В Крыму живет множество кошек. В любой кафешке во время еды к тебе подойдет кошка и не одна и будет умильно выпрашивать. В парках они тоже живут в больших количествах, и в отеле - завтраки тут на открытой веранде и местный черный кот по очереди всех обходит. Это было вступление, мысль пришла пару дней назад, неуклонно подтверждалась, но написать я забывал.
Сегодня ездили в Бахчисарай. Ехали туда по горной дороге с серпантинами, смотрели леса на склонах гор. Во всех местах для осмотра - ресторанчики, базарчики или просто собираюти деньги за "экологически-видовую площадку". Но чек выдают, и за это собирают мусор - что хорошо.
Со смотровой площадки - Серебряная беседка, кажется.
Еще один вид, уже с другой площадки.
Станция дальнего слежения за ракетами и космическими кораблями - это купола.
Ближе к Бахчисараю начинаются такие скальные отвесные стены. Их много.
Бахчисарайский дворец достаточно интересен как композитный между восточными интерьерами, которые я видел, например, в Альгамбре и в Индии, и относительной современностью - потомки ханов там жили уже при электрическом освещении. И бани середины 16 века, традиционной постройки - использовались вплоть до 1924 года.
На фотках можно оценить смесь - хрустальная люстра в зале с восточным потолком и беседка, позднее застекленная и тоже с хрустальной люстрой.
Экскурсовод подчеркивала, что "как жили женщины в гареме, достоверно неизвестно, можно лишть фантазировать", потому как мужчинам доступ был закрыт, а женщин-путешественниц не было. Фактически, остались только заметки жены английского посла, которая в середине 19 века там была. Тем не менее, общепринятыми, а может, личными фантазиями обильно делилиась, говоря, что прежние фантазии про забитость были неверной пропагандой, а на самом деле женщины жили в довольстве и были счастлиы. Ну, довольство-то, наверное, было, а счастье - его, как известно, каждый понимает по своему :)
Из подлинной обстановки сохранилось очень мало - потому как после выселения крымских татар музей был закрыт. Но часть экспонатов, всякие вышивки были вывезены немецко-фашисткими захватчиками и хранились в музее в Вене, а после восстановления в 1990 году - были безвозмездно возвращены. Зато есть много традиционных вышивок и пара залов с ремеслом, с манекенами в интерьере.
Помимо основной экскурсии по дворцу там есть еще 5 отдельных выставок, и комплексный билет с посещением всего стоит не намного дороже, чем экскурсия во дворец (80 гривен вместо 50), хотя покупать на выставки отдельно - дорого (каждая по 20). Реально удивляюсь, почему комплексный билет берет так мало народа, из нашей группы мы вообще только двое были. Потому что там есть, что посмотреть - бани, ханская ложа в мечети и сама мечеть, золото из курганов (но его как раз мало), коллекция оружия (не большая) и художественный музей. В художественном музее - картины и много фарфора, и фарфор - реально интересный, вполне сравнимый с выставкой в Историческом, где мы недавно были. А еще - везде можно фотографировать.
Пара статуэток без ката.
Над главным входом
Фонтан. Не тот, который фонтан слез - он куда менее впечатляющ изобразительно, хотя легенда красивая...
Дереву больше 400 лет, оно многое видело...
Мавзолеи на ханском кладбище во дворце. Рядом там - мнрожество надгробий, увы, разрушенных.
Витражи
Картина над одной из дверей и дверная панель
Потолок
Кувшин
Еще фарфор
Тут охотник палит в оленя.
После дворца - пообедали, экскурсовод рекламировала конкретный ресторанчик, который расположен не близко (написано 350 метров, но думаю - дальше), и главное - за торговой улицей, и потому это для него единственный шанс привлечь посетителей. Но я не пожалел, что пошел. Вполне вкусно, недорого и аутентично для желающих - возлежишь за низкими столиками.
Вид потрясные скалы над городскими улицами. К сожалению, ракурс получается не очень...
Маленькая мечеть.
Это - роспись на стене ресторанчика.
По-моему, замечательная роза в его саду.
Потом поехали в Свято-Успенский монастырь, который работал без перерыва с незапамятных времен (говорят, от Андрея Первозванного), во всяком случае достоверно известно, что при крымских ханах он работал, и они в нем тоже иногда молились. А в 1919 году, найдя в больнице монастыря нескольких больных или раненых солдат и офицеров белой армии его объявили рассадником контрреволюции и ликвидировали взрывами. В пуеводителях писали, что монастырь разрушен сильным землетрясением - это нам рассказала гид. Восстановление началось 90-х, и продолжается - по старым чертежам, найденным в архивах и по фотографиям. Правда, местами от истории отступают, например, вместо одного из храмов построен дом для церковного начальства, буде оно пожалует в гости - вполне красивый. Зато внизу строят новый храм.
Все это мы узнали от гида, вместе с подробным рассказом о помещениях монастыря и несколькими забавными историями. О том, что ханы пощадили храм потому что их впечатлила чудотворная икона. Которая была обретена в 15 веке, но до прихода турок. Тут что интересно - ханы появились в Крыму раньше, чем турки завоевали Византию. И с приходом турок, действительно в 15 веке, они просто сменили сюзерена.
Кстати, икона возникает в истории монастыря дважды: первый раз - в виде отпечатка на скале, который и дал указание основать монастырь. На фотках она есть. И второй раз - уже в материальном виде, обретенная в 15 веке и до сих пор мироточит, масло с нее - продают.
Еще одна история - что Екатерина выселила греков и христиан из Крыма в другие черноморские земли (это - исторический факт) для того, чтобы лишить хана налоговой базы и таким образом экономически принудить отречься от престола - потому как именно христиане были основными налогоплательщиками.
Природа там, кстати, замечательная. Монастырь - в ущелье, вокруг - горы. Рядом - мавзолей первых крымских ханов. Еще там пещерный город Чуфут-кале, но на него у нас не хватило времени.
В центре скалы - след явления иконы из-за которой был основан монастырь.
Лестница к пещерному успенскому собору, где находится обретенная икона. Сам собор снизу не видно, он в скале.
Общий вид от монастыря вниз, на ущелье где расположены разные постройки и строится еще один храм.
Это - центральная часть того самого гостевого дома, который вместо храма (храм - показали на старых фотках).
Могилы офицеров крымской войны и обороны Севастополя (19 век) в монастыре.
Этот гигантский жук встречен по дороге. При попытке перенести в безопасное место - больно чем-то прыскался, удалось э
то сделать только экскурсоводу, которая обернула брала бумагой, но и то не слишком получалось.
Мавзолей сзади и вход в него.
Потом поехали домой, на выезде сфотографировав еще одну бахчисарайскую церковь - Храм Феодоровской иконы Божией матери. Она упорно не хотела фоткаться, но в конце концов получилась.
И уже поздно вечером возвращались назад в отель. В поездку нас возил водитель, с которым мы случайно познакомились пару дней назад, возвращаясь из Ливадии. Он уже не молодой, ему 73 года, но очень приятный. И всю дорогу интересно рассаказывает об окресностях. Сами достопримечательности не показывает - там свои гиды, которые знают лучше. Это его позиция - он считает, что рассказывать надо ответственно и хорошо зная предмет, и чтобы рассказывать самому - читал книжки, изучал разные сведения. Кое о чем, например, о названии Форос - приводит альтернативные версии из разных книг, говоря, что выбрать не может. Такой подход - очень импонирует. Фотографии в альбоме «Бахчисарай»