АКРОПОЛЬ
Корешок второй. Храмы акрополя.
Величественные руины величественных храмов. Акрополь. С этой горы было видно, как приходили и уходили римляне, как проповедовали христианство последователи учения апостола Павла и как турки стремились к мировому господству. Акрополь. Вдыхая тёплый осенний воздух, я поднимаюсь в самое его сердце - обитель великих богов. В лучах утреннего ещё не очень активного солнца стены храмов выглядят особенно ярко. Первые экскурсионные автобусы только начинают подъезжать к подножию холма. Значит, у меня есть немного времени, чтобы найти удачный ракурс и запечатлеть свою историю.
Храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой)
Не секрет, что храм Ники считается самым загадочным строением на акрополе: изящным, утончённым, почти воздушным и очень женственным. Он совсем не похож на остальные строения акрополя. И главное его отличие от других храмов – местонахождение. Храм расположен на высоком выступе крепостной стены, перед воротами древнего города, одновременно нарушая и не разрушая гармонию образов всего ансамбля строений, задуманного Периклом. Именно отсюда открывается потрясающий вид на Афины и именно здесь, на этом месте, как гласит легенда, царь Эгей, вглядываясь вдаль, в бескрайние морские просторы, ожидал возвращения своего сына Тесея с победой.
Древний храм Ники, украшенный колоннами только на переднем и заднем фасадах, построен в середине V века до н.э. и стоит под небольшим углом к фасаду пропилеи. Не заметить его невозможно, но и сфотографировать тоже сложно. Когда–то со всех сторон храм опоясывала скульптурная лента фриза, на которой были изображены эпизоды борьбы греков с персами и олимпийские боги. А внутри храма находилась скульптура Афины-Ники, изображенная со шлемом в одной руке и плодом граната, символом плодородия и мира, в другой. Бесспорно, храм Ники Бескрылой был одним из лучших творений древнегреческих мастеров, как, собственно, и всё, к чему прикасались их руки.
Поднимаюсь к парадному входу. Когда-то по этим лестницам ходили дипломаты, короли, специально приглашённые иностранные гости. Прохожу через гигантские ворота - уникальный памятник древнегреческой архитектуры эпохи высокой классики - пропилеи, по современному деревянному скрипучему настилу.
Пропилеи (или парадный вход) служили, прежде всего, для представительских целей. Здесь принимали и угощали гостей. Парадный вход состоял из центральной основной части и двух примыкающих крыльев, в которых устраивались столовые. Когда-то отсюда открывался чудесный вид на Афины. В обычное время центральный вход был закрыт бронзовыми воротами. Но и примыкающие «помещения» тоже не пустовали. Северное крыло пропилеи использовалось в качестве картинной галереи (пинакотеки), а западное – библиотеки. С удивлением узнала, что в те далёкие времена пропилеи были невероятно знамениты и о них упоминали даже чаще, чем о самом Парфеноне.
Пройдя пропилеи и вступив на территорию акрополя, я, наконец-то, увидела то, что не давало мне покоя уже несколько десятилетий. А если быть точным: «портик храма на афинском акрополе» - всего лишь картинка из учебника по истории за 5 класс. Теперь я знаю, как выглядит тот храм «в цвете». Но обо всём по порядку.
Статуя Афины Промахос (Афины Воительницы)
Нет, Афину Промахос я, естественно, не увидела. И даже с трудом «отыскала» то место, где, предположительно, мог находиться постамент с семиметровой (?) статуей. Бронзовая фигура Афины, созданная специально для акрополя творческим гением своего времени афинянином Фидием, являло собой божественное покровительство, прославляя мощь и величие прекраснейшего города Эллады – Афины. Защитницу городов, богиню мудрости и знаний, непобедимую воительницу Афину, хорошо было видно не только со всех концов города. Её позолоченный шлем и остриё копья моряки видели ещё задолго до высадки у берегов Пирея.
Жаль, очень жаль, что большая часть работ Фидия не дожила до наших дней, и о них мы можем судить только по описаниям античных авторов и сохранившимся копиям.
Парфенон
«В торжественном звучании форм Парфенона выражены ликующие чувства эллинов…».
История Парфенона – это история одного человека. Если бы Перикл не пришёл к власти, храм вряд ли был бы построен. Желая увековечить свои свершения, Перикл, буквально, отвоевал своё право на строительство данного объекта. Для строительства фасадов были приглашены лучшие скульпторы и художники того времени.
К сожалению, до наших дней от Парфенона - великолепного творения зодчих Иктина и Калликрата – сохранился лишь остов. После завоевания Аттики римляне вывезли отсюда все ценнейшие шедевры. А когда древнегреческая религия уступила место христианству, служители последнего выкинули из Панфенона прекрасные статуи древнегреческих богов. Само святилище Девы Афины превратилось в церковь Пресвятой Девы Марии. Позднее турецкие завоеватели превратили Парфенон в мечеть. Наконец, во времена осады акрополя венецианцами бомба пробила его мраморную крышу и попала в находившийся тогда в Парфеноне склад боеприпасов. Взрыв искалечил здание до неузнаваемости. Чудом уцелело после «хозяйничаний» в Парфеноне римлян, христиан и мусульман. Трудно даже представить себе, сколько бесценных творений человеческого гения уничтожила, борясь за «истинную веру», к примеру, та же христианская церковь, не говоря уже о мусульманском нашествии. Но, как бы там не было, Парфенон, как символ древнегреческой цивилизации и сегодня остаётся одним из самых узнаваемых сооружений в мире.
Гекатомпедон
Между Парфеноном и Эрехтейоном за верёвочным ограждением - «сад камней» - мирно покоящееся, хаотично разбросанное монументальное прошлое. И только информационный щит вносит ясность в кажущийся хаос. В прошлом это Гекатомпедон – храм Афины. Когда-то он занимал центральное место и считался одним их древнейших храмов Афинского акрополя, предшественником Парфенона. Во время греко-персидских войн Гекатомпедон был разграблен, как, собственно, и все остальные храмы верхнего города, и сожжён. До наших дней от древнего храма сохранился только «сад камней»: небольшие остатки фундамента, да часть скульптуры фронтонной композиции.
Эрехтейон
Магический «портик храма на афинском акрополе» чёрно-белой фотографии из учебника Древней истории всё же заставил меня однажды доехать до Афин. К этому времени я знала, что сия жемчужина была завершена уже после смерти Перикла. Знала, что архитектор, возводивший Эрехтейон, противопоставил этот храм лаконичному Парфенону. Он чётко и последовательно проводил принцип контраста, во всём, в каждой значимой детали, в каждом значимом элементе, сделав их оригинально-неповторимыми: лёгкие колонны и массивные основания, фигуры кариатид и гладкая стена, различные оттенки мрамора, большие глади ступеней и стильная профилировка основания колонн и многое, многое другое.
Храм Эрехтейн был своеобразным хранилищем для особо ценных предметов и построек: деревянная статуя богини-воительницы, священный пеплос, алтари Ифеста и Эрехтея. Строение объединяло несколько святилищ, здесь же совершались основные культовые обряды.
Согласно легенде, внутри Эрехтейона находился колодец Посейдона с соленой водой, который возник сразу же после того, как владыка морей ударил трезубцем в скалу акрополя. А во внутреннем дворике росла священная олива, которую Афина подарила жителям города.
Быстро взглянув на другие, открытые для просмотра фасады здания, возвращаюсь к портику с кариатидами, вернее к точке, с которой его лучше всего рассматривать. Безусловно, портик выделяется на фоне остальных форм Эрехтейона. Кариатиды - скульптуры, изображающие красивых молодых жриц, вне всякого сомнения, являются главным украшением храма, впечатляя своей откровенной жизнерадостностью. Ни одна из девушек не похожа на другую ни в образах, ни в исполнении причесок, ни в моделях одежды. Даже складки на их хитонах задрапированы по-разному: застывшие в мгновении покоя, кажется, они начнут двигаться от малейшего дуновения ветерка. В очередной раз мысленно аплодирую скульптору, любуясь совершенными по форме и поразительными по богатству идей нарядами жриц, их сдержанным и полным достоинства танцем.
Во всем этом с оригинальностью вкусов зодчих можно сравнить только чувство меры, сумевшее объединить как будто бы взаимно исключающие друг друга, свойства: необыкновенную роскошь и необычайную умеренность, превратив храмы и их священные участки в своеобразные музеи изящных искусств.
К сожалению, не все храмы и святилища дожили до наших дней. Разграбленные и сожжённые, разрушившиеся в веках, они оставили нам в наследство только груды камней, хаотично разбросанных по всему древнему городу.
На «задворках» Эрехтейона когда-то находилось святилище Пандросы - Пандросейон, одной из дочерей первого царя Аттики Кекропса. Богиня росы оберегала эллинов от засухи и была очень почитаема в Афинах.
Недалеко от святилища Пандросы, на северном склоне, располагался небольшой по размерам жилой домик – Аррефорион. В число служителей культа Афины входили аррефоры (хранительницы тайны) - девочки примерно семи-одиннадцати лет, избиравшиеся из лучших афинских семей сроком на один год. Они принимали участие в изготовлении священного пеплоса, в который ежегодно в праздник Панафиней наряжали древнюю статую Афины, участвуя также в таинственных обрядах, связанных с её культом. Аррефорион был их домом.
На открытой площадке перед Гекатомпедоном и Эрехтейоном находился Афинский алтарь, а рядом небольшой храм, где жрецы совершали обряды поклонения покровительнице города - богине Афине.
На самой высокой точке находилось не менее значимое святилище древнего акрополя – святилищеЗевса Полиея. Именно здесь, в дни торжественных ритуалов, в жертву богу приносили быка. Сегодня рядом с руинами святилища Зевса построен современный бельведер, с площадки которого открывается потрясающий вид на современный город.
Фундамент Святилища Пандиона был найден во время раскопок при строительстве музея на территорииакрополя.
Все бесценные сокровища, найденные при раскопках, хранятся в новом археологическом музее, расположенном у подножия акрополя. Но музей древнего города (старый музей) не менее увлекателен: статуи молодых грациозных девушек и красивых юношей-атлетов, фрагменты скульптурного фриза из «наряда» Парфенона и многое, многое другое. Вернее, то немногое, что осталось от некогда торжественной красоты, великого подвига и великого труда гениальных людей своего времени, то, что сегодня помогает изучать историю акрополя как главнейшего культурного и религиозного центра Афин.
«Усталый странник, отдохни в тени моих ветвей певучих…» Уже минут пятнадцать отдыхаю от впечатлений на прохладной неудобной каменной скамейке, стоящей в тени старой оливы: слева музей со своими ценностями духовной и материальной культуры, впереди – величественный Парфенон, чуть сбоку то, что осталось от храма Ромы и Августа, справа… А справа… тысячи туристов, оккупировавших не только имеющее свободное пространство, но и все камни, не представляющие особой ценности для комплекса. На самом высоком постаменте из камней сидят местные школьники, пытающиеся «запечатлеть» на бумаге стены акрополя и нижний город, неумело делая наброски карандашом. Почти до слёз умилили туристы из Китая: небольшая группа туристов, выбрав фон для своего фото, приготовилась к съёмке, их друг, выбирая правильный ракурс, чуть отдалился от места предполагаемой съёмки и потерял тех, кого должен был фотографировать. Запаниковав, «фотограф» начинает метаться, не видя, что друзья, попавшие «в окружение» другой многочисленной туристической группы, усиленно машут ему руками, кидая в воздух кепочки. Поймав пробегавшего мимо меня растерянного «фотографа», разворачиваю его в сторону «потеряшек», передать эту эмоцию словами трудно, но мои оттоптанные его радостными чувствами ножки к такому повороту событий готовы не были. В качестве компенсации – фото на память, под сенью оливы, с десятком попавших в объектив туристов.
Величественные руины величественных храмов. Древний город даже в остатках и развалинах вызывает глубокое уважение и восхищение.
Покидать это место трудно, но моя экскурсия по Афинам только началась.
продолжение следует....