Самым значимым (хотя, на мой взгляд, не самым интересным и красивым) местом в Дижоне считается Площадь Освобождения, на которой раскинулся (именно так, учитывая его размеры) Дворец бургундских герцогов. Его начали строить в 1365 году, практически сразу после того, как Бургундия выделилась из состава
Франции, так что тогдашние её герцоги, по сути, имели королевский статус (а учитывая, что на пике своего могущества Бургундия владела, на минуточку, Фландрией, Нидерландами и
Люксембургом, они были влиятельнее многих реальных королей), а дворец фактически являлся монаршей резиденцией.
Однако сегодняшний дворец королевским величием (не считая своих масштабов) совсем не потрясает. Своё нынешнее обличие он получил уже в 17-18 веках и предстаёт перед нами сооружением, в общем-то, довольно типовой классической архитектуры, подобных которому во Франции - пруд пруди. И монументальность дворца никак не спасает этой ситуации. Вот только фонтанчики, вытянувшиеся на площади в 2 линии, оживляют картинку.
От старого дворца сохранилась центральная 52-метровая башня 15 века, названная именем Филиппа Доброго - бургундского герцога, при котором она была построена, сначала - как сторожевая, со временем превратившись в символ власти герцогов Бургундии и могущества бургундского государства. Сегодня на неё можно подняться, чтобы посмотреть на Дижон с обустроенной на самом верху башни террасы (благодаря которой второе название башни - Террасная: Tour de la Terrasse). Сделать это очень просто: каждый день примерно раз в час-полтора проводятся групповые посещения с гидом, стоимость которых по французским меркам просто смешная - 1.5 евро. Билеты продаются в турбюро, расположенном в боковой части дворца, и оттуда же начинаются 40-минутные экскурсии. Не могу сказать, что спрос на них огромный: например, в моей "группе", кроме меня, была ещё только местная мадам с сыном мелкого возраста.
На вершину башни ведёт винтовая каменная лестница, состоящая из 316 ступеней. Местами она украшена лепниной, изображающей виноградную лозу, улиток и герцогскую символику.
Ну а виды с высоты башни действительно стоящие: весь Дижон открывается, как на ладони, сколь бы шаблонно это ни звучало. Особенно хорошо виден старый город, расположенный вокруг башни концентрическими кругами.
Площадь перед дворцом выглядит, как римский амфитеатр:
Одинокая гаргулья на вершине башни:
Вот ещё несколько видов башни Филиппа Доброго с разных мест вблизи дворцового комплекса:
С середины 19 века в Герцогском дворце расположилась городская Ратуша. Любопытно, что спустя столетие один из уже почти современных мэров города Феликс Кир оставил свой след в истории французских аперитивов: его именем (кир) был назван напиток, состоящий на 1/3 из чёрносмородинового ликёра и на 2/3 - из местного белого вина Алиготе.
В одном из двориков внутри дворцового комплекса (войти туда с улицы можно совершенно свободно) можно увидеть очень атмосферный уголок. Здесь находится самое старое из сохранившихся сооружений Герцогского дворца - невысокая башня (собственно, это даже не башня в классическом понимании этого слова, а трёхэтажная жилая постройка) Бара (Tour de Bar) 14 века, названная так по имени Рене Анжуйского, герцога Прованса, Бара и Лотарингии, находившегося здесь в плену во время одной из местных междоусобных войн.
Ну а самой красивой, на мой взгляд, площадью Дижона является площадь Франсуа Рюд (Place Francois-Rude). Несмотря на свой якобы средневековый шарм, она появилась здесь сравнительно недавно, в самом начале 20 века, и получила своё название по имени французского скульптора Франсуа Рюда, родившегося поблизости. Центральное место отведено фонтану со статуей Bareuzai - так в Бургундии называли человека, топчущего виноград в чане (помните Челентано в фильме "Укрощение строптивого"?) для получения сока.
К сожалению, сейчас эту живописную площадь часто используют для проведения рынков, поэтому увидеть её во всей красе можно лишь утром и ближе к вечеру. А днём она выглядит примерно так:
Был бы хоть рынок какой приличный, а то ведь Черкизон сплошной...
Есть в Дижоне и своя "триумфальная арка" - Ворота Гийома (Porte Guillaume). После большого пожара, практически уничтожившего город в 1137 году, герцог Гуго II решил построить новые крепостные стены. Одни из городских ворот получили имя аббата Гийома - настоятеля расположенного неподалёку монастыря. В конце 18 века их полностью перестроили, после чего они приобрели сегодняшний парадный, немного даже помпезный вид.
Совсем рядом с "аркой" можно увидеть "Фонтан с лягушками", известный также как "Молодость":
"Ой, лягушки !" - думают девчушки.
"Ой, девчушки !" - думают лягушки (они, на мой взгляд, выглядят намного обаятельнее).
Фонтан был установлен (правда, сначала на другом месте, но это особого значения не имеет) в 1904 году и, несмотря на нехитрый сюжет, получил несколько медалей различных выставок, а его копии появились в
Дюссельдорфе,
Цюрихе и
Одессе.
*********************************
Несколько церквей Дижона заслуживают отдельного внимания, а самой интересной из них (после собора, разумеется) является местный Нотр-Дам - церковь Дижонской Богоматери, которую иначе как шедевром назвать сложно. Её фасад издали кажется просто изящным, но если подойти ближе, становится видно, что его украшают "ложные" (потому что они не выполняют свою традиционную функцию водостоков и служат лишь декором) гаргульи общим числом 51 штука, представляющие людей, животных и мифических чудовищ.
Однако гаргульи обитали на церкви не всегда. Бытует предание, что в 1240 году во время собственной свадьбы некий ростовщик был убит на площади перед Нотр-Дамом, когда прямо ему на голову свалилась одна из фигур, после чего все скульптуры были сняты с фасада церкви. Однако эта история является всего лишь легендой, придуманной местными проповедниками для изобличения скупости, присущей ростовщикам. На самом деле горгульи действительно были удалены из соображений безопасности, но сей поучительно-трагический инцидент реально места не имел. Лишь в 19 веке было решено вернуть скульптуры на место и вновь придать Нотр-Даму его исторический облик.
На крыше церкви дижонской Богоматери установлены часы, над которыми возвышается Жакмар (Jacquemart) - так традиционно называется скульптура человека, который, благодаря встроенному механизму, ударяет в колокол в определённое время. Подобные устройства можно встретить во многих городах центральной (преимущественно - северной) Европы, и одним из старейших и является Жакмар в Дижоне. А появился он здесь... как военный трофей, захваченный в бельгийском городе Кортрейке бургундским герцогом Филиппом Смелым в 1382 году. Поскольку колокольни в Дижоне тогда не было, агрегат установили на крыше Нотр-Дама. Горожане так полюбили "звонаря", что в 17 столетии «поженили» его, изготовив и разместив с другой стороны колокола вторую - теперь уже женскую - скульптуру, дав её имя Жаклин. А дальше - больше: в 1714 году поэт Эме Пирон обратился в муниципалитет с предложением подарить "супругам" детей, и вскоре автомат пополнился статуей мальчика, бьющего в колокол каждые полчаса, которого назвалиJacquelinet (уж не знаю, как правильно произнести эту "игру букв"). Но и этим дело не кончилось: в конце 19 века "семейство" пополнилось дочкой Jacquelinet.
Центральные ворота главного портала:
Интерьеры церкви достаточно традиционны, и выделить что-то, кроме большого числа красочных витражей (причём некоторые из них датируются 13 веком), мне сложно.
А вот интерьеры другой церкви - святого Филиберта (Saint-Philibert) - оказались очень неожиданными. Когда я зашёл в неё, то увидел вот такую картину:
Моей первой мыслью было то, что здесь проходит какая-то благотворительная акция по раздаче старой мебели. Потом, увидев на некоторых диванах людей, я подумал, что в церкви устроили ночлежку для нищих и бездомных (что, в общем-то, согласитесь, не худшее применение любого храма). И только потом, приглядевшись, понял: сидящие рисуют детали внутренней архитектуры - видимо, сейчас, когда внутри проводятся масштабные ремонтно-реставрационные работы (а сама церковь уже давно не является действующей, и в последнее время использовалась для проведения выставок и концертов), внутреннее пространство отдано на откуп будущим художникам, возможно, ученикам соответствующих учебных заведений, для удобства которых сюда завезли старенькие, но вполне функциональные диванчики.
Ну а сама церковь, перестроенная в самом начале 16 века, выглядит очень гармонично и красиво:
А её портал - очень аутентично: