<<<<< ==================== СЕЛЕСТА ==================== >>>>>
Ну что ж, друзья, после солнечной, но бледноватой Бургундии, в которую мы ещё вернёмся, я продолжаю рассказ о не столь солнечном, но всё равно ярком и весёлом Эльзасе.
Выбор для посещения Селесты (с ударением на 1-ом слоге) был неочевидным. В конце концов всё решили чисто прагматические соображения логистики благодаря регулярно действующей автобусной линии Рибовилле - Селеста, организованной железнодорожным ведомством: это была единственная возможность не зависнуть на 5 часов в Рибовилле - при всей её живописности делать здесь столько времени совершенно нечего, а выпить столько - очень трудно (по крайней мере, для меня).
Признаюсь честно, что Селеста - 3-й по величине город Эльзаса после Страсбурга и Кольмара - не слишком впечатлила. Она оказалась не такой "няшной" (на всякий случай прошу прощения за обычно не свойственный мне современный жаргон), как Рибовилле, и не такой весёлой, как Кольмар. В отличие от этих "сказочных городков" Селеста представляется "рабочим посёлком", где протекает обыкновенная повседневная жизнь, где люди, проснувшись и умывшись, идут на работу, а вечером, пробежавшись по магазинам, готовят дома ужин. Согласитесь, с жителями Кольмара после знакомства с городом такой образ жизни как-то не очень вяжется...
Возможно, подобное впечатление сложилось у меня оттого, что я оказался в Селесте во время послеобеденного "тихого часа" (в
Испании или
Италии было бы уместно слово "сиеста", но с
Францией оно почему-то не слишком стыкуется), когда улицы выглядели почти пустынно, и после бурлящих жизнью и весельем Кольмара и Рибовилле это казалось почти неправильным. Я уже не раз писал, что некоторые городки по-настоящему проявляют себя, когда они полны народом, а без этого теряют свою "жизненную силу" и привлекательность - помните, как напутствовал перед балом Коровьев Маргариту в бессмертном романе: "...но только не невнимание. От этого они захиреют". Вот Эльзас как раз именно такой - полнота жизни здесь поддерживается людской "движухой". И в пустой Селесте её явно не хватало, хотя чисто архитектурно многие городские кварталы мало чем отличались от того же Кольмара:
Ещё одно отличие Селесты от Кольмара - здесь мало уличных цветов. Возможно, это как раз та "мелочь", которая отделяет в восприятии "город-сказку" от "рабочего посёлка". Вот этот дом стал чуть ли не единственным "цветником", встретившимся мне здесь.
И всё-таки, Селеста очень интересна! Хотя по-настоящему я понял это уже потом, разбирая собственные фото. В отличие от Дижона, который на фотографиях поблек как в прямом, так и в переносном смысле, фото Селесты, напротив, приятно поразили меня (в данном случае я говорю не о "техническом" качестве, которое я оцениваю адекватно). Глядя на них, я искренне недоумевал, как всё ЭТО могло оставить меня практически равнодушным... Видимо, всё дело в свежем контрасте с прочими эльзасскими городками, которым Селеста объективно уступает. А так... ну посмотрите, какие прекрасные уголки:
В Селесте много интересных зданий, причём я увидел не все из них - сказались, признаюсь, огрехи в "предсезонной подготовке"... Ну и гугловский "жёлтый человечек" подвёл, оставив много дыр в местной "навигации". Например, я непростительно пропустил оригинальное здание Арсенала, посвящённого св. Варваре:
https://commons.wikimedia.org/wiki/File ... lestat.JPG .
Впрочем, увидел я тоже немало:
Особняк д'Эбермюнстер (Hotel d'Ebersmunster) 16 века, где когда-то жили бенедиктинские монахи, позже ставший Домом Прелата:
Над ним возвышается колокольня расположенной рядом церкви св. Георгия:
Немного похожее на него здание, в котором ныне размещается отель L'hotel de l'Abbaye de la Pommeraie. С очень неслабым ценником - стоимость двухместного номера на произвольную октябрьскую дату начинается от 200 евро в сутки.
Один из домов в квартале кожевников:
Гуманистическая библиотека - бывшее здание городского зернового рынка:
Посмотрите - разве не красиво?
Очень мне нравятся дома, соединённые воротами-аркой:
А это уже совсем шедевр жанра:
Он стоит того, чтобы рассмотреть его поближе:
"Водяной замок" (Chateau d'eau) - так гордо называется водонапорная башня, тоже здешняя достопримечательность:
Основное отличие Селесты от прочих маленьких городков Эльзаса (Страсбург и Кольмар тут не в счёт, у них всё же масштаб иной) - в наличии двух монументальных храмов, каждый из которых заслуживает отдельного и совсем не беглого внимания.
Готическая церковь св. Георгия (или Георгиевская в православной традиции), построенная в 13-15 веках, расположена на очень интересном и, как говорится, намоленном месте - где ещё в 8 веке находилась часовня для крещения, сооружённая при дворце знаменитого франкского императора Карла Великого. Позже на её основании построили базилику, посвящённую Богоматери, которая после ряда реконструкций приняла тот облик, который мы видим сегодня. Ну а с 1500 года церковь освятили в честь св. Георгия.
На церковном фасаде - очень красивое окно-роза, немного в стиле страсбургского собора:
До наших дней сохранилось несколько церковных порталов 13 века. Правда, их тимпаны появились уже в ходе реставраций середины 19 столетия.
На тимпанах изображены сцены ужина в доме Симона-фарисея ("женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром") и поклонения волхвов.
А вот готические порталы "всего лишь" 14 века:
Классические готические интерьеры церкви св. Георгия:
Живописная площадь у бокового фасада церкви:
Очень красиво со стороны выглядит апсидная часть церкви: кружевные готические узоры, над которыми зеленеет «ковёр» цветной покатой крыши:
Я даже увеличу этот вид, чтобы полюбоваться многочисленными архитектурными деталями:
Совсем недалеко уже видны башни другой, ещё более старой церкви св. Веры (Sainte-Foy):
Её начали строить ещё в 11 веке, а закончили в 12-ом - благодаря пожертвованиям, сделанным императором Фридрихом Барбароссой. Фасад церкви потрясает чистотой романского стиля:
Хороша и центральная башня-фонарь:
Гаргулья в виде совсем не игрушечной собаки: того и гляди сорвётся и бросится:
Капители колонн:
Главный портал второй половины 12 (!) века:
Правда, его цветной тимпан совсем молодой - "всего лишь" 1890 года. Но всё равно очень красивый:
Северный портал, на тимпане которого изображён евангельский сюжет бегства Святого Семейства в
Египет:
У бокового фасада - статуя чешского Святого Иоанна Непомуцкого 18 века:
и пристройка-часовня - но это уже явное "нео". Хотя вполне в стиле самой церкви:
Интерьеры церкви св. Веры намного менее интересные. Что и понятно: большая их часть является результатом поздней реставрации 19 столетия:
Крестильная купель из розового камня:
Центр Селесты неожиданно оказался заполненным народом (а может, просто "сиеста" окончилась ?). И восприятие города сразу же изменилось: оно стало весёлым и почти праздничным:
Настроения добавляют и цветастые баннеры с сюжетами на исторические темы:
Роспись, украшающая один из домов:
Улицы рыцарей (Rue des Chevaliers) берёт начало от Часовой башни, построенной в 1614 году над одними из четырёх ворот 13 века в старой крепостной стене, когда-то окружавшей город.
Автором механизма башенных часов является инженер Жан-Батист Швильге, известный как автор знаменитых астрономических часов в страсбургском соборе.
На внешнем (относительно старого города) фасаде Часовой башни - большая картина, изображающая Распятие:
Уже в третьем регионе Франции мне попадаются, по сути, одинаковые указатели на местные достопримечательности:
Но тут есть и свой "нестандарт":
И просто небольшая площадь с фонтанчиками:
Мне кажется несправедивым, что Селеста оказалась в тени прочих городков Эльзаса. Да, она во многом уступает им - прежде всего, той самой атмосферой сказки, ради которой многие и едут в этот регион. Но назвать её неинтересной и некрасивой - несправедливо вдвойне. И надо честно признать, что, окажись она совершенно в других краях, к примеру, в Испании или Италии, то, несомненно, стала бы местным хитом, привлекающим целые толпы туристов. Так что ей просто немного не повезло (хотя не уверен, что местные жители сожалеют об этом).