Летим в Симферополь, ИЛ-96. Имя того урода, который придумал написать номера мест на спинках сзади кресла надо объявлять в каждом полете, вместе с именами одобривших это. Они узнают о себе много нового от пассажиров. Но соображайки нет проблема и у эксплуатирующих авиакомпаний - вполне есть место наклеить номера рядов наверху, где сейчас наклеен каждый 10-й ряд.
А вообще полет прикольный. То ли с погодой не повезло, то ли самолет по природе такой, но полное ощущение от езды по ухабистым дорогам с регулярным провалом в ямы. При этом за окном вроде погода нормальная, летели выше облаков, а на меньших самолетах я такого ощущения не испытывал.
Приехали в Ялту. Маленький отель у моря в Никите. Пристроено на первом этаже большого жилого комплекса на берегу - просто вместо квартир. Рядом спа-центр и все это на отдельной территории, с отдельным кусочком пляжа. Правда, маггазины и рынки - далеко, до них надо ехать, а до маршруток - идти 10 минут в гору к Ботаническому саду. Нет в мире совершенства... На месте - только ресторан и пиццерия. Но вполне достойные, и то и другое.
Комплекс, где наш отель - вид с моря.
Первый день вполне удачно освоились, купались. Видели пару дельфинов. И пару белок, которые гонялись друг за другом по стволу дуба. Одна - классическая, а у другой конец хвоста почему-то белый.
Второй день поплыли в Ялту. С моря видно, что строительства очень много. Строят многоэтажные здания, подобные тому комплексу, в котором мой отель - там 12 этажей. В целом получается такой забавный вид - горные склоны без домиков (это вокруг Ялты), и из них торчат высокие современные здания. В самой Ялте - смесь, совеременное строительство многоэтажное. При этом стоит не дешево - в самолете женщина рассказывала, что собирается менять 3-комнатную в Севастополе на 1-комнатную в Ялте.
А еще попадаются всякие забавные корабли, в том числе стилизованные под пиратские.
Маяк и порт. В порту на берегу - ржавеют старые корабли.
Зашли в собор, прогулялись по набережной, потом через Приморский парк и вдоль моря до Ливадии.
И тут возник резкий когнитивный диссонанс между известной с детства фразой - про то, что все принадлежит народу и окружающей действительностью которая унаследована от советского времени. Это участок побережья после Приморского парка с ведомственными пляжами, закрытыми для прохода, по которым пробираешься вдоль заборов. И это резко контрастирует с Испанией и Италией, где береговая линия, пляжи - общедоступны. А здесь они принадлежали конкретным санаториям, куда еще надо было попасть, а вовсе не народу :) А сейчас - это сохраняется, хотя с точки зрения экономики подобные огораживания не стимулируют, а ограничивают туризм, а значит в целом работает в убыток. Впрочем, можно считать, что зато поучается традиционный советский дух отдыха, кого-то привлекающий.
К Ливадийскому дворцу от моря идут лифты, в 2 яруса. Идешь вглубь горы по холодному тоннелю, а потом - поднимаешься. Проезд - 3 гривны в каждом (итого 6). Интересно, их делали для Сталина когда это была госдача №1 или уже потом, когда передали Профсоюзам?
Ливадийский дворец - он новый, начала 20 века. Что впечатляет - построен за 17 месяцев. Из местного белого камня. Скромненько, но со вкусом. Даже очень скромненько :) Посещение с экскурсией группами, ведет экскурсовод. Может, оно и оправдано. Во всяком случае, без этого я бы пробежал минут за 15-20. А так - была часовая экскурсия, услышал разные любопытные истории.
"Николай, пока был наследником, честно служил и дослужился до полковника, а потом уже никто не мог присвоить ему новое звание" (хотя реально он был полковником гвардии, чины гвардии сильно выше армейских чинов, и император традиционно был полковником одного из полков). Но в целом интересно, два последних Александра получили более четкие ассоциации - освободитель и миротворец. Жизнь царской семьи, разные детали, куча фотографий и рисунков. Александр III - выше 190, сильный - гнул железные прутья и разрывал целиком колоду карт, и его жена - невысокая, всего 168.
Дворец хорошо сохранился. И даже царские вензеля пережили все время. Гид рассказал, что нашел для себя ответ в путеводителе 54 года: "в медальонах на фасаде изображены буквы русского алфавита".
После дворца пошли по царской тропе - проложенной для пеших прогулок Николая, почти 7 км, по горам с малыми перепадами высот. Сейчас она уже местами идет рядом с дорогами, вдоль заборов строек и коттеджей, а иногда - и халуп. Но большая часть все-таки по склону или по лесу, как на фотке. Пару раз попадались завалы.
Сама тропа размечена камнями и указателями, иногда монументальными. Но не везде оно сохранилось, хорошие скамейки у дворца постепенно сменяются на бревна и совсем исчезают, бетонные доски-указатели оказываются обрушенными и остаются только высеченные в скале камни, а где-то люди написали текст фломастером. Местами тропа раздваивалась и идти надо было по наитию. Но мы дошли.
Начало тропы.
Этот знак можно правильно прочитать, только вспомнив предыдущие - когда ты начинал путь, то однозначно понимал, сколько прошел (мало), а сколько осталось (много). Этот же почти посередине. Первая цифра после Вы прошли, относится к пути из Ливадии, а вторая - к пути в Ливадию. А вот стрелки рядом с ними обозначают не направление, в котором измерено расстояние, а направление вашего движения. В общем, проблемы интуитивно понятной инфографики - они старее компьютеров.
На самом деле, это - ложный знак, он выводит на современную дорогу. А поставлен - раньше.
В одном месте на тропе обнаружилась скульптыра, явно довольно современная.
Виды тропы и на море с нее. Деревья протянули свои корни, держат склон.
Замечательное графити вокруг трубы.
На переднем плане - вылизывается котенок. А на заднем - скамейка, как она в середине тропы.
Эта халупа стоит за сетчатым забором практически на тропе.
Совершенно неожаданный кусочек ровного леса.
Это дерево сильно выгорело, но оно еще живет - наверх уходит на большую высоту и все зеленое.
Здесь был завал...
Виды с тропы на море
Ближе к концу был указатель, что можно свернуть к Ласточкиномцу гнезду. Мы попробовали - облом. То есть свернуть получилось, но там - узкая тропинка, выводит на трассу. Судя по всему, за трассой тропинка продолжается, во всяком случае было за ограждением уходит вниз полуразрушенная лестница. Но через ограждение надо перелезать, так что не факт, что эта тропа в рабочем состоянии. И мы вернулись.
А в конце нас ожидал сюрприз. Тропа вышла к воротам санатория Розы Люксембург, был камень о том, что мы дошли правильно.
Но! сами ворота сейчас закрыты, рядом идет дорога праактически без тротуаров и куда по ней идти - неясно. Хорошо оказались местные мужики, показали, где тут остановка.
Рядом с остановкой оказалось такси, и мы поехали назад в Никиту. По дороге рассказывал интересные байки и истории про места, по которым поезжали. О Пушкине, Чехове, Бунине, которые здесь были. Бунин жил в Балаклаве и однажды напившись с приятелями-гнреками послал на имя царя телеграмму, что Балаклава отделяется в независимую республику. Через некоторое время получил ответ от Столыпина, которые был премьером и министром внутренних дел "Не только пей, но и закусывай". Еще показал где вход в 7-км тоннель через скалы, который идет к водохранилищу и через него по трубам Ялта снабжается водой - он в свое время возил грузы на стройку, так что знает. И вообще, рассказывал много, ехать было интересно.