Итак, мы прибыли на третий причал парома Уранополис-Дафни возле монастыря Дохиар.
Здесь нас ожидал восьмиместный джип нашего монаха-проводника. Пару слов, пожалуй о нем. Его имя Давид. Национальность не спрашивал, сам он только рассказал, что до Афона был в горном монастыре в Абхазии 6 лет и покинул его во время абхазо-грузинского конфликта. На Афоне живет в ските, в каком точно не говорил, да мы и не спрашивали. По-русски говорил без акцента. Чуть ступив на берег, Давид быстрым темпом направился к машине.
Это был наш первый монастырь на Афоне, и возникало желание чуточку осмотреться, ведь "все было впервые и вновь". Но от нас требовалось поторопиться.
Дело в том, что в послеобеденное время, примерно после 14-00, двери церквей в монастырях закрываются для посетителей для приборки и подготовки к вечерней службе. А Давид поставил пред собою цель успеть в отведенные нам три часа посетить как-минимум четыре монастыря с самыми известными святынями. Я тоже поспешил за ним. Пока все робко переминались с ноги на ногу, я решительно занял место возле водителя на переднем сидении (опыт не втоптать в грязь). Понятно, что этот место самое выигрышное и с точки зрения возможной фотосъемки на ходу, да и по горным серпантинам не так трясет-укачивает.
А направились мы практически вертикально в гору. Первым в нашем маршруте был самый известный и самый богатый монастырь Афона Ватопед. Посмотрите на карту, что бы попасть в него, нам нужно было перебраться через полуостров на другой берег.
По пути не много о дорогах. Еще относительно недавно автодорога на Афоне была всего одна, между портом и столицей Автономного государства Карье. Монахи и паломники перемещались между монастырями и скитами пешком. Как сказал Давид, сделать здесь дороги было одним из условий вступления Греции в Евросоюз, вернее он сказал примерно так: "Когда Греция вступила в Евросоюз, ее заставили сделать здесь дороги". Но дороги здесь пробили пока грунтовые, максимум местами отсыпали щебнем и разровняли грейдером. Потому перемещение по грунтовому серпантину с местным монахом за рулем было сродни американским горкам, только иногда еще и страшно, когда ощущалось плохое сцепление колес с грунтом. За то виды в окно симпатичные:))
И вот мы припарковались возле внешней стены монастыря Ватопед в саду старых олив.
Перед тем, как войти внутрь монастыря, пару слов о фотосъемке на Афоне. В памятке посетителей Афона, которую мне прислали сразу по получении диамонитириона это аспект выглядел вообще угрожающе и бесперспективно:
"Видео- и кино-аппараты лучше не берите с собой на Святую Землю. Решением Священного Кинота здесь строго запрещена любая съёмка. Если вы рискнёте взять с собой видеокамеру, при посадке на паром (отправляющийся на Афон или обратно) её у вас могут конфисковать. На обратном пути также конфискуются при обнаружении и любые носители видеоинформации. Фотографировать разрешено далеко не во всех монастырях."
Реально ситуацию разъяснил Давид. В церквях снимать строго запрещено. На улицах можно, но как бы не делая на этом особого акцента, типа кадр на память для себя. Монахов снимать строго запрещено.
Вот с такими ограничениями мы проходим ворота Ватопеда.
Монастырь Ватопед — второй по значимости в местной иерархии, он находится на восточном побережье (ах да, Вы это уже поняли по карте), потому не попадает в поле зрения прогулочных кораблей (им разрешено проходить только вдоль западного побережья по заливу Сингитикос со стороны полуострова Ситония). Главный собор монастыря (X век) освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Ватопед — самый известный и самый богатый монастырь Афона благодаря святыням, которые оказались в его распоряжении. Я не стану дублировать его официальную историю, только укажу на те места, которые до сих свежи в моей памяти спустя два года.
"Всевидящее око" на фронтоне главной церкви еще одно доказательство, что этот символ, который ассоциируется у большинства с масонами, на самом деле позаимствован ими у раннего христианства.
Первое. Именно к этому монастырю причалил корабль императрицы византийской Феодоры, и именно здесь Божья Матерь с одной из икон передала ей, что святая земля Афона — Ее удел, и здесь нельзя находиться другим женщинам. От сюда и пошел действующий до нашего времени запрет. И эта икона до сих пор выставлена в отдельной комнате главного собора монастыря.
А всего в Ватопеде находится восемь!, из 22-х икон Афона, считающихся чудотворными. Нам удалось увидеть и приложиться к пяти из них. Одна из икон, единственная в мире как считается, лечит рак. Я слышал, что уже в прошлом году начали организовывать специальные туры к Афону, когда на корабль с паломниками (ведь женщины тоже не должны быть лишены такой возможности) на катере монахи Ватопеда доставляли эту икону для молитвы с просьбой исцеления от этого страшного недуга. Нам же открыл врата главного храма лично отец-настоятель, а на выходе подарил маленький пузырек с маслом, который "заряжается" именно от этой иконы.
Только этого достаточно, что бы быть самым-самым монастырем. Но, как оказалось, это еще не все. В Ватопеде, кроме множества мощей святых, хранится часть Животворящего Креста Господня и честной пояс Пресвятой Богородицы. Этот самый пояс производит просто магическое влияние на женщин! Один из участников нашей группы рассказывал, что сотрудница его фирмы просила отгул в то время, когда этот пояс привозили в Москву. Чтобы просто пройти под ним (ну как просто, с молитвой, конечно) она выстояла очередь 22 часа! А после нашего паломничества в ресторане в Греции за соседним столиком две молодые женщины, явно до 40 лет и хорошо упакованные достаточно громко, что бы я их слышал, давали наставления своим мужьям, которые записались на экскурсию на Афон, чтобы ОБЯЗАТЕЛЬНО привезли от туда именно пояски Богородицы, которые так же дают посетителям Ватопеда бесплатно. Это небольшие плетенные шнурочки, которые прикладываются к оригиналу и считается, приобретают силу, избавляющую от женских недугов, и даже лечат от бесплодия. Достаточно приложить этот поясок к животу.
Так что посещение Ватопеда обязательно во всех программах посещения Афона. Мы вышли из главного храма слегка ошарашенные, и толпились возле входа, пока отец-настоятель закрывал ворота на замок. Я сделал тройку снимков, стараясь не привлекать его внимания.
А потом ему поднесли эти пояса Богородицы, и он раздал нам с личным благословением. Он был такой позитивный, что каждый захотел оставить пожертвование монастырю. Ведь открыли специально для нашей группы, подарили масло и пояс... Все оставили от 5 до 20 евро, на что Давид не много ворчал, примерно так: "не надо здесь оставлять пожертвования, этот монастырь и так очень богат... хотите реально помочь, оставляйте в бедных монастырях..." Да ладно, мы и там оставим. Здесь случился один из не многих случаев, когда я жертвовал деньги, испытывая кайф...
Ну а дальше через ворота с другой стороны мы вышли из Ватопеда.
Здесь открывался вид на побережье другого залива Иерисос
А мы, вдоль высоких монастырских стен, практически не задерживаясь, вернулись к джипу.
Далее наш путь лежал в столицу государства Карье.