А потом поехали в город трулли Alberobello. И вот что я скажу. Посмотрев Матеру и, особенно Альберобелло гораздо лучше понимаешь историю домика кума Тыквы в сказке Чиполлино... А выглядит это так.
А вечером на площади там была выставка фиатов.
Ездили мы опять на электричке, как и в Матеру. Но это была уже другая железная дорога, Ferroville Sud-Est. Интересно, что в расписании отдельно помечены поезда, гарантированные в забастовку :) В Бари поезда отходят с двух дальних путей вокзала Bari Centrale. Засада в том, что поскольку это - отдельная дорога, поездов нет на табло, а касса и автоматы - отдельные, прямо на платформе. А еще под вокзалом два подземных перехода, но выход на эту платформу - только из одного из них. Но в целом нас это не запутало, уехали удачно.
Железная дорога раньше явно использовалась для подвоза и вывоза грузов на фабрики, но сейчас эти пути аккуратно обрезаны, а за забором, куда они вели - площадки погрузки автомобилей. Грузовой железнодорожный транспорт ушел, а пассажирский - работает. При этом как и в Матеру, дорога одноколейная, с разъездом на станциях.
Пещеры Castelano находятся на остановке Grotta di Castellano. Нюанс тут в том, что перед этой остановкой есть еще одна, Castellano Grotta, в основном городе. На ней тоже можно выйти, до пещер около 2 км пешком. А от Grotta di Castellano - 300 метров. Но Grotta di Castellano - маленькая, есть поезда, которые на ней не останавливаются - смотрите расписание. А еще на ней нет ни кассы ни расписания, так что если планируете с нее уезжать, то переписывайте расписание заранее. Выходишь с нее на автостоянку, где останавливаются те, кто приезжает в пещеру. Проходишь насквозь, потом по дороге налево (она потом загибается), за всеми остальными. Там совсем рядом.
Начал накрапывать дождик, но у нас были зонтики - потому как мы утром увидели небо в тучах и мокрый асфальт. И дождь скоро перестал, даже раньше, чем мы в пещеру ушли, зато весь день было не жарко. Мы гуляли по Альберобелло наслаждались прохладой, вернее, отсутствием жары. Вот в Матере бы тоже так было...
Очередь за билетами довольно длинная, так что лучше бронировать через интернет, тогда покупаешь в отдельном окошке. Потом с билетом - ждешь группу с гидом, летом они отправляются почти непрерывно - с итальянским гидом, английский и немецкий идут реже. Гид, в общем, нужен чтобы маршрутизировать движение. Хотя в целом там не заблудишься, просто можно очень рано свернуть к выходу.
Мы шли длинным маршрутом, 2 часа - 3 км. При этом темп движения задают гиды, и местами он довольно высокий. Потому что маршрут туда-обратно большей частью проходит по одной тропе, и далеко не везде есть возможность разойтись встречным потокам. Наверное, поэтому не разрешают фотографировать, меня пару раз предупреждали, но все равно, некоторое количество фоток - есть и вы их увидите. С другой стороны, когда фоткаешь - совсем не тот настрой, чем когда идешь смотришь. Я это реально почувствовал, когда после очередного предупреждения фоткать почти перестал и начал созерцать. Туда шли очень хорошо. Мы были одной из первых групп, потому как ехали к открытию. А вот обратный путь как раз начались задержки с проходом по узким участкам, и тут созерцательное настроение как-то уходит. Тем более, что идешь уже по ранее виденному. Правда, смотришь в обратную сторону и многое выглядит иначе. А теперь - фотки пещеры. К сожалению, многие почему-то не получились.
Это - провал, который был первоначальным входом в пещеру и главный зал рядом. Сейчас для туристов сделаны входы рядом, на спуск - с лестницей из павильона наверху, а на подъем - с лифтом. Фотографии в альбоме «Пещера Кастеллано»
Выбравшись из пещер мы ощутили любимое чувство Винни-Пуха - а не пора ли нам подкрепиться. И сели в местный ресторанчик, благо их там много. Обслуживают - быстро. Но меню - только на итальянском. Разглядывая меню, вспомнил про ньокки (gnocchi), которые нравились мне по прошлым поездкам, ели их и лазанью. Лазанья, кстати, тут оригинальная, между слоев теста фарша мало, зато лежит хамон большим куском. Надо будет в другом месте заказать, посмотреть - это южный рецепт, или в конкретном месте так. А еще Caprese, который принесли в здоровой миске. Вообще, когда изучаешь меню, особого ощущения дешевых цен не возникает. Но вот когда приносят большие порции, понимаешь, что оно дешево. А в распальцованных местах - порции маленькие. Поели, обнаружили, что очередной поезд только что ушел. решили съесть десерт. По меню было ощущение, что какой-то торт (tartini). Оказалось - мороженное в глазури, крем-брюле внутри, вокруг - пломбир, и снаружи белый шоколад с кокосом. Вкусно, хотя и неожиданно.
До поезда оставалось 40 минут, потом полчаса ехать, Альберобелло - решили, что времени жалко и попробуем заказать такси. Не вышло. Официантка в кафе попробовала, сказала, что какие-то проблемы, отправила в туристический офис. Судя по всему, такси здесь нет, а едет - издалека. В общем, плюнули и решили, что едем на поезде. Пошли на станцию и тут-то обнаружили, что расписания на ней нет, а у меня расписание из инета, я его сверить на вокзале не успел. Но поезд подошел во-время. А поскольку билетов купить было невозможно, ехали бесплатно :)
Вот как выглядит станция - платформа и ничего больше.
В этот раз вокруг железной дороги были больше винограда, чем оливок. При этом многие посадки с лозой полностью укрыты тканью, наверное от зноя.
А по дороге уже начали появляться трулли.
Альберобелло. Вылезли на вокзале, примерное направление на район трулли у меня на GPS было, и идти там минут 10 по левой дороге от станции. По пути увидели первые трулли вперемежку с современной застройкой.
Но мы по пути завернули к церкви Козьмы и Дамиана по указателям, в ней хранятся мощи. Церковь - старая (но не очень), а фрески - современные.
Потом вышли на главную площадь, там висела такая карта.
Увидели указатель Casa d'Amore. Это трулли, внутри которого висят работы современного художника Mimmo de Felice. Вход бесплатный. Женщина раздает проспекты, услышала русскую речь - разговорились, она русская. Это трулль уже "не настоящий", построен в 1797 году тогдашним мэром для себя по мотивам национальных жилищ. А художник, чьи работы висят - довольно известен, у него были выставки в России и в Минске. Принты с работ - продаются, простые на бумаге, 2 евро, мы один купили - понравился. А еще нам рассказали, что художник организовал музей вина, мы туда потом зашли. А еще нам дали карту трулли.
Тут жа на площади зашли в старую церковь, но там как-то ничего интересного. И пошли в старую зону трулли, Aia Piccola. Это оказалось очень правильно. Потому что там нет магазинов и ресторанчиков и потому почти нет туристов. Честно говоря, мне такое поведение туристов не понятно, но я не возражаю - зато мы спокойно и без толпы прошлись по улочкам и все подробно посмотрели.
На входе в эту зону был еще музей - в большом трулли. Смотреть там особо нечего, немного местных ремесел - а берут целых 4 евро. Но крутится довольно интересный фильм о том, как трулли строят, правда мы смотрели маленький кусочек. Фильм - современный, но реальный, трулли восстанавливаются по старой технологии, когда идешь - видны новые купола.
Внутренний двор музея украшали цветами.
А теперь - прогулка по району трулли.
Наконечник трубы с фигуркой, он еще и поворачивается как флюгер.
Внутри трулли. В потолке - отверстие, видно внутренний каменный купол.
Потом перешли в другой район, Monti, более современный. С магазинчиками, ресторанчиками и толпами туристов. Зато там можно подняться на крышу-веранду с панорамным обзором.
Кувшины использовались для вина.
Во внутренних двориках растут яблони, а прямо на улице - виноград.
В церковь-трулли зайти не удалось - там были похороны, прощались с кем-то и стояла длинная очередь.
Надо отметить, что сопоставляя увиденное своими глазами с изложенным в путеводителях, объяснения, зачем и почему строили трулли я не получил. Путеводители вешают лапшу на уши про возможность легко разобрать. Но трулли - это крыша над стенами, которые сделаны из обычных камней на растворе и сверху оштукатурены. Более того,во многих из них под конусом сделан каменный купольный свод. Нет, может быть когда-то давным давно стены не строили, а сразу конус - но ни одного такого труля я не видел. Так что тиражируется хрень. И вот по какой причине местные жители предпочитают именно такие крыши - неясно. А всякие мистические знаки на крышах трулли - это чисто современная конструкция и, наверное, рассчитанная на туристов. Впрочем, если мне предъявят достоверные фотки и рисунки хотя бы первой половины 20 века трулли со знаками, я, возможно, поменяю свое мнение.
Если говорить о современности, то переход в музейной состояние здесь прошел более грамотно, чем в Матере. Какие-то трулли пустуют, но большинство используется. Одни переделаны в отельчики и отдельные комнаты, сдаются туристам, другие - как магазинчики или кафешки, а в третьих - до сих пор живут. В районе рядом с церковью застройка смешанная, трулли и современные домики. Четкое ощущение, что жители строили на месте своих трулли новые домики, а потом - раз, и им сказали что они живут в историческом наследии, так что нефиг перестраивать, надо холить и лееять. Теперь приходится холить :) Впрочем, могу ошибаться.
Потом был музей вина. Он рядом со станцией, но как пройти надо спрашивать. выставлены винодельческие инструменты и показывают небольшой фильм, на 7 минут, не только про виноделие, но и про все местное сельское хозяйство - оливки, фрукты, овощи, мясо, ветчина и колбасы, сыры.
Потом - дегустация местных вин, три сорта. Розовое нам понравилось настолько, что бутылку купили. Еще одну бутылку нам рекомендовала женщина, которая направила в музей - оно очень терпкое, а просить надо отдельно. Хотя пробовать красное давали тоже хорошее. И еще есть сладкое красное вино, его не пробовали, купили так, приедем - будет сюрприз. Но по сравнению с другими дегустациями, где мы были - ничего особенного и даже бедновато. В южной Испании была роскошная дегустация, и во Франции на Луаре...
Потом был еще один район трулли, рядом с церковью Козьмы и Дамиана.
Кто-то решил свои исторические трулли заштукатурить.
А это - облака.
И там - трулли местного падре, Trulli Sovrano, тоже поздний, начала 19 века. В нем - музей быта и обстановки.
Но современные дома тоже есть, и даже встречается красивая застройка 19 века.
Дальше пошли искать место ужина. И на главной площади обнаружили выставку старых фиатов, они съехались по какому-то поводу.
Потом дошли до ресторанчика, поужинали, тоже очень быстрое обслуживание. И поехали домой.
Днем мы ездили на вполне современных поездах с кондиционером, а вот вечером был поезд из одного вагона. Кстати, это тоже характерно - они используют поезда, адекватные заполнению, а не гоняют всегда громадные составы с десятком пассажиров, как нередко можно увидеть у нас. Но при этом в поезде все сидят, а не стоят, то есть резерв - имеется.
Фотографии в альбоме «Альберобелло»