Три дня был в Минске - ездил на конференцию IT-аналитиков AnalystDays. Прилетел в четверг, улетел в воскресенье, сама конференция - в пятницу, а остальное время - смотрел город и немного по Белоруссии. Конференция - удалась, но об этом - профессиональном блоге, а здесь - впечатления о Минске и Белоруссии в целом.
В целом - понравилась. Я до этого в Минске был еще студентом, когда был Советский Союз. И я Союз помню. Минск сейчас - точно не такой. Но в капитализме, который сюда пришел, наблюдается некоторая сдержанность, которая, на мой взгляд, была бы уместна в России. Хотя я понимаю, что это - невозможно - в России есть нефть и газ, приносящие деньги, а человек - слаб, особенно во власти. В Белоруссии нефти нет, и потому власть работает как может с имеющимися ресурсами - сельское хозяйство, производство, а это практически означает большее внимание к деталям жизни страны. Потому на улицах - чисто, дороги - хорошие, сильно лучше, чем в России, бензин - дешевле. И рекламы - мало, можно сказать - нет совсем, если сравнивать с Москвой, хотя местные уверяют, что реклама все же имеется. А еще сам город - просторный и зеленый, таким он был и в Союзе, потому что в войну сильно пострадал и строился заново. Но и сейчас он строится продолжает - вполне современно, много зелени, дороги и метро. Это - в целом, а теперь - детали.
В Минск я прилетел в городской аэропорт. Просматривая расписание, я наткнулся на рейс из Внуково в загадочный аэропорт Минск-1. Википедия сказала, что это - старый аэропорт, который находится практически в центре Минска. Вроде его планировали закрыть после пуска нового, но он еще работает. И принимает ровно один рейс из Москвы. Говорят, работает потому что рядом авиаремонтный завод, так что аэродромная структура все равно нужна, а чисто аэровокзал - не слишком напряжно. В любом случае, лететь - очень удобно. И интересно, потому что самолет летит над городом, достаточно низко и из него все замечательно видно - и старый город, и новые районы.
А сам самолет - небольшой, на 68 человек, двухвинтовой, французский. И хотя летит он на 25 минут дольше современных, зато - ниже обычных (у него потолок 7600), весь полет в Минск я смотрел на землю, а обратно не так повезло - облачность низкая и самолет часть пути летел в облаках. А по времени - это вполне окупается посадкой в городе. Я когда прилетел - дошел до центра, гостиницы Минск, вообще пешком, 40 минут. А улетал - 15 минут автобусом из центра. В общем, кто полетит в Минск из Москвы - пользуйтесь, пока это работает, всячески рекомендую.
Что посмотреть в Минске? Поскольку город - новый, особых достопримечательностей нет. Есть кафедральный собор, костел, ратуша. Музеи, правда в них я не был. Новое, оригинальное здание библиотеки со смотровой площадкой наверху, город - видно. Правда, нам было видно плохо, потому что площадка открыта сверху, но застеклена сбоку и стекла - грязные, увы. Лучший обзор - с предпоследнего этажа, переход от лифта к кафе. Говорят, на строительство библиотеки была добровольно-принудительная сдача денег у студентов и в госорганизациях, а может не только в них - как в советское время...
У цирка стоят замечательные скульптуры, а в парке Янки Купалы - фонтан с девушками, которые пускают венки, правда без воды. Там же на газоне играли в футбол, мальчишки, по-серьезному, командами. Так что гулять по городу - очень приятно. Множество парков, достаточно просторные улицы - местами напоминают Москву эпохи застоя, когда машин было мало. Но не слишком мало, это просто по контрасту с привычной мне обстановкой. Светофоров - много, и много современных, со светодиодами и таймером. В отличие от той же Москвы, кстати. Я поймал себя на мысли, что даже ночью по пустому городу мне не хочется нарушать и переходить где-нибудь, а хочется дойти до светофора, подождать зеленого и тогда - перейти. Вот.
А еще - всем москвичам обязательно проехать на метро несколько станций. Увидеть метро со знакомыми вагонами и в целом аналогичными московским станциями, но без рекламы. Понять, как это прекрасно. Испытать шок и ненависть к тем, кто заклеил рекламой московское метро. Местные говорят, что реклама-таки на станциях есть, и с вагоном не оклеенным нам повезло - пусть вам повезет тоже. Питерцам - тоже рекомендую, хотя в Питере рекламы сильно меньше, чем в Москве.
Еще мне повезло - в субботу Влад Орликов, он организатор конференции и живет в Минске, позвал меня съездить посмотреть замки - Мирский и в Несвиже, 16 век и позднее, правда, они разрушались сначала в первую мировую, потом во вторую, особенно Мирский, и их восстанавливали, но основная кладка стен - оригинальная. Так что замки - достойны осмотра. Внутри, как водится, музеи.
Это - Мирский замок.
И я как-то впервые осознал, что эта часть Белоруссии присоединена к Союзу в 1938. А до этого там реально были имения князей или графов :) Кстати, потомки - финансировали реставрацию. А еще там жило много евреев, у них было какое-то автономное управление и в 20-х даже ходили свои деньги - шеккели. Советская власть на них повлияла не сильно, а вот нацисты почти всех угнали в концлагеря или ликвидировали.
В Несвиже пересеклись с каким-то мероприятием, на котором было куча народа в национальной одежде. И молодежь, и пожилые люди. И были такие замечательные куклы. А еще там по парку ездит паровозик, сделанный на основе трактора Беларусь и грузовых тележек к нему. Красиво когда стоит, но на ходу тарахтит и извергает черный вонючий дым.
На своем опыте убедился, что даже региональные дороги в Белоруссии - лучше многих федеральных российских. Один из участников тоже ездил, и говорит что после М9 (Москва-Рига) белорусские дороги кажутся почти идеальными. А еще - местами они платны - для грузовиков и иностранных машин. Легковые машины с белорусскими номерами - бесплатно. И, по-моему, это так конструкция, при которой нет необходимости в дублерах и прочих сложностях, связанных с платными дорогами в России. Только во всем флейме по предмету именно ее я не слышал, рубка идет по дилемме, что при платной дороге монополист ограбит несчастных граждан, и никак иначе. Вот.
Вечером в субботу, вернее уже ночью, наблюдал колонну байкеров и роллеров у площади Победы. А в воскресенье был какой-то католический праздник - был громадный крестный ход, взрослые и дети, специально одетые, музыка и пение из сопровождающего автобуса, несли всякие реликвии, путь перед главным священником маленькие дети осыпали цветами. Маленьких детей в процессии, кстати, реально много, некоторые - совсем маленькие, года 4, мамы шли сбоку и держали за руку. А за праздничной процессией - большое количество верующих, на несколько кварталов - и не просто шли, а пели молитвы вместе с репродукторами. Что интересно - и байкеры и церковное шествие шли по тротуару, и без милиции, только в одном месте их пропускали поверху вместо подземного перехода - там милиция была.
И в заключении - о еде. Она - вкусная и не дорогая, во всяком случае в тех местах, где я ел. Одно - за парком Горького, белорусская кухня, и прекрасный квас. Который мы реально весь выпили - нас была пятеро, два литра ушли, а третий - не принесли, говорят - кончился, пришлось пить морс. Мы там сидели с англичанами, которые выступали на конференции, им квас тоже очень понравился. Другое место - в самом центре, зайдя внутрь неожиданно обнаружил живую классическую музыку, квартет из гитары, контрабаса, рояля и аккордеона, который сменялся саксофоном. И божественная семга с лисичками в винном соусе. Обстановка требовала вина, соки или что другое совершенно не подходили, я это ощутил чисто физически. Завершая тему еды - мы жили в гостинице Минск, в самом центре, кстати, весьма качественная, и там на завтрак был тосканский салат: помидоры, огурцы, салат и морковь, нарезанное все весьма мелко. Интересно, это реально из Италии рецепт?
А еще в Белоруссии - замечательные вкусные конфеты. В России таких уже почти нет...
Фотографии в альбоме «Минск-2012»