Практически каждому туристу, путешествующему по Перу и Болвии, неизбежно приходится пользоваться услугами автобусных перевозчиков. Для междугородних и международных перевозок это самый распространенный вид транспорта, порой просто безальтернативный и практически всегда самый дешевый. Железнодорожный транспорт из-за сложностей рельефа развит довольно слабо, да и в тех местах, где он есть, поезда ходят довольно редко и, особенно в Перу, стоят баснословных денег по сравнению с тарифами на автобусные перевозки. Альтернативой на дальние расстояния в Перу являются авиакомпании, которых в стране довольно много и практически в каждом значимом ее районе есть свой аэропорт. Тем не менее автобусные маршруты на расстояния больше 1000км по-прежнему достаточно популярны. В Боливии же с авиаперевозками все намного сложней. После скандального банкротства крупнейшего перевозчика AeroSur в стране фактически осталась парочка (может быть троечка) местных перевозчиков с весьма скудным воздушным флотом.
01. Автобус Куско — Ла-Пас с салоном-кроватью
Централизованной системы продаж билетов в обеих странах нет. Билеты можно приобрести либо через многочисленные турагентства, которые неприменно добавят к стоимости билета свою комиссию, либо в офисах самих компаний, коих обычно множество. Наиболее верный вариант взять билеты в офисе компании – это поездка на автобусный терминал, где этот офис (или прилавок по продаже билетов:) и расположен. В некоторых городах автобусный терминал один, так что ошибиться нельзя, в других их много как, например, в Куско, так что заранее лучше уточнить откуда именно должен отправляться автобус, особенно при покупке через агентство, дабы не попасть в неловкую ситуацию. Ряд особо крупных компаний, в основном заботящихся о высоком уровне сервиса, открывают свои собственные терминалы. Но большинство компаний все же пользуются услугами государственных терминалов. Как правило, это означает, что в стоимость билета не будет включена комиссия за пользование терминалом без оплаты которой в автобус вас не пустят. Сумма эта обычно колеблется от 10 до 20 рублей, но проблема заключается в оплате. Наиболее распространенная процедура оплаты – через общую кассу, которая обычно одна на всех на всем вокзале и куда выстраиваются длинные очереди. В некоторых местах оплата производится при выходе на перрон или в самом автобусе. При первых двух вариантах избежать этого гнета можно проникнув на перрон через служебные входы, которые не всегда кем-то охраняются, либо просто выйдя на перрон через какой-нибудь не слишком центральный вход, которые тоже иногда бывают и никем не контролируются. Вариант с оброком в самом автобусе шансов на его неуплату почти не оставляет, так что лучше всегда иметь при себе какую-нибудь местную мелочь, т.к. карточкой расплатиться точно не получится :)
02. Внутри салона-кровати (autobús cama)
Момент покупки билета является самым ответственным во всем этом процессе. Я нашел только одну компанию, которая реализовывала продажу билетов через свой веб-сайт (Cruz Del Sur в Перу). Возможно есть еще какие-то, но обычно у компаний либо вовсе нет своего веб-сайта, либо на нем нет возможности покупки он-лайн, либо она есть, но не работает :) Короче говоря, покупать скорей всего придется в офисе компании и тут начинается самое интересное. Естественно, консультанты во всех компаниях будут рассказывать, что их автобусы «комфортные», «надежные» и «самые пунктуальные» подкрепляя свои слова различными проспектами и брошюрами с картинками их прекрасных автобусов. Коэффициент совпадения их слов с реальностью в Перу намного выше чем в Боливии. В последней я бы сказал, что он равен 0,2-0,3. Поэтому желательно выяснить перед покупкой следующие вещи:
1. Класс салона. В основном их три. Servicio normal – обычный междугородний автобус с откидывающимися на небольшой градус сиденьями, расположенными в 4 ряда. Semi cama – салон полукровать. Сиденья откидываются на большой градус плюс впереди у вас будет откидная платформа, которая образует с сиденьем одно целое и дает возможность вытянуть ноги, не особо рослым людям на всю их длинну. Варианта полукроватей два. Либо обычная планировка из 4 рядов (по два сиденья с каждой стороны) где немного увеличено расстояние между сиденьями, либо планировка из 3 рядов (два идут слева и ряд с одним сиденьем справа), где установлены более широкие обычно кожаные сиденья. Ну и autobús cama – автобус с салоном-кроватью, настоящая мечта туриста. Сиденья раскладываются на 180 градусов и можно прекрасно спать. Салоны в три ряда имеются только в двухэтажных автобусвах на первом этаже. У автобуса, выглядящего как двухэтажный, на первом этаже должно быть много окон. Если их нет, первый этаж отдан под багажное отделение – не ожидайте чуда на втором этаже, если вам пообещали-таки хотя бы полукровать.
2. Выясните маршрут автобуса и наличие/количество пересадок. Многие рейсы комбинированные, т.е. при путешествии из пункта А в пункт B вас могут попросить пересесть в другой автобус в пункте С либо будет просто стоянка на 1-2 часа. Это крайне важно знать, поскольку расписывая удобства путешествия в каком-нибудь автобусе-кровати, за который вы в итоге заплатите вдвое больше, консультант может забыть упомянуть, что через пару часов поездки в этом раю вас попросят пересесть на какой-нибудь дарндулетик с неработающим туалетом в соседстве местной не мывшейся в этом году бабушкой в заваленном тюками пассажиров продуваемым всеми ветрами Анд уголке. Так что уточнение количества смен автобусов и класса в каждом из них обязательно.
3. При наличии возможности попробуйте пройтись по автовокзалу и найти автобусы вашей предполагаемой компании. Конечно, никто не даст гарантий, что вместо тех красавцев, что стоят на вокзале, вам не подадут какую-нибудь колымагу той же, а то может и другой компании, но тем не менее если автобусы даже внешне не внушают доверия и есть какие-то альтернативные варианты, то лучше воспользоваться ими. В идеальном случае вам могут показать автобус, на котором вы поедете.
4. Лучше уточнить у консультанта такие вопросы, как наличие функционирующего и включаемого водителем отопления, туалета и одеял. Не факт, что слова совпадут с реальностью, но попытаться все же стоит.
5. Выясните время поездки до пункта назначения, еще лучше сразу у нескольких перевозчиков, которые идут по тому же маршруту. Версии ответов могут отличаться и быть далеки от реальности, но хотя бы приблизительное представление вы получите.
6. Закладывайте хотя бы по 5-6 часов на стыковки. Не очень приятно не успеть на следующий автобус, поезд и тем более самолет.
7. Попробуйте проанализировать маршрут автобуса до покупки билета. Если он пролегает по федеральным трассам, то скорей всего вас ожидает практически идеальная асфальтированная дорога. На всех остальных вас может ожидать что угодно, вплоть до грунтового горного серпантина, что для людей со слабым желудком будет огромным испытанием.
8. Посмотрите на высоту над уровнем моря тех районов, где лежит ваша дорога. Чем выше, тем больше разница дневных и ночных температур и соответственно температура в салоне, особенно если отопления в автобусе не предусмотрено. Даже если автобус новенький с иголочки с первоклассным отапливаемым салоном, гарантировать, что он не поломается, дорогу не перекроют очередные демонстранты или не завалит камнепадом не может никто, и случиться это в Андах может на высоте более 3 км над уровнем моря, а это низкие либо минусовые температуры ночью почти круглый год, так что на всякий пожарный лучше взять максимум теплых вещей в салон (теплая куртка, теплые носки, при возможности теплая обувь и одеяла, шапка, перчатки, спальный мешок, очень удобно и компактно спасательное одеяло).
9. В Боливии была замечена очень популярная тема рисовать сзади автобуса картину Христа с надписью «Иисус с нами». Если при выполнении всех вышеизложенных правил на душе все равно неспокойно, садитесь на автобус с этой иконой на корме и да поможет вам Бог! :)
03.
04.
05.
При всем этом колорите и некотором хаосе, творящемся на рынке пассажирских автобусных перевозок, в частности в Боливии, нельзя не упомянуть о тех райских островках и достижениях перуанских компаний, которыми по полному праву перуанцы гордятся. К сожалению, большого опыта передвижений на автобусах по Перу у меня нет, но вкусить часы счастливого комфортного путешествия по стране все же удалось. В Перу, как минимум, имеется две компании высокого класса Ormeño и Cruz Del Sur. Начать стоит с того, что обе компании открыли два огромных автобусных терминала в Лиме, которые разительно отличаются от государственных терминалов. Тут есть и кафешки, и полноценные залы ожидания, регистрация багажа (вам не приходится нести свои тяжелые вещи до автобусов, их достаточно сдать при регистрации на рейс, хоть часов за 10 до отъезда), чистые туалеты, современные системы продаж билетов. Компании предлагают различные уровни сервиса называющиеся по-разному, но суть изложена в первом пункте о классах салонов, причем ожидать подставы при покупке определенного класса не приходится. Вас ожидает именно то, что было обещано при покупке билета.
06.
07. Салон semi-cama (полукровать) из 3 рядов
В автопарке Cruz Del Sur преобладают двухэтажные автобусы эксклюзивной сборки марки MarcoPolo, производимых в Бразилии, при этом поговаривают, что в самой Бразилии автобусов такой планировки салонов не существуют – все идут на экспорт в Перу. Нам посчастливилось путешествовать на Servicio Cruzero в автобусе semi cama из трех рядов. В данном классе вас ожидают роскошные кожаные сиденья с большим углом откидывания и расширенным местом для ног, кондиционер, фильмы, подушки и одеяла, напитки, обед, стюардесса на борту, местами даже есть фай-вай, два водителя, сменяющие друг друга через каждые 4 часа езды, контроль скорости, спутниковое отслеживание положения автобуса на линии. Нечто потрясающее, учитывая, что находишься далеко не в самой богатой и развитой стране мира, и все за более чем приемлемые деньги. Билеты действительно не многим дороже, чем на рейсы обычных компаний.
По материалам сайта http://pogruzhenie.com/pokorenie-ameriki-avtobusy-peru-i-bolivii/