Удобная бухта была здесь, наверное, с начала времён, плескалась холодной северной волной и ждала своего часа, чтобы стать однажды важным портом. И вот, в 1 веке до н.э., согласно историческим сведениям, в этом районе появилось первое поселение. За многие столетия это место не раз сменило правителей и названия, а в 1750 году о деревушке написал историк Смит, в первый раз назвав селение Коув (Irish: Cobh, "бухточка").
В 18 веке в небольшом поселке жили моряки и чиновники. В справочнике Корка за 1787 год указывалось, что в Коуве было около тридцати предпринимателей, в том числе один мясник и один торговец мануфактурными товарами.
Теперь Ков – известный портовый город на юго-востоке графства Корк в Ирландии, его гавань считается второй по величине естественной гаванью в мире, а его история, неразрывно связанная с мореплаванием, полна важнейшими событиями. Еще ни в одном городе Ирландии нам не пришлось так много узнать об истории страны, о трагических судьбах сотен людей, о триумфах и трагедиях знаменитых кораблей...
Улочки Кова с цветными, плотно стоящими домами, сбегают к морю так круто, что водителям автомобилей, въезжающих в город, нужно быть предельно осторожными.
Острым шпилем упирается в небо собор Св.Кольмана, легкий и изящный, будто парящий над крышами Кова.
А со стороны набережной открывается такой чудесный вид на построенный в несколько ярусов город, что остается немного позавидовать пассажирам многоэтажных лайнеров. Кажется, им со стороны моря доступна и вовсе потрясающая картинка.
Эти огромные круизные суда швартуются сегодня там же, где 100 и 200 лет назад делали это их великие предшественники. В 1821 году именно отсюда отправилось в Англию первое паровое судно, а 1838 году здесь останавливался "Сириус" — первый паровой корабль, пересекший Атлантику.
В начале 19 века в связи с наполеоновской войной между Францией и Англией, для Коба настал период стремительного развития -тогда в естественно защищенной гавани города расположилась британская военно-морская база.
В 1849 году город посетила английская королева Виктория, и в память об этом событии, он был переименован в Квинстаун (Queenstown). Город носил это имя до 1922 года, когда была провозглашена независимость Ирландии, и Квинстаун снова стал Ковом.
Возле порта находится здание старого железнодорожного вокзала, превращенное в музей. Сюда прибывали из разных уголков страны люди, намеревавшиеся отправиться в дальнее морское плавание. Отсюда начинается и наше небольшое путешествие в прошлое.
Входные билеты в музей оформлены в виде посадочных билетов на "Титаник". На каждом билете стоит имя реального пассажира легендарного судна. В виде игры это, возможно, и занятно, но в реальности не хотелось бы оказаться на месте тех людей, которые поднялись на борт "Титаника".
Ков стал последней остановкой корабля перед выходом в дальний рейс. 11 апреля 1912 года кто-то из счастливчиков сошел в этом порту, а на борт поднялись другие пассажиры. Через 4 дня после отплытия из Кова "Титаник" затонул, столкнувшись с айсбергом.
В музее можно посмотреть, в каких условиях плыли в Америку за лучшей долей простые люди, не имевшие возможности оплатить каюты в 1 или 2 классе.
Еще здесь имеется чуть ли не единственный в мире "музей багажа", хотя он представляет собой, скорее, небольшую экспозицию.
Кроме "Титаника", с Ковом связаны и другие известные суда. 7 мая 1915 года немецкой подлодкой недалеко от южного побережья Ирландии был затоплен британский пассажирский лайнер "Лузитания".
Это судно шло из Нью-Йорка в Ливерпуль, и было атаковано в районе, где активно действовали германские подводные лодки. Корабль затонул очень быстро, всего за 18 минут, унеся жизни 1198 человек. Температура морской воды составляла 11С, а огромная водяная воронка, образовавшаяся после полного затопления лайнера, затягивала людей на большую глубину. Для выживших в крушении компания «Кунард лайн» зарезервировала комнаты в отелях Квинстауна, раненых принимали городские больницы.
Морг Квинстауна не справлялся с нагрузкой, а море еще несколько дней приносило и приносило к берегу тела погибших в крушении. Их похоронили на городском кладбище, почти все жители помогали рыть могилы, а гробы накрывали флагом Британской империи.
В память о тех трагических событиях, в центре Кова установлен Мемориал погибшим на "Лузитании".
Возле пристани, где сегодня швартуются огромные туристические лайнеры, стоит еще один, совсем небольшой, но очень значимый памятник. Молодая женщина обнимает за плечи двух своих младших братьев. Это Энни Мур (Annie Moore), ставшая первым человеком, попавшим в США через новый иммиграционный центр в Нью-Йорке. Энни, Энтони и Филипп отправились в Америку из Кова 20 декабря 1891 года "Невада".
Ирландцы считают это событие символом массовой эмиграции XVIII века. Если до сих пор вы не слышали о Великом или Картофельном голоде в Ирландии, в Кове вы узнаете об этом обязательно. В связи с голодом, эпидемиями и колоссальным оттоком людей за границу, страна потеряла настолько значительную часть своих жителей, что до сих пор не может справиться с демографическим кризисом. Сегодня в Ирландии население составляет примерно 4.5 млн человек, по сравнению с 8 миллионами, жившими на острове в начале XVIII века.
Но Ков был не только отправной точкой для 2,5 миллионов из 6 миллионов ирландцев, эмигрировавших в Северную Америку между 1848 и 1950 годами. Этот порт был также одним из основных, откуда мужчин, женщин и детей депортировали в колонии, в частности в Австралию. Отчеты о таких депортациях хранятся теперь в корабельных журналах, в музее Кова. Городской музей занимает помещение шотландской церкви, которая стоит в гавани, возле самого берега.
И всё же Ков не оставляет гнетущего впечатления. Красочный и уютный, город теперь живёт за счёт туризма. Яркие цветы на его улицах, сувенирные магазины и пабы делают Ков, если не вспоминать всех историй, таким же милым и весёлым, как все другие ирландские городки.
«SS Servia» — Британский лайнер судоходной компании «Кунард Лайн». Построен и спущен на воду в 1883 году. Это был первый пароход, имевший стальной корпус. Сервия прослужила почти 20 лет, перевозя сотни людей через Атлантику..