Бюджетные путешествия сейчас являются очень популярной темой, в особенности среди активных путешественников, большинству из которых волей-неволей приходится оптимизировать расходы на дорогу, и немалую долю в этих расходах занимают авиабилеты, а порой и само пребывание в аэропорту может влететь в копеечку. Даже если не планируются длинные пересадки, никто не застрахован от задержек рейсов либо каких-то погодных катаклизмов, которые могут вынудить задержаться в аэропорту от нескольких часов до суток, а то и больше (хотелось бы надеяться, что последнее испытать никому не доведется).
1. Подлетаем к аэропорту Праги
2. Прага промышленная
3. Глядя на эти поля так и хочется там прогуляться!
В первые годы своих самостоятельных путешествий я мало задумывался о комфорте и в целом о времяпровождении в аэропортах, но чем больше приходилось «застревать» в дороге, на пересадках и т.д., тем больше начал сравнивать и анализировать в каких же местах будет пересидеть и переждать более приятно чем в других при прочих равных и, как оказалось, дешево не всегда означает не комфортно или плохо. Яркий тому пример аэропорт Праги Václav Havel, в который я отчасти попал тоже из соображений экономии, когда найти дешевых билетов из Барселоны в Москву 1-го сентября было фактически невозможно, и одну из лучших опций предлагал главный чешский авиаперевозчик Чешские Авиалинии (Czech Airlines), правда с относительно длинной пересадкой в Праге порядка семи часов на дороге назад. Вполне достаточное время, чтобы отправиться на 4-5 часочков в центр Праги!
4. Классическое электронное табло аэропорта
5. Винтовой красавец от Люфганзы
6. У Swiss много маленьких пузатеньких самолетов с четырьмя турбинами, которые спасают на коротких горных полосах
7. Красавец чешских авиалиний
8. А теперь сразу два красавца CSA
Надо сказать, что сами Чешские Авиалинии произвели крайне приятное впечатление. До этого с ними я пересекался только один раз, впервые побывав на борту пропеллерного регионального самолетика из Белграда в Прагу. Рейс из Москвы в Прагу выполнял Аэрофлот и поэтому в один день было с чем сравнивать. Чехи порадовали практически новым (ну или, по крайней мере, содержащегося в идеальном состоянии) самолетом, пунктуальностью, весьма неплохим питанием и сервисом. До этих полетов у меня почему-то сформировалось мнение, что все же чехи уступают своим коллегам из той же немецкой Люфтганзы, но на деле они выглядели крайне конкурентно на фоне самых крупных авиаперевозчиков Европы. Сюда еще стоить добавить, что русский язык является одним из официальных в компании, так что к большинству персонала можно обращаться по-русски, не говоря уже о том, что вся печатная информация и информация в аэропорту будет дублироваться на русском. Что, в общем-то, и не удивительно, поскольку в Чехословакии русский был обязательным языком в школьной программе и многие люди старших поколений прекрасно понимают по-русски, да и отказываться от него не слишком-то и спешат.
9. К взлету готовы!
10. Выруливает EasyJet
11. Кто-то вряд ли когда сядет на EasyJet — и так все неплохо сложилось :)
12. Час-пик на взлетно-посадочной
13. Аэропорт Праги
Так бы я и проскочил аэропорт Праги не сильно заострив на нем внимание, если бы не мои слишком оптимистичные ожидания от европейской погоды в конце августа. В день вылета из Москвы в Барселону на улице хорошенько пекло солнце, а уж погода в самой Испании говорила о том, что теплые вещи с собой брать будет лишним. Так и было сделано и, по большей части, выбор был правильным, так как всего лишь пару дней пришлось слегка померзнуть в на редкость пасмурной Испании, но вот под конец поездки ждал сюрприз. Когда наш самолет из Барселоны коснулся пражской земли, командир сообщил прекрасную новость о том, что первого сентября в Праге наступила осень, и температура в городе не превышает и тринадцати градусов выше нуля, что для меня, одетого в легчайшую футболку и шорты, чего более чем достаточно было в солнечной Барселоне, было небольшим шоком, и о планах покорения Праги во время пересадки еще находясь в самолете пришлось сильно задуматься. Выйдя на улицу и ощутив, что в таком наряде я больше 10-15 минут на свежайшем воздухе провести не смогу, забежал обратно в здание аэропорта и пошел шерстить по аэропортовым магазинам, чтобы прицениться сколько будет стоить обмундирование для вылазки в город. На удивление, цены были достаточно демократичными, но все равно выходило что-то порядка 100 евро на покупку в целом ненужных вещей, вся ценность которых заключалась только в том, что в них можно спокойно для себя погулять несколько часов по столице Чехии. Дороговато, за эти 100 евро можно и на такси покататься пару часиков, да и то в городе, в котором я пусть и проездом, но все-таки уже был.
14. Аэропорт Праги
15. Аэропорт Праги
16. Аэропорт Праги
В общем, стало понятно, что аэропорт на эти 7 часов превратится в мой дом, но при этом я был совершенно не подготовлен к столь долгому ожиданию, и с собой не было ни фильмов, ни хотя бы какой-нибудь интересной книги, а обещанный бесплатный интернет безоговорочно требовал некий логин и пароль. Ну ничего не поделаешь, оставалось либо сидеть убивать время в зале ожидания, либо идти исследовать аэропорт, который я видел только пробежкой с рейса на рейс и между дьютиками.
17. Аэропорт Праги
18. Прекрасная выставка, посвященная аэропорту Праги и Чешским авиалиниям
19. Аэропорт Праги
Аэропорт весьма и весьма большой, даже при том, что до сих пор Прага не является каким-то огромным международным и межконтинентальным хабом, и основу пассажиропотока составляют рейсы Чешских Авиалиний, чьей базой аэропорт и является. Это, безусловно, большой плюс, поскольку во многих уголках двух терминалов порой просто отсутствуют люди, так что вполне можно расслабиться. Вообще я заметил, что в Европе аэропорты в основном не отличаются каким-то богатством и разнообразием, что больше присуще богатейшим странам в Азии, и скорей являются практичными и эффективными местами для того, чтобы туда прийти и как можно скорее улететь, без излишеств, за редкими исключениями. Продуманность инфраструктуры в пражском аэропорту сразу кидается в глаза. Первым делом ключевая вещь, как доступ к питьевой воде. Через каждые 200 метров неизбежно натыкаешься на фонтанчики с питьевой водой, причем, каждый раз их по два в одном месте, но в разных пополнениях: это либо фонтанчики разной высоты (низкий для инвалидов и детей), либо фонтанчик и кран, из которого очень удобно пополнять бутылки. Другими словами, застряв в аэропорту без денег от жажды вы точно не умрете. Меня всегда интересовало отличается ли как-нибудь вода из вот этих питьевых фонтанчиков от той, что течет в раковинах туалетов? До сих пор не знаю точного ответа, но хотя бы тот факт, что порой вода в туалетах течет исключительно теплая, ее уже как минимум неприятно пить и порой трудно набрать в бутылку. Да и просто нужно заметить, что далеко не в каждом аэропорту так вот просто можно найти подобную вещь с питьевой водой. Итак, утолить жажду удалось легко.
20. Аэропорт Праги Václav Havel
21. Аэропорт Праги
22. Вот такие креативные авиационные скамейки
Тут уже захотелось и покушать. Ну что ж? Редко в каком европейском аэропорту это будет проблема при наличии денег: различных заведений с разнообразной кухней обычно предостаточно. Не исключение и Прага, причем цены на общем фоне достаточно привлекательные, если принимать во внимание, что цены аэропортовые. Двигаясь дальше, нахожу пару магазинчиков, где можно относительно дешево прикупить снэков на вынос и залить это дело огромнейшим выбором чешского пива. Но все же интересно посмотреть на все опции. И вот на какой-то сотне метров хождений по терминалам я натыкаюсь на вывеску, что до супермаркета Billa мне осталось идти всего 100 метров. Я не поверил своим глазам: супермаркет в аэропорту?! Надо сказать, что ездил я в своей жизни много, и много видел аэропортов, но вот супермаркета не видел нигде. Быстро преодолев 100 метров, я оказался на пороге действительно средних размеров супермаркета прямо в терминале аэропорта. Удивительно, но тут было практически все, как в обычном супермаркете, ну может с небольшим акцентом на снэки и отсутствие бытовой химии. Но самое поразительное цены! Они показались более чем нормальными. К сожалению, в самой Чехии я давно не был и трудно судить об уровне цен в городах, но вот в этом аэропортовом супермаркете можно было взять здоровенный свежий сэндвич за 100-150 рублей, бутылку йогурта за 30 рублей или бутылку воды за 15 рублей! Я хотел бы быть неправым, но неужели на территории еще хоть какого-нибудь аэропорта Европы можно купить бутылку воды за 15 рублей? Но вот продажа сырого мяса как-то поначалу поставила в тупик. Где ж его готовить-то? Или бывают люди, которые по дороге домой, скажем, в Москву, могут подумать, что, пожалуй, стоит взять килограммчик-другой говядинки, а то ж дома шаром покати. Это, конечно, вряд ли, но вот, с другой стороны, для людей, приезжающих в Прагу, это ведь вполне неплохой вариант затовариться перед поездкой домой в самом аэропорту, особенно зная как рано в Европе все закрывается и не очень любит быть открытым в выходные. Шикарная идея!
23. Смотровая площадка аэропорта
24. Выруливает гигант американской Дельты
Вот удалось и покушать в аэропорту по цене дешевле макдональдса. Сытый организм затребовал небольшого отдыха. И с этим больших проблем не оказалось. Конечно, в аэропорту Праги есть немалое количество бизнес-лаунджев, но не забыли и про простых смертных. Одним из плюсов является наличие немалого количества кресел с подставкой для ног, причем, как правило, расположенных в достаточно тихих местах аэропорта и с неплохим видом из окна. Но и это еще не все: как минимум, я обнаружил совершенно бесплатный лаундж с прикольными зелененькими диванчиками, на которых можно не только посидеть, но и вполне комфортно подремать, причем там были свободные места даже для того, чтобы вальяжно развалиться! Шикарно!
25. Подтянулся голландец KLM
26. Длинный, как змея, рукав готов проглотить самолет
Дальнейшая прогулка выявила огромное количество мест для развлечения детей, от мала до велика, чего до этого наблюдал крайне мало. Всякие развлекательные места понатыканы везде, где только можно: и в залах ожидания, и перед выходами на посадку, и в длительных переходах между терминалами – короче чадо будет чем занять практически на любом шагу.
27. Модели военных самолетов Чехии
28. Выставка, посвященная работе аэропорта
Еще одним открытием было большое количество экспозиций и выставок открытых на территории аэропорта. Первой была замечена выставка фотографий детей Камбоджи, с общим посылом о том, что вот там детям действительно тяжело и в качестве примеров приводились прихоти местных чешских, мол ваше чадо устало от очередного ай-фона, а вот этот мальчик двадцать километров топает пешком до школы каждый день, потому что хочет учиться. Есть выставка о самом аэропорте с модельками самолетов и информационными щитами, рассказывающих о жизни аэропорта и вокруг него. К примеру, постройка второй взлетно-посадочной полосы приведет к увеличению пассажиропотока аэропорта и, соответственно, к увеличению шумового фона в районе. Аэропорт не только всячески вкладывается в развитие инфраструктуры ближайших районов, но и обязуется обеспечить все жилища необходимыми средствами звукоизоляции. Похвально. На территории аэропорта функционирует зал, названный кинотеатром. Но это все же зал с обычными стульями, где бесплатно можно посмотреть транслируемый фильм. Так и не понял, на какую тематику, так как в этот день этот зал не работал, хотя реклама о нем была развешана по всей территории.
29. Фотовыставка о детях Камбоджи
30. Для детей в пражском аэропорту настоящий рай
Впервые наткнулся на террасу, с которой можно было наблюдать за самолетами и фотографировать их. К сожалению, она не выходила на саму взлетно-посадочную полосу, а лишь давала хороший вид на места парковки самолетов, но тем не менее тоже шикарная вещь, которая может занять на полчасика. Я вот в подробностях никогда не видел весь процесс снаружи самолета при его отправлении или прилете. Удивил рукав для высадки/посадки пассажиров. Подкативший голландец KLM запарковался как-то довольно криво и далеко от рукава, так что я было подумал, что самолет пустой и сажать или высаживать пассажиров не собирается. Но нет, змеюка-рукав проехал порядка 20-30 метров и удачно присосался к двери самолета, откуда и повалил народец.
31. Настоящее открытие: аэропортовый супермаркет, мясо на развес по ценам города!
32. Ни персонала, ни людей — красота!
Оказалось, что терраса является не самой лучшей точкой для наблюдения за самолетами в аэропорту. Погуляв по терминалам, выяснил, что есть как минимум две точки, откуда довольно неплохо просматривалась взлетно-посадочная полоса и можно было вдоволь пофоткать прилетающих и улетающих железных птиц. На одной из этих обзорных точек попал в огромный зал, посвященный чешским авиалиниям. Абсолютно шикарная выставка, с историей становления компании и информацией о строительстве аэропорта, хороший экскурс в происходящее в компании на сегодняшний день (между прочим, чехи целят на то, чтобы стать одним из крупных транспортных хабов, связывающим Европу с Азией, во многом благодаря альянсу чехов с Korean Air), фотографии лайнеров чешских авиалиний, выставка формы экипажей и стюардесс на протяжении десятилетий.
33. Этими краниками и фонтанчиками аэропорт буквально упичкан.
Вот так и прошли совершенно незаметно 7 часов ожидания своего рейса. Нужно сказать, что пражский аэропорт открылся для меня заново, особенно поразив своей продуманностью и доступностью для обычного пассажира. Раньше даже и не замечал, что Прага еще же еще является небольшой базой для EasyJet, которым можно улететь не только в Англию, но еще и в ряд европейских стран. В общем, побольше бы таких аэропортов Европе и, безусловно, России, и тогда наши путешествия станут еще более приятными и доступными!
34. Креативный и ултракомфортный лаундж для транзитных пассажиров
По материалам сайта http://pogruzhenie.com/cheshskie-avialinii-i-aeroport-pragi-vaclav-havel-prague-czech-republic/