Сегодня смотрели Сукхотай, по парку на велосипедах. Впрочем, машина ехала сзади. Суккотай - древняя столица, так что сейчас - традиционные развалины. Но не от войны, а от времени, сохранность лучше, чем в Айютайе. Кстати, построено тоже преимущественно от кирпича.
От дворца остался только фундамент, а храмы - в хорошем состоянии. Первоначально - индуистские, из трех частей - Шива, Индра и Кришна. Потом "когда Сукхотай достиг высокой цивилизации, они меняли бога с Шивы на Будду" - это цитата от гида. И в храме поставили статуи Будды. Вообще вера в Будду - она есть, и там много культурных деталей, с этим связанных. Она достаточно глубинная и неформальная. Но, говорят, сдержанная. Во всяком случае, другой храм индуистским остался "местные жители не позволили переделать".
В глазах местных скульптуры Будды в Сукхотае сильно отличаются от того, что в Айютайе. А на взгляд неподготовленного - они почти одинаковы. Но когда указывают на детали - да, отличия есть. Здесь Будда - с закрытыми глазами, а губы почти всегда улыбаются. Правда, к концу династии улыбка пропадает. А еще у него на руках пальцы разной длинны, как у человека, а в Айютайе пальцы делали одинаковыми не только на ногах, но и на руках.
А этот храм остался индуистским.
Большие сидячие Будды, стоящие и идущие. Один из храмов называется "говорящий Будда" - потому что есть тайный проход в стене и окошко, чтобы говорить. Раньше было декорировано деревом и не видно, а сейчас - голый камень. С этим связана легенда, что король вдохновлял на победу над бирманцами. Вообще отношения с Бирмой - довольно свежая тема, это "почти настоящее", а не прошлое. С Лаосом - тоже, но там мирно все. просто подчеркивается некоторое превосходство. Например, что язык тайцев - на основе древнего балийского, и там есть звук "р", а в Лаосе - "л". При этом языки - сильно похожи, говорят они друг друга понимают. Кстати, в Сукхотае жил король, который придумал тайский алфавит.
Говорящий Будда. Статуя гигантская, если встать у подножия, то голова будет только на уровне ног Будды. Но вчера, говорят, мы видели еще больше, просто этот храм более тесный, а вчера нельзя подойти так близко.
А это он же издали.
Еще одна статуя сидящего Будды.
В Сукхотае в какой-то день проходит церемония, когда в озеро спускают лотосы с зажженными цветами. Говорят, в этом году было 120 тыс. туристов на ней. А лотосы - в основном не настоящие, а из банановых листьев или желтых бархатцев - дешевле. Остатки таких мы на озере видели.
У храма женщины торгуют кружевными платками и блузками, которые сами крючком вяжут. При этом успевают предлагать, рекламировать товар и одновременно - вязать какую-то салфетку, а может это платок в начальной стадии был :)
По дороге, на заправке - прудик с рыбками и цветущий банан.
Лампанг. Храм, где нашли изумрудного Будду. Гид говорит. что его когда-то давно сделали в Шри-Ланке и прислали для пропаганды буддизма. А потом была какая-то война, и какая-то женщина замуровала его в глиняный шар, который она привезла в монастырь и просила спрятать. Потом про все это то ли забыли, то ли все умерли. Но через какое-то время в пагоду, где спрятано ударила молния и расколола шар, статуэтку нашли и, собственно, в путеводителях ее история начинается с этого момента - она была в Лампанге, потом в Чианг-Мае, потом ее увезли в Лаос и забыли вернуть, через 200 лет король Таиланда с маленьким эскортом в 300 тыс. солдат попросил вернуть и ему отдали, он привез в Бангкок. Вот так.
В храме - Будды в бирманском стиле, в них больше аскетизма, у некоторых видны ребра. И, совершенно неожиданно, на крыше напротив входа - герб аналогичный британскому, щит держат лев и единорог. Под гербом надпись, которую гид не прочел, сказав, что это по-бирмански.
Общий вид.
Перевозка Изумрудного Будды.
И просто танцовщица.
Еще в Лампанге видели тиковый дом, которому более 100 лет и который сохраняется с обстановкой того времени. Построен лесоторговцем - для него тик был дешев, а сейчас - музей. Королевской семье очень нравится, они там бывали и просили хранить дальше - память и традиция. А на стенах. в числе прочего - их фотографии.
Еще один храм - современный, рядом с древними ступами. Ступы относят ко времени прихода проповедников- буддистов, которые были учениками самого Будды, в Таиланд. Вокруг них - скульптуры с временами года.
Здесь - ступы, на переднем плане - заяц.
Это - крыса, а рядом - кошка замечательной расцветки.
А такие дракончики-собачки охраняют вход.
А храм - с современными росписями внутри. Резко контрастирует с традиционными росписями, я бы сказал что это - диснеевский стиль детских иллюстраций. Фотка одной из фресок, бурундучки слева внизу - замечательны. Правда, сама фотка - отвратительна, но как получилось.
А еще по двору ходят петухи, и двое сцепились. Первый раз такое вижу. Перья на шее вздыблены, кружат друг против друга. потом бросаются.
Ближе к вечеру была прогулка на каретах по городу. С одной стороны, особых впечатлений это не дает, но, с другой - это больше, чем проехаться на машине, восприятие другое. Вообще город - 170 тысяч, при этом максимум 4-этажный. И все первые этажи - магазины, рестораны и другие заведения, это совершенно типовая застройка. И это - сильно отличает здешние города от наших соразмерных, где районы многоэтажек, в которых магазинов и прочей инфраструктуры - сильно меньше. Кстати, Питсанулок, где были вчера и ездили на велорикшах - миллионник. И при этом - такой транспорт :)
А это - холл нашего отеля.
Фотографии в альбоме «Таиланд-2013»