<<<<< ==================== ОСЕР ==================== >>>>>
Нормандский город Руан часто называют готической столицей
Франции, и я с таким определением вполне согласен. Осер, конечно, на такие масштабы не претендует, но наготическую столицу Бургундии, а то и всего французского юга, вполне подходит. Хотя, по большому счёту, в нём всего 4 (ну, 5, если с Часовой башней) сооружения в стиле готики, именно они во многом определяют лицо города. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто взглянуть на Осер со стороны реки Йонна, отделяющей исторический центр от железнодорожного вокзала:
Осер мне понравился больше других бургундских городов. Оставаясь в целом всё равно достаточно блеклым, он, по сравнению с Дижоном и Боном, более яркий, менее монотонный, здесь больше живописных мест, больше неожиданных ракурсов. Его исторический центр выглядит действительно историческим, даже если это только кажется. Гулять по нему намного приятнее и уютнее, нежели по монументальному помпезному Дижону или в целом уныло-провинциальному, хоть и, как выяснилось, фотогеничному Бону.
Самая красивая, на мой взгляд, площадь Осера названа в честь некоего Charles Surugue, малоизвестного настолько, что во всём инете его имя найти очень сложно, бывшего мэра города. Однако "лицом" площади является совсем другой персонаж, памятник которого венчает фонтан, установленный в центре.
Тот, чьё изображение является скульптурной доминантой площади Чарльза Суруджа, на первый взгляд представляется то ли гусаром, то ли клоуном, то ли героем какой-то сказки. Именно последнее предположение оказывается наиболее близким к истине, хотя "человек с фонтана" существовал на самом деле и проживал в Осере в конце 18 века. Его звалиГийом Руссель, а занимал он должность судебного пристава. Ещё в детстве он получил прозвище "кадет" (малыш) за то, что был младшим ребёнком в семье. Среди горожан он пользовался симпатией, особенно в годы французской революции, прослыв «добрым революционером». Была у "кадета" Русселя и ещё одна особенность: он слыл "немного эксцентричным". Что именно имелось в виду, кануло в историю, но, видимо, тому были весьма веские причины, если ещё при жизни, в 1792 году, Руссель вошёл в местный фольклор, став героем сатирической песни-частушки Гаспара де Шеню, которая так и называлась: "Кадет Руссель". В ней он выглядит совершенно непутёвым человеком, этаким недотёпой, но при этом – смешным и добрым, поскольку каждый припев песенки заканчивался словами "Кадет Руссель хороший мальчик !".
Именно персонажи этой песни изображены в нижней части памятника у ног Русселя: 3 собаки ("Кадет Руссель имеет три большие собаки, одна охотится на зайцев, другая - на кроликов, а третья бежит, когда её позовут"), 3 кошки ("Кадет Руссель имеет трёх красивых кошек, которые никогда не ловят крыс") и даже те самые крысы, которых не ловят кошки:
Кстати, песенка оказалась столь популярной, что практически стала местным "Яблочком" (тем самым, что "куды ты катишься"): благодаря жителям Осера, призванным под революционные знамёна, её вскоре распевала вся Северная армия!
Глядя на сегодняшний нарядный вид площади Чарльза Суруджа, трудно представить, что ещё сравнительно недавно это было одним из самых зловещих мест в Осере: вместо весёлого «кадета» Русселя здесь возвышался Позорный столб (Pilori), установленный на вращающемся колесе. Голову и руки преступника закрепляли в специальном устройстве, после чего колесо приводили в движение, демонстрируя наказываемого собравшейся со всех сторон толпе. Картину довершала установленная рядом виселица аж на 4 персоны. Называлась же площадь соответственно - площадью Позорного столба, и только в 1921 году ей дали новое имя, которое она носит и поныне.
Рельеф Осера неровный, особенно в центре, и, прогуливаясь тут, приходится постоянно то спускаться вниз, то подниматься вверх. Но поднявшись в очередной раз на холм, вы будете вознаграждены прекрасным видом готического собора св. Стефана (Сент-Этьен), главным фасадом которого лучше всего любоваться ближе к вечеру, когда он залит лучами близящегося к закату солнца:
Сент-Этьен Осера великолепен! В отличие от соборов Меца и Дижона, хоть и красивых, но не приковывающих взгляд надолго, им можно, как и парижским Нотр-Дамом, любоваться бесконечно. Глядя на него, всматриваясь в узорчатую, кажущуюся воздушной и невесомой готическую вязь, разглядывая многочисленные скульптуры и прочие элементы декора, лучше, чем когда-либо, понимаешь, почему архитектуру назвали музыкой, застывшей в камне. Это настоящий триумф человеческого гения, заставившего тяжеленные камни выглядеть легче, чем самые невесомые пушинки.
Расположение собора на вершине холма позволяет видеть его издалека и отовсюду, и практически со всех сторон он поражает и восхищает:
Строительство собора шло долго и трудно на протяжении нескольких столетий: с 13 по 16 века. Как обычно, всё упиралось в деньги, точнее, в их отсутствие. Дошло до того, что в 1321 году Римский папа объявил специальную продажу индульгенций, средства от которых пошли на сооружение собора. Но даже это не решило всех проблем: к примеру, одна из башен главного фасада так и не была построена. Можно только представить, как величественно выглядело бы и без того красивое сооружение, обрети оно вторую "главу" !
Явно старинные (насколько - сказать не возьмусь) ворота одного из порталов главного фасада:
"Боковой" вид, на котором явно просматриваются остатки старого портала:
Интерьеры собора вполне традиционны - для Франции (ох уж эта Франция, заставляющая привыкнуть к такому великолепию!):
Но и здесь есть несколько своих «фишек». К примеру, вот такая аркада, сама по себе тоже, в общем-то, вполне обычная, но только вглядитесь в галерею украшающих её персоналий!
Собор Осера издавна славился своими витражами, являющимися современниками первых этапов его строительства. И хотя фото передают их подлинную красоту с большой натяжкой, я всё же осмелюсь привести хотя бы пару из них:
Современный орган в готическом антураже:
Одно из самых примечательных в соборе мест - крипта 11 века. Собственно, именно над ней и был построен в этом месте первый романский храм, освящённый в 1057 году. В ней ещё сохранились фрески 12-13 столетий, на одной из которых изображён Христос на белом коне в окружении четырёх ангелов на лошадях. В 19 веке в реставрации крипты принял участие знаменитый Виолле-ле-Дюк, "король реставраторов", известный своими работами над собором Парижской Богоматери, цитаделью Каркассона, Сент-Шапеллью и многими другими шедеврами французской архитектуры.
Рядом с собором, буквально на соседнем холме, возвышается ещё один монументальный готический храм - аббатство св. Германа (Сент-Жермен). Это один из старейших монастырей Европы, основанный ещё в 5 веке святым Германом Осерским, именем которого он впоследствии и был назван. В первые столетия своего существования он постоянно находился под патронажем и покровительством франкских королей, что сделало аббатство богатым и влиятельным. Однако впоследствии судьба перестала благоволить ему: монастырь несколько раз разрушался, и его сегодняшний облик - во многом результат реставрации 1817 года. Наиболее древней частью аббатства является невесть каким чудом сохранившаяся башня - одна из двух - романского фасада 12 столетия.
К сожалению, положение солнца, да ещё низкостоящего, оказалось таковым, что снять красиво аббатство Сент-Жермен не получилось (в отличие от собора я посетил его утром, в самое неудобное для фотографирования христианских храмов время). Вот только фрагмент бокового фасада вышел неплохо:
И чуть похуже - гаргулья в виде змеи (не правда ли, складывается ощущение, что она лежит кверху лапами?):
Впрочем, самый лучший, самый эффектный, самый живописный вид на аббатство всё равно открывается издали, со стороны реки:
Зато вид на нижнюю часть города отсюда получился вполне фотогеничным:
Фахверковых домов в Осере довольно много, хотя они и не определяют лицо городских улиц. И пусть здешний фахверк, по большей части, не многоцветный - он всё равно выглядит поярче, понаряднее и поинтереснее, чем в Дижоне.
На одном из домов оказался вот такой совершенно замечательный вырезанный из дерева декор:
Красивый двор какого-то дворца или особняка (какого именно, я сейчас не скажу...):
Ещё одной достопримечательностью Осера является Часовая башня 15 века. Правда, часовой она стала не сразу, поскольку изначально использовалась в качестве тюрьмы. Но уже в 1483 году на ней появились часы, а напротив неё был построен дом для часовщика, который следил за работой часов и проводил необходимые "регламентные работы". Любопытно, что часов на башне двое - с каждой стороны:
Сами часы совсем не простые. Как и большинство уличных часов, они имеют 2 стрелки, но функции их отличаются от обычных. Одна из них, на конце которой расположено небольшое солнце с жёлтыми лучами, показывает часы, делая 1 оборот в сутки. А вот вторая, с лунным диском на конце, отсчитывает дни месяца по лунному календарю и делает полный круг за 29 с половиной дней.
Кстати, возле Часовой башни когда-то стоял дом, где проживал упомянутый выше кадет, то есть Гийом, Руссель. Сейчас этого дома уже нет, зато поблизости установлены несколько уличных скульптур, смысл которых мне не очень понятен, но глубоко "копать" в этом вопросе мотивации, признаюсь, не хватает...
Интересными вывесками Осер не очень богат. Вот всё, что мне показалось интересным и попало в объектив фотоаппарата:
Указатели на местные достопримечательности здесь такие же, как я уже видел в Меце, Дижоне и Кольмаре: "напольные" металлические треугольнички с символическими изображениями:
Третий из основных "градообразующих" готических храмов Осера - церковь св. Петра, к названию которой ранее добавлялось "в долине" (Saint-Pierre en Vallee) - возможно, потому, что она находилась на некотором удалении от средневекового центра города. Неоднократные перестройки этой древней церкви подарили нам потрясающий и неповторимый "попурри" самых разных архитектурных стилей:
В значительной мере работы по реконструкции церкви в 16-17 веках профинансировали местные гильдии мясников и виноделов - в частности, строительство колокольни, являющейся копией башни собора. Отражением их "скромного" вклада стали соответствующие элементы декора церковного фасада, например, статуи святых покровителей: св. Винсента (виноградарей) и св. Карту (мясников); изображения библейского Ноя с кувшином вина и мифологической Геры - богини изобилия.
Интерьеры "Петровской" церкви оказались немного нестандартными, а потому произвели впечатления и запомнились:
Особенно красиво смотрятся готические перекрытия, окружённые цветным декоративным рисунком вокруг замковых камней
:
Крестильная купель, не очень древняя, судя по четырёхугольной "ножке":
Войти на небольшую площадь перед церковью св. Петра можно через декоративные ворота в стиле итальянского Возрождения, снять которые (опять же из-за положения солнца) лучше всего удалось в темноте:
Сумерки и тёмное время суток - всегда отдельная тема для описания любого города. Иногда они радуют, иногда - не очень, иногда (к сожалению, чаще, чем хотелось бы) - откровенно разочаровывают. Осер в этом плане порадовал. Я не могу назвать его вечернее освещение каким-то особенно выдающимся, но оно оказалось очень приятным, уютным и каким-то домашним, насколько это слово можно применить к городу.
Меня порадовали "тёмные" фото на реке Йонна: