Несмотря на свою сказочную живописность, городки Эльзаса, надо признать откровенно, достаточно однообразны. Настолько, что потреблять их в большом количестве я бы не советовал. Конечно, они не перестанут казаться красивыми, но восприятие будет уже не то: из него исчезнет самое главное - яркость новизны впечатления. Всем известно, как нас радует только что наряженная новогодняя ёлка, и все знают, что уже через неделю - максимум дней через 10 она становится привычной частью интерьера, почти как шкаф или комод. А потом и вовсе - уже не знаешь, как избавиться, а руки не доходят. До последней стадии Эльзас, конечно, довести трудно, но вот до периода ровных и уже не праздничных (по крайней мере, не столь восторженных) эмоций - запросто. По этой причине тем, кто соберётся впервые осваивать этот прекрасный регион, я бы посоветовал примерно такую программу: Страсбург, Кольмар и пару небольших то ли городков, то ли деревушек, как их называть - дело двадцать пятое. А остальное время, если таковое имеется, отдать "практической" части - Винной дороге (тут уж по мере сил, возможностей и приобретённых в условиях тяжёлой русской действительности навыков и опыта).
Изначально я намеревался посетить 2 городка в окрестностях Кольмара: Рикевир и Рибовилле. Однако после Рибовилле от поездки в Рикевир я отказался, поняв, что ничего особо нового там не увижу. Нет, каждый их них (равно как и ещё, как минимум, 3-4 в окрестностях Кольмара) достоин посещения, но "потреблять" их один за другим чревато быстро наступающим пресыщением.
Поэтому я решил внести некоторые изменения и в структуру рассказа, отказавшись от своего обыкновения вести его в соответствии с реальной хронологией путешествия, и прекрасно осознавая, что Рибовилле после Кольмара потеряется - не потому, что он менее красивый и интересный, а просто потому, что он будет выглядеть той самой ёлкой, что стоит уже пару недель и перестаёт удивлять и восхищать.
И для контраста и смены впечатлений как нельзя лучше подходят города Бургундии, разительно отличающиеся от разноцветного Эльзаса - однотонные, бледные и блеклые (но - только по своей окраске !). А в Эльзас я ещё обязательно вернусь - в рамках этого же рассказа.
<<<<< ==================== ДИЖОН ==================== >>>>>
Дижон, конечно, не такой красивый, как Кольмар. Но когда я назвал его, как и всю Бургундию, серым, я имел в виду исключительно преобладающую в его кварталах цветовую гамму. Дижон реально серый (ну или, скажем так, "грязно-белый"), как и бельгийский Гент. Но вот к его сути применить это слово я уже не могу никак. Лишённый броской красоты (которая, конечно, местами тоже имеется), Дижон привлекает совсем другим - своей атмосферой. Конечно, можно возразить, что атмосферность как таковая присуща любому интересному городу, но это не совсем так. Точнее, далеко не всегда она выражается так явно. Есть города, настолько переполненные достопримечательностями, что всё внимание концентрируется (и, в общем, вполне заслуженно) именно на них, а внутренняя сущность города при этом отходит на 2-й план или не замечается вовсе. В этом смысле даже хорошо, что в Дижоне не так много супертоповых must see - это позволяет лучше сосредоточиться и прочувствовать его "нутро".
Кольмар, как и прочий Эльзас - броский, яркий, эффектный, как женщина в вечернем наряде, собравшаяся на бал с откровенным желанием покорять и не только. "Ой, как красиво !", "Ой, какой домик !", "Ой, Вань, гляди-кось, попугайчики!" - это Эльзас. Дижон не красивый, он историчный. Здесь даже слова застревают где-то внутри, как будто боясь спугнуть атмосферу истории, тайны, порой даже мистичности - особенно вечером, когда на пустых улочках порой становится немного не по себе: кажется, что обступившие с обеих сторон дома - это живые существа, великаны, притомившиеся и задремавшие, но готовые в любой миг проснуться. И чувство, что тебя как бы рассматривают из-под полуприкрытых век, нет-нет, да становится очень явным. И это ощущение усиливается ещё как раз от неброской окраски улиц - будто некто, одев серые плащи, неслышно сопровождают тебя и незримо следят за каждым твоим шагом. И кто знает, что произойдёт, если шаг окажется неверным...
Знаете, каким показался мне Дижон ?
Парижем 17-18 веков, Парижем мушкетёров и кардиналов Ришелье и Мазарини, тем Парижем, которого и в самом Париже осталось совсем немного. Примерно таким я представлял себе его, когда ещё в детстве зачитывался романами Дюма. На улицах Дижона я, кажется, совсем не удивился бы, если б за очередным поворотом увидел завернувшихся в тёмные плащи кого-то поджидавших явно не с добрыми намерениями людей или если б навстречу проскакала пара всадников в шляпах с перьями и при шпагах. В общем, от Дижона можно ждать чего угодно!
Но, к своему величайшему сожалению, посмотрев получившиеся фото, я с разочарованием понял, что передать характер Дижона они не смогли. Отчасти причиной этого стало яркое солнце, "разрезавшее" (особенно утром) все улицы и дома города напополам, как в чёрно-белом кино: те их части, которые щедро заливались открытыми солнечными лучами, вышли излишне яркими, ещё более обесцветив и без того блеклые кварталы, а другие - напротив, оказались почти в кромешной темноте. Так что не судите строго, но придётся иметь дело с тем материалом, который есть, за отсутствием иного...
Повторюсь: улицы Дижона не блещут разнообразием цветов, которые в основной массе варьируются от тёмно-белых до светло-серых, в лучшем случае - с примесью песочных и слабо-жёлтых тонов. Даже фахверк, которого здесь очень мало, напоминает кадры из старых, ещё нецветных фильмов:
И только иногда попадаются дома, деревянный "каркас" которых покрашен в вишнёвый или тёмно-золотистый (или какие-то промежуточные вариации) цвет:
Правда, порой, если хорошенько присмотреться, можно встретить любопытный декор:
Пожалуй, единственные яркие пятна (в буквальном смысле !) в дижонских "картинках с улицы" - это крыши некоторых домов с разноцветными узорами. Их в городе не так уж и много - но тем сильнее они выделяются на общем фоне:
Ещё одна отличительная особенность городского пейзажа Дижона - широкие прямоугольные печные и каминные трубы, бросающиеся в глаза практически на каждом втором доме. Конечно, подобные конструкции есть и в других местах, в том же Париже, но такого их количества, как здесь, в столице Бургундии, я ещё не видел.
На самом деле, собственно дымоходами являются маленькие коричневые цилиндры, похожие на глиняные цветочные горшки, собранные "блоками" и объединённые одним вертикальным выступом, слегка поднимаясь над его верхней кромкой. Экскурсовод на башне Филиппа Доброго сказал, что каждый такой "выступ" соответствует одной квартире, а каждая труба в нём - комнате. Таким образом, по количеству "горшочков" на каждом "блоке" раньше можно было судить по зажиточности обитателей той или иной квартиры или дома: чем их больше, тем большим числом комнат и внутренних помещений они располагали.