Последний день в Италии - Градара и Равенна. Накануне был Сан-Марино. Публикую все это уже из дома, но писал я там: когда ходишь - вылезают мысли, которые необходимо записать, а то они будут крутиться в голове и мучить формулировками - как у Фрая (Неуловимый Хабба Хэн). А уж если написал телеграфно на бумаге - то надо и в комп перенести, опубликовать. Собственно, так родится и предыдущий пост - про сюрпризы мироздания.
Для начала - еще о впечатлениях Болоньи, с тех самых бумажек. В соборе правило: группы больше 7 человек - только через радиогид. И это очень правильно. А еще, в одном из боковых приделов, там висит маятник Фуко - который показывает вращение Земли. И это нормально сочетается с тем, что собор - действующий.
В музее, кроме поразившего меня триединого бога был в замечательной комнате, расписанной пейзажами - деревья над головой, виды через нарисованные окна. Вошел - и возникло ощущение ветра, совершенно точно.
В одной из церквей разрешен вход на хоры - там совершенно замечательные наборные деревянные панно на спинках, картины на библейские сюжеты - несколько десятков. Я в очередной раз подивился нефункциональности подобных украшений: для большинства вход закрыт, а те кто входят - они стоят или сидят спиной к этим панно. То есть, по большому счету, как украшены спинки - безразлично. А труд вложен большой - во славу господа...
А в другой церкви - сюрприз, церковная кафедра в вида бронзового полотна. Замечательно.
Видел автоматическую подземную стоянку, вернее, лифт в нее. Машина заезжает на специальную площадку, из нее все выходят - и она ухает куда-то вниз, поворачиваясь по пути. Надо понимать, через некоторое время ее так же поднимут...
Сан-Марино и Градара - маленькие города при замке. И в целом похожи на маленькие туристические городки. Но коли приехал - надо смотреть. И, если смотреть внимательно - всегда найдется изюминка. В Сан-Марино в музее обнаружил коллекцию мини-пистолетов, размером с ладонь и меньше: и старых, заряжающихся порохом и более поздних, для патронов, с мини-барабанами и залповыми, 4 дула стреляют одновременно...
Градара известна по истории любви Паоло и Франческо, которую сохранил Данте. Музей средневековья, я ничего особого не ожидал, а оказалось - громадное число моделей средневековых метательных машин, с разными конструкциями и принципами действия - бычьи жилы, противовесы с грузом, молот, который с силою бьет по ядру и так далее... Многофункциональное кольцо:печать и солнечные часы. В кольце прорезано маленькое отверстие, луч через него падал на нужную риску времени.
А замок - да, большой, средневековый, холодный. Не мрачный, обычный. Была куча школьников, их на входе делили, чтобы между группами были паузы, в которые, собственно, проходили остальные люди. Остальных было мало, так что идешь почти один, но со всех сторон доносятся голоса - через стены, через двери... Забавно. Видел забавное резное деревянное панно, написано что там 7 главных архангелов. Uriel, Michail, Gabriel, Raphael, Jerudiel, Sealtiel и один - безымянный. Все - в коронах, со своими атрибутами, безымянный тоже - только имя неизвестно... 15-16 век, Германия. На 3 этаж замка не пускают - жаль. Зато можно прогуляться по стенам. Вдоль стены - каменный проход для защитников, но там где башни - камень кончается, деревянные перекнытия, которые раньше, думаю, были легко сбрасываемыми мостками...
А вот Равенна - произвела очень большое впечатление. Множество церквей со старыми мозаиками. Самая большая и впечатляющая - Basilica of San Vitale. Совершенного потрясающая, высокая, необычной, круглой планировки. Вот здесь есть куча фоток, но они не могут полностью передать впечатление. И все церкви - явно очень старые. Википедия говорит 6 век, и остальные тоже так датируются. При этом мозаики - яркие. А изображения - достаточно не характерные, молодые римские лица, равно не похожие на более поздние канонические образы святых и на то, что рисовали художники Возрождения. Пожалуй, Равенна - одно из мест, куда бы я вернулся еще раз посмотреть.
И, как всегда, были сюрпризы. Музей археологии, в который пошел просто потому, что он был в комплексном билете, и расположен рядом с памятниками. Залы с разными древнеримскими плитами и статуями. И вдруг, внутри - церковь со старыми мозаиками. А пердж входом в нее - зал с мозаичным синим небом и звездами.
Входишь в церковь - слышишь церковные песнопения. Впечатление - что рядом, во внутреннем дворике репетирует хор. И далеко не сразу понимаешь, что идет запись. Зато в другой церкви (San Francesco) - играл орган, вживую. Днем, без всякой службы. А алтарная часть там сделана двухэтажной, и нижняя - затоплена. Мозаичный пол и золотые рыбки, она подсвечена и можно заглянуть через дверцу.
Фотографии в альбоме «Равенна».
Фотографии в альбоме «Градара».
Фотографии в альбоме «Сан-Марино».