Есть в финской столице один необычный район, заставляющий вспомнить Венецию: Суоменлинна (фин. Suomenlinna) – расположен он на нескольких островах и отделён от материкового Хельсинки (фин. Helsinki) водой. Честно говоря, сначала это была крепость, построенная шведами в 1748-1758 годах для защиты от Русской Империи, но в ходе нескольких кровопролитных войн нам удалось её отбить и сделать своей, ну, а потом передать вновь образовавшемуся Великому княжеству Финляндскому. Всегда возникает вопрос, почему же у одного места сразу два имени, причём таких разных: оказывается, Свеаборг в перевод со шведского означает «Шведская крепость», а Суоменлинна в переводе с финского — «Финская крепость», как говорится, кто владеет, тот и называет, как пожелает. В отечественной истории крепость больше известна под названием Свеаборг.
1. Парадная пристань Свеаборга
До 1973 года крепость использовалась по своему прямому назначению, и только после стала одним из районов столицы, в котором сейчас проживает на постоянной основе не меньше 900 человек. В район Суоменлинна входят восемь островов. Пять из них: Кустаанмиекка, Исо Мустасаари, Пикку Мустасаари, Лянси-Мустасаари и Сусисаари соединены между собой мостами или косами. Три острова обособлены: Сярккя, Лонна и Порместаринлуодот. Кустаанмиекка — самый южный из пяти связанных островов. Он связан с Сусисаари узким перешейком, по которому проходит оборонительный вал и, строго говоря, является полуостровом. На южной оконечности находятся бастионы с орудиями и Королевские ворота. В центре острова в скалистой породе имеется несколько небольших водоемов. Остров Сусисаари расположен в центре крепости между Кустаанмиекка и Исо Мустасаари. На острове множество бастионов, музей таможни, подводной лодки и Эренсверда. Остров отделяется от Исо Мустасаари узким проливом, через который перекинут деревянный мост. Исо Мустасаари — наиболее застроенный центр гарнизона, расположенный на северо-востоке. Здесь размещается церковь, музей крепости, музей кукол и главная пристань. Лянси-Мустасаари и Пикку Мустасаари расположены на северо-западе, они соединяются мостом, а Пикку Мустасаари соединён мостом с Исо Мустасаари.
Быть рядом и не заскочить? Как Вы уже поняли, такого рода затруднения в мою голову даже в страшном сне не заходят :). До нужного места можно и нужно добираться на паромчике, который ходит от Рыночной площади Хельсинки (фин. Kauppatori) аж с 6 утра и до 2.20 ночи с интервалами от 40 минут до 1 часа (летом можно добраться и от соседнего пирса на специальных «водных автобусах» JT-Line). Хотя на улице была самая настоящая зима, желающих посетить Свеаборг было немало. Думаю, в летнее время вообще не протолкнешься! Проще уж вплавь :). Подходя к пристани, я чуть-чуть не успел на отходящий паром и пришлось минут 30 ждать следующего, слава Богу, там есть небольшой зал ожидания, в котором даже нашёлся бесплатный интернет. Сама же поездка оказалась очень непродолжительной: спустя 20 минут катания мы уже пришвартовывались к основной пристани Суоменлинны, где нас ожидала встречающая толпа, мечтающая отправиться на материк.
2. Подходим к острову
Хочется сразу признаться, что, ступив на землю и немного пройдя, почувствовал себя немного разочарованным и обманутым. Где те огромные пушки, высоченные стены, множество насыпных валов и прочих чудес фортификации? Где они? Меня лишь встречали покосившиеся деревенские домики, щедро разбросанные по территории всей нашей страны, вездесущий снег и продуваемое всеми ветрами пространство, которое только предстояло изучить.
3. Дома местных жителей, обычная российская глубинка, правда, очень аккуратная и чистая
4. Бывшая гарнизонная церковь русских солдат, которая одновременно является и маяком (единственная такая церковь-маяк в мире)
5. Финны очень любят велосипеды
Проявив ослиное упорство и решив, что раз место называется крепостью, то где-то должны быть пушки и стены, я потопал их искать. Спустя какое-то время судьба решила преподнести подарок и появилось то, ради чего сюда я и приплыл: солдатские казармы сменили гражданские сооружения, крепостные стены заменили покосившиеся заборы, а вместо пугал из амбразур торчали жерла пушек.
6. Зимнее солнце светит очень недолго
7. Велосипеды везде
8. Свеаборг
9. Переходы в крепостных стенах
10. Могила основателя крепости А.Эренсверда
11. Казармы
12. Туда не ходи… снег в башка попадёт
Крутя головой и объективом, я наконец-то вышел к береговой линии Свеаборга, тому месту, которое в свое время омылось кровью многих русских и шведских солдат. Именно здесь и сосредоточилась вся военная мощь острова, ведь, Свеаборг специально и создавался для сдерживания агрессии со стороны моря. Молчаливыми истуканами прошедших баталий стояли огромные орудия, нацелившиеся в сторону холодного моря. Сейчас уже были страшны не они, а тот жуткий ветер, пронизывающий до костей и аккумулировавший в себе, казалось, весь холод Финского залива. Лезть в ржавые жерла не хотелось, а больше места, чтобы спрятаться там не было. Пришлось быстро пробежаться вдоль берега и побыстрее укрыться среди построек.
13. А вот тут ветер был жуткий… руки замерзали напрочь
14. Пушка Миротворец :)
15. Не хотел бы оказаться на её мушке :)
16. Грозное оружие, даже спустя столько лет
17. Крепость Свеаборг
Немного отогревшись, надо было решать, куда же идти дальше. Учитывая размеры острова, выбор был небольшим: либо назад к пушкам и в холод, либо завершать почётный круг обхода и потихоньку возвращаться на пристань. К сожалению, туристических групп, к которым можно было незаметно пристроиться ради ценной и бесплатной информации, рядом не было, поэтому пришлось заканчивать самостоятельную экскурсию. Постоянно поскальзываясь на обледенелой земле и стараясь не скатиться по крутым берегам в холодную воду, я умудрился заметить парочку интересных мест, которые в тёплое время года будут явно достойны дополнительного внимания.
Вернувшись в город, оставалось только добраться до моего хостела и уже утром отправляться домой. Город же оставил о себе довольно приятные воспоминания и желание как-нибудь вернуться на пару дней, но только уже в летний период.
18. Королевские ворота — это символ крепости. Построены они здесь в 1753-54 годах на месте высадки шведского короля Адольфа Фредерика, решившего лично проконтролировать строительство крепости
19. Крепость Свеаборг
20. Крепость Свеаборг
21. Русская березка :)
По материалам сайта http://pogruzhenie.com/iz-sveaborga-v-suomenlinnu-xelsinki-finlyandiya/