АКРОПОЛЬ
или минус два корешка билета
Акрополь – это центр любого древнегреческого города, располагавшийся, как правило, на высоком холме. Здесь, за укреплёнными стенами, во времена вражеских нашествий укрывалось местное население, возводились наиболее важные постройки.
Афинский акрополь, несмотря на всеразрушающее время, сохранил огромное число памятников древнегреческого искусства, знакомиться с которыми я пошла сразу же после заселения в отель.
Корешок первый. СклоныАкрополя.
Весь холм акрополя, в том числе и его склоны за пределами крепостных стен, в те далёкие времена считались священной землей, потому на склонах располагались не только почитаемые святилища, но и не менее значимые культовые объекты.
Холм условно поделён на части, каждая из которых предназначалась тому, кто служил объектом восхищения и поклонения не для одного поколения людей.
Место почитания Перикла. Во времена правления Перикла (V век до н.э.) акрополь стал религиозным центром государства. На месте старого, разрушенного персами святилища, был воздвигнут огромный храм – Парфенон, а на склоне холма - крытый музыкальный зал, названный в честь своего правителя – Одеон Перикла.
Другая часть склона предназначалась Дионису. Когда-то эллины устраивали празднества в честь бога Диониса, покровителя виноделия. Эти торжества, сопровождавшиеся театрализованными представлениями, назывались дионисиями или вакханалиями. Со временем Диониса стали считать по совместительству и покровителем драматического искусства. Поэтому театры строились не только для развлечения, но и для того, чтобы заслужить его милость и покровительство. На отведённом для покровителя театров почестей участке, рядом с двумя храмами, по сей день, под открытым небом, стоит в веках театр его имени – театр Диониса.
Рядом находятся остатки святилища бога врачевания Асклепия и его дочерей Гигиеи и Панакеи, которые считались покровительницами двух направлений медицины – предупреждения болезней (гигиена) и лечения их (панацея).
Между театром Диониса и Одионом Герода Аттического находится Стоа Эвмена - длинная галерея-портик, которая была специально построена для прогулок посетителей храма и театра Диониса.
Впечатляющее зрелище - руины крытого театра римской эпохи, возведенного во II веке н.э. Геродом Аттиком, покровителем искусств, и посвященного памяти его жены Региллы. Мраморная облицовка скамеек для зрителей и сцены была восстановлена в середине прошлого века. Для полной реалистичной картины не хватает только статуй античных красавиц и величественных атлантов в нишах.
Погуляв по южному склону, совершив очередной «зигзаг знаний», плавно перешла на противоположную сторону. Северный склон холма очень отличается от южного: он более каменистый, обрывистый, изрезанный, непреступный. Одним словом - «грустный» и, на первый взгляд, неинтересный. Но именно этот склон для эллинов был культовым.
Археологами, в ходе проведенных на холме раскопок, было обнаружено множество небольших пещер с алтарями, на которых совершались примитивные жертвоприношения. Вполне естественно, что найденные пещеры не являются некими уникальными природными памятниками или, к примеру, памятниками археологии мирового значения. Они даже не самые интересные природные объекты Греции, встречающие своих посетителей почти неприметным входом. По своей «архитектуре» они практически все похожи друг на друга: небольшая келья, разветвлённая полость, несколько ходов и узкий лаз. В них нет лабиринтов, а значит, нет и риска заблудиться. Но у пещер, как и самого холма, множество интереснейших легенд и поверий.
Пещеры, как и многие другие культовые объекты, располагались между стеной Акрополя и древней дорогой, опоясывавшей холм. Территория, ограниченная этой дорогой, вместе с участком внутри стен, образует священную землю, предназначавшуюся исключительно для религиозных целей. Сегодня для удобства туристов построена современная дорожка, проложенная вплотную к скале с пещерами.
Святилище Афродиты – златовласой богини плодородия, любви и красоты. Почести воздавались здесь Афродите и её сыну Эросу. Согласно легенде, в храм богини, любовной власти которой подчинялись боги и люди, приходили в одну из летних ночей, чтобы совершить древний обряд. «Когда она идет в блеске своей красоты, в благоухающих одеждах, тогда ярче светит солнце, пышнее цветут цветы. Дикие лесные звери бегут к ней из чащи леса; к ней стаями слетаются птицы, когда она идет по лесу. Львы, пантеры, барсы и медведи кротко ласкаются к ней….». Где ступала Афродита, там пышно разрастались цветы… легенды, красивые легенды. О каком ещё подарке можно было просить богиню любви и плодородия?
Но нашла я это место не сразу. Пройдя большую часть пути, и дойдя до источника Клепсидра, вдруг понимаю, что прошла сиё интересное место. Возвращаюсь обратно и опять не вижу объекта. Призываю на помощь сотрудника комплекса. Покидать свой пост им запрещено, но и объяснить мне, где находится «офис Афродиты», он не может. Сообразительный грек звонит своей коллеге, «чуть-чуть говорящей по-русски», и я получаю ценные указания: сначала меня просят встать лицом к «будке смотрителя», потом посмотрев налево, сказать, что я там вижу, потом направо, и, сделав примерно двести шагов в одном из направлений, начать внимательно смотреть на указатели. Ура! Я нашла! С третьей попытки! Место не очень приметное, информационный щит как-то «тихо» вписан в ландшафт и почти не виден среди камней.
Примерно посреди склона, в расщелине скалы, находилась пещера Аглавры. Отсюда, согласно легенде, бросились вниз и разбились дочери царя Кекропа Аглавра и её сестра Герса. Юных дев погубило любопытство – они, ослушавшись повеления богини Афины, всё же заглянули в запретный ларец, оставленный на хранение. Открыв его, сёстры увидели своего брата Эрехтея с человеческим телом и змеиным хвостом. Обезумев от страха, они бросились с крепостной стены акрополя и погибли. Вот такая грустная легенда.
Источник Клепсидра – «тайные воды» или «святой источник».
Раньше этот источник имел другое название. Его переименование произошло, как гласит легенда, по единственной причине - воды в источнике периодически пропадали. В течение многих веков фонтан то заваливали камнями, то проводили специальные работы, чтобы очистить завалы и вновь получить доступ к воде.
Над источником Клепсидра расположились три пещеры, вырубленные в скале в честь трех богов: Аполлона, Зевса и Пана. У каждой пещеры своя легенда, что совершенно естественно.
Пещера Аполлона - светлокудрого красавца и бога света. После выборов верховного правителя (архонта) в Афинах стало традицией принимать присягу сначала на алтаре Аполлона, а затем приходить сюда, в пещеру, и давать вторую клятву.
Рядом с пещерой Аполлона находится другая, не менее интересная пещера и алтарь. А посвящён сей алтарь Зевсу - царю богов, богу неба, погоды и закона. Атрибутами Зевса являлись громы и молнии, а также эгида – сделанный Гефестом щит, потрясая которым он вызывал бури и дожди. Согласно легенде, каждую весну избранные афинские жители приходили в эту пещеру и ждали молнии – знака того, что Зевс уже появился в горах и эллинам больше не надо бояться засухи.
Пещера Пана. Находится рядом с пещерой Зевса и связана она с именем бога лесов и пастухов - Паном. По преданию, Пан появился не сразу, а уже после битвы при Марафоне, чтобы посеять страх среди персов и помочь афинянам одержать победу. В благодарность афиняне организовали здесь, на северном холме Акрополя, место поклонения.
«Козлоногий Пан, в древнегреческой мифологии бог лесов, пастухов и охотников, был веселым, но своенравным божеством. Он проводил свои дни, играя на свирели, подглядывал за купающимися в ручьях нимфами и резвился на лесных полянах. В Древней Элладе любили проказника Пана и устраивали в его честь шумные шествия, ритуальные песнопения и пляски, водили хороводы. В обычное время нарушать тишину леса не полагалось, потому что Пан сурово наказывал нечестивцев, потревоживших его отдых. Злой спросонья лесной бог усыплял разбудивших его людей, и они погружались в кошмарный беспробудный сон. Он мог поражать смертных непереносимым страхом, от которого они, не помня себя, бежали куда глаза глядят».
Вот, оказывается, кто был прародителем «панического страха» и «паники».Заглянув во все пещеры, сделав не один десяток фотографий, отдохнув на руинах древности, достаю свой билет, чтобы продолжить путешествие по «колыбели цивилизации».
продолжение следует.....