
Хри́сторожде́ственский кафедра́льный собо́р в Риге (Rīgas Kristus Piedzimšanas pareizticīgo katedrāle) — кафедральный храм Латвийской православной церкви (РПЦ) (улица Бривибас, 23).
Дополнительная информация:недалеко от Памятника Свободы