Пятый день - была поездка по долине Ландманалойгар (Landmanalaugar). Были приключения, мы ушли сильно не туда в горах на пешей прогулке. Добрались в отель поздно, и когда я пошел получать ключ для WiFi, на ресепшен никого не было. Поэтому публикация отчета отложилась.
А теперь о поездке подробно. Долина Ландманалойгар - она внутри Исландии и отделена от побережья ледниками. Поэтому тут только грунтовые дороги, я их испытал и теперь могу расскажу о дорогах в Исландии подробнее и с фотографиями.
Почти по побережью идет дорога №1, которая опоясывает всю страну. Она двухрядная - ряд в одну сторону и ряд в другую. Ряды - узкие, обочин - почти нет, так что когда навстречу идет грузовик, то надо разъезжаться аккуратно.
А вот мосты на ней - однорядные, и надо пропускать. Правда, на длинных мостах есть специальные расширения, чтобы разъехаться.
От этой основной дороги в стороны отъезжают дороги поменьше. Часть из них асфальтовые, а некоторые - тоже двухрядные. Но чем дальше от Рейкьявика, тем их меньше. На однорядных разъезжаются, съезжая на обочину. Асфальтовые дороги - хорошие, ограничение на них 90, но можно ехать и больше. Только не надо забывать о разъездах с встречным транспортом и узких мостах. А еще на дорогах, в том числе и на основной, встречаются мостики из труб, перпендикулярных движению. Это сделано, чтобы бараны и другие животные не забредали слишком далеко - перейти такой мост они не могут. Но и машина вполне себе трясется на такой гребенке. А еще - бывает ветер. Когда мы ездили на экскурсию в первый день, порывы были до 10 м/с, и в машине это ощущалось конкретно. Поэтому, как рассказывала гид, они всегда смотрят информацию на специальном сайте перед поездкой.
Отъехав подальше, асфальтовые дороги сменяются на грунтовые. Впрочем, некоторые грунтовые могут отойти прямо от дороги №1. Сначала они достаточно хороши и по ним вполне можно ехать 70-80. А дальше - они ухудшаются, и постепенно превращаются в дороги, проходимые только машинами 4x4. Именно по ним мы сегодня ездили по долине. Дорога каменистая, грейдер или бульдозер снял верхний слой почвы до камней, подровнял, утрамбовал, местами подсыпал тех же камней. По краям - поставили вешки, или положили камни, обозначив границу. Мелкие реки забраны в трубы и засыпаны. А на крупных речках - броды.
Это мы едем через брод
А это - автобус
Дороги
Еще на дорогах стоят знаки - извилистая дорога, рекомендованная скорость 20-30-40. В общем, вечером после того как мы нашлись и спешили в отель, гид ехал местами с этой рекомендованной скоростью. На мой взгляд это - экстрим. Хотя там, где знаков нет, можно разогнаться и побольше, до 50. Только... Во-первых, дороги, естественно, однорядные и место свободно разъехаться есть не всегда. А во-вторых, в почти любом месте на дороге могут появиться немаленькие ямы или стиральная доска. И что с тобой будет на скорости - твои проблемы. Говорят, основная масса проишествий с водителями-иностранцами связана именно с этим - разогнались, приличная дорога неожиданном кончилась - и не справились с управлением. Стиральная доска бывает очень жесткая. Возможно, это просто следы гусениц того самого бульдозера, который строил дорогу. Был кусочек с ней несколько километров, где стрелка спидометра болталась между 10 и 20, и трясло при этом неимоверно. А еще есть дороги для специально оборудованных 4x4, но мы там не ездили. Хотя там, скорее, проблемы в глубоких бродах, чем в самой дороге.
Грунтовые дороги внутри страны - сезонные, зимой они закрыты потому как засыпаны снегом. А зима здесь длинная. И та дорога, по которой мы ехали в этом году открылась в середине июня. При этом гид говорит, что за последние 10 лет дороги стали сильно лучше... Впрочем, если сравнивать с российскими дорогами, то Исландские - великолепные, только узкие. Все-таки, на асфальтовых - нет ям. А грунтовые вполне сравнимы с грунтовыми дорогами в сельской местности или улицами в деревнях, в том же Подмосковье. Только они каменистые и потому не размываются и там нет колеи от тракторов и грузовиков.
Еще фотографии дорог в отдельном альбоме
Кстати, путешествие по таким дорогам - не дешевое. Машина 4x4 стоит от 180€ в день плюс бензин от 120€.
Для начала - фотка памятника тем самым двум сестрам, в честь которых назван водопад в конце предыдущего репортажа. Что у них на плечах - неизвестно. То ли грехи, то ли бремя жизни...
По пути в долину мы проезжали лавовые поля, которые пересекали на пути от Рекьявика, но на этот раз заехали внутрь. Это - старая лава, она заросла мхом и пейзаж - сюрный.
По пути встретили местную машину с информацией, и они показали как доехать до интересного водопада. К водопаду шли по руслу реки, которая течет в бывшем жерле вулкана. Исландия - место, где расходятся материковые плиты, и этим она отличается от других мест вулканической активности. Поэтому кроме обычных вулканов с круглым кратером там есть щелевидные, где кратером является щель длиной иногда несколько километров - и оттуда идет лава.
У стоянки автомобиля, кстати, был такой кратер, и жерло уходило куда-то вглубь.
Это, собственно, жерло, сфотографированное с большой выдержкой чтобы показать содержимое - поэтому края кажутся совсем белыми.
И еще один маленький кратер.
А это - сам водопад.
С одной из площадок видна радуга.
Долина Ландмаралойгар окружена лавовыми и пепловыми полями от вулканов, извергавшихся в разное время. Такие вот поля Горгорот, особенно по направлению к Хекле.
Правда, встречаются красивые озера, и довольно много рек, которые пересекаешь вброд.
А здесь - симпатичный вулканчик.
А это - сама Хекла, к которой мы добрались под вечер.
Здесь ходят в конные походы.
А сама долина окружена цветными риолитовыми горами.
Местами земля дымится.
И долиной с грудами обсидиана, сверкающими на солнце.
Долина - пятно зелени во всем этом окружении. Там разбит лагерь, у которого протекает горячая река, питаемая местными кипящими источниками - в них нельзя держать руку. При этом, в отличие от Живых гор, сероводородом не пахнет.
По окрестным горам мы гуляли. Нам сказали, что тут простой кольцевой маршрут часа на полтора, по которому идут толпы народа. И нельзя заблудиться, дорога размечена вешками. Толпы народа действительно шли, и мы - за ними. Только оказалось, что толпы идут в пеший поход в долину Торсмерк (Thorsmork), 20 или 37 км (два маршрута) по горам. Поэтому поворот обратно мы пропустили, через два часа забеспокоились, начали искать и в конце концов вернулись той же дорогой. Зато увидели горы со снежными фрагментами, сами походили по снежникам в двух местах, увидели такую круглую дымную долину и вообще много интересного. Но устали - 4 часа по горам все-таки не просто.
А это - указатель на нужный поворот.
Из-за этого решили не купаться в местной реке, тем более что там на маленьком пространстве куча народа, приехали в отель, поужинали и залезли в горячую кастрюльку, как их здесь называют, отеля. Ванна тоже питается из горячего источника, висит объявление: "Температура воды обычно 39, но могут быть любые флуктуации - проверяйте. А если вы ошпарились, служба спасения 112, и дайте знать на ресепшен как только сможете."
Фотографии в альбоме «Ландманалойгар»