С Брестом встречаюсь еще до рассвета. Вокзал впечатляющей тяжеловесной архитектуры.
Внутри, в зале ожидания, треть ожидающих - большие семьи с детьми восточно-исламского типа. Заметно, что Брест – перевалочный пункт в Восточную Европу. Особо не задерживаюсь на вокзале. В камеру хранения рюкзак сдал, перекусил и – вперёд! В центр можно попасть и по ул. Ленина и по ул. Советской. Оба варианта испробовал в деле. Обе улицы интересны, но Советская всё же предпочтительнее.
Улицы Советские
Во всех трёх посещённых приграничных городах улицы Советские, мало того что центральные и оживлённые, но и замечательно реконструированные и нарядные, с красивыми фасадами зданий. В Бресте и Гродно они отданы во власть пешеходам и насыщены магазинчиками, ресторанчиками, кафе и современными малыми памятниками. В Бресте Советская улица ранним утром встречала меня изумительной чистотой и живописными фасадами.
На пересечении с Пушкинской улицей примечательный объект. Остроумное решение инженерных вопросов всегда привлекает. Торчала вот в этом месте, посреди тротуара 4-х метровая вентиляционная труба и нашлось грамотное художественное решение. Вот эта скульптурная композиция «Влюблённые коты» (официально конструкция называется "Старый город») таит в себе эту самую трубу, и только решетчатое окошко (реальная вытяжка!) напоминает о ней. Браво!
Желающим получить и кусочек счастья и много-много денег помогут эти две инсталляции. Применил обе по прилагавшимся инструкциям на себя, теперь жду: счастья +денег:)
Красочная церемония зажжения фонарей в тот день была назначена на 19-30. Я уже не заставал этого перфоманса. Знаю, что действо очень живое и собирает толпы зрителей.
Пик памятникостроения на Советской – многоярусный памятник «1000-летию Бреста». Памятник это открыли в 2009 году, не дожидаясь юбилейной даты. А что название? Да и правильно, не называть же его «990-летию Бреста»:). Авторы 15 метрового памятника изобразили в нем всю тысячелетнюю историю города. Венчает его ангел-защитник, держащий в одной руке крест, а в другой – щит. Под скульптурами расположен круговой горельеф, а на нижнем ярусе памятника установлено 12 плит, обрaзующих символические чaсы.
Гоголевские фонари
Как реально родилась и претворилась в жизнь идея аллеи кованых фонарей в Бресте доподлинно неизвестно. То ли с подачи начальника «Брестсвета», то ли это - добровольно-принудительная акция городских властей и руководителей предприятий. Но важно, что результат её радует туристов и горожан с 2013 года. Всего было установлено сначала 30 фонарей и процесс не завершён. Бульвар им. Гоголя пересекает Советскую улицу как раз монументом 1000-летие Бреста. Одно крыло посвящено персонажам многочисленных произведений Н.В.Гоголя.
Темы Носа, мёртвых душ, чертовщинки диканьковского села присутствуют в фонарных столбах. Часто очень забавными композициями.
Другая часть фонарей более свободна в замыслах. Тут уж заказчики-инвесторы диктовали авторам-кузнецам своё видение «световых тотемов» разнообразных фирм. Где-то ассоциации остроумны, где-то слишком прямолинейно-рекламны и поэтому внимание не очень «не цепляют».
Фонари «Брестспирт», «Продтовары» и т.п., по-моему, сильно проигрывают остальным (ИМХО).
Вот трогательно-романтический Маленький Принц с Розой очень хорош.
Этот вот ажурный фонарь – лидер по фотоцитированию туристами.
Между делом и время перекусить подошло.
(*) Специфика моих блиц-туров заставляет ценить каждый световой час в новом городе. Поэтому неторопливые вальяжные обеденные процедуры в пафосных ресторанах – не подходящий формат. Так что самое удобное для активного туриста, к тому же ценящего своё время - бистро, фаст-фуд (… конечно, с приличной с виду кухней. Маятся потом с пищевыми отравлениям – не с руки). Очень приветствуется, когда заранее в сети найдены проверенные туристами-едоками точки общепита по маршруту. В этой поездке сработала только одна такая точка. «В нужное время, в нужном месте» оказалось кафе-столовая в ЦУМе из подготовленного к поездке списка. Найти его в здании оказалось непросто, для своих «ховают». Действительно вкусно, сытно, быстро и чистенько. Дополнительным бонусом оказалось точка производителя НАТУРАЛЬНОГО мороженого из сливок в том же ЦУМе. Вкуснющее!
Православие и католицизм в городе.
Как всегда, не прохожу мимо культовых мест. Несколько православных соборов и здесь посетил. В Свято-Николаевской церкви даже присутствовал на обряде венчания. В костёл не попал по случаю слишком раннего часа.
Украшение проспекта Машерова - храм русского стиля нестерпимо яркого зелёного цвета. Свято-Симеоновский кафедральный собор с памятником святому Афанасию Брестскому - главный православным храм города. Когда узнал о его деяниях и страданиях (…«5 сентября 1648 года за отказ предать православие и присоединиться к унии, Афанасий был жестоко казнен – живьем закопан в землю») содрогнулся, даром, что атеист.
На перекрёстке ул. Советской и Мицкевича попадаешь в «Берендеево царство». В одном культовом сооружении переплетается уйма архитектурных элементов: кокошники, килевидные арки, квадратные розетки, фигурные колонки, фризы. Так выглядит Свято-Николаевская церковь начала XX века. На строительство церкви средства собирались по копеечке, большую лепту внесли участники морских сражений – горька была рана русско-японской войны 1904-05 годов. И поэтому адмиралтейский якорь тут вполне уместен.
На центральную площадь имени Ленина из-за деревьев выглядывает белый плоский фасад католического костёла. Перед ним и традиционная для нынешних костёлов скульптура Папы Иоанна II, и объемные раскрашенные фигурки святых. Костел Воздвижения Святого Креста главный храм католиков Бреста. Храм был построен в 1856 году в традициях позднего классицизма.
Труд паровоза велик, путь паровоза славен…
После прошлогоднего тщательного осмотра «паровозного музея» в С.-Петербурге сомневался, стоит ли смотреть на его бледный клон. Но любопытство технократа победило. Да и расположен Брестский ж.д. музей невдалеке от Крепости. Ну и солнечный день благоприятен для любого фотокора. Все эти факторы – за!
(**) Справка. Музей, посвящённый железным дорогам и железнодорожной технике «БЧ», был открыт в Бресте в 2002 году. Коллекция состоит из 68 образцов натурной железнодорожной техники под открытым небом на трех экспозиционных путях длиной более километра с семафором. Характерной чертой музея является то, что все экспонаты, включая паровозы довоенного, военного и послевоенного поколений, а также локомотивы и вагоны — в рабочем состоянии, что позволяет использовать их в киносъемках.
(***) Для "любителей паровозов" : можно сравнить брестский ж.д. музей с петербургским на Варшавском вокзале:
http://www.ayda.ru/story20548-19189
Девиз заголовка встречает посетителей музея прямо с тендера паровоза.
Основной мой интерес к чёрным великанам паровозам. Одно из колёс такого монстра пара – диаметром почти полтора метра.
База белорусского музея не так богата, как у питерского собрата. Но два момента мне точно понравились. Первое: несколько трофейных германских паровозов. Малая толика репараций фашистов разорённому хозяйству Беларуси.
Второе: возможность изнутри посмотреть кабину паровоза. Понятно, что такой небесно-голубой и чистой кабина при эксплуатации не была. А уж рабочее место командира – машиниста…. Представьте себе табуреточного вида дермантиновое сиденье, переднее узенькое ходовое оконце. Манометры-трубки пара, несколько механических рычагов и рукояток. Всё! Граждане автомобилисты, сравните свои комфортные водительские кресла с этим спартанского вида рабочим местом водителя поезда, где тот несколько часов подряд работал на износ. Вот он - эргономический прогресс.
Крепость
Тяжко писать о Брестской крепости. И в пафосный тон не хочется сбиваться, и невозможно суконными словами описать место Подвига. Поэтому именно ей я заканчиваю свой брестский очерк, а не в хронологической последовательности похода.
Но скажу честно, в тот момент когда смотрел на НЕреставрированную с виду внешнюю стену у Тереспольских ворот, исковерканную сплошь выбоинами от осколков и пуль - мороз по коже пробирал.
Понимаю, что для консервации и реставрации руин казарм и стен их совершенно правильно укрепляют бетоном, но это внесение нынешнего материала царапает.
В музее крепости на стендах смотрел разные конкурсные варианты Мемориала. Воплощенный вариант действительно лучший. Начиная с входа в крепость в разрыве стены – Звезды нарочитого брутального железобетонного исполнения.
Главный монумент громаден и его конструкционный материал – железобетон предполагает, что смотреть на него надо с расстояния нескольких десятков метров.
Что уж говорить о штыке – обелиске из стали и титана в несколько десятков метров вертикали (104,5м!). Он в кадр и с сотни метров не умещается.
Ряды мемориальных табличек с фамилиями павших в 1941 году Героев часто перемежаются словом «Неизвестный». Очень пожалел, что не было с собой цветов для этих могил. Обратил внимание, что на рассвете 22 июня 1941 года из нескольких полков внутри крепости не оказалось кадровых строевых офицеров РККА званием выше майора. (Погибший полковой комиссар Фомин Е. М. носил в петлицах четыре шпалы, но был политруком) Полковники и ком. полков остались в Бресте без своего личного состава. И рядовые герои и офицеры стойко сражались в безнадёжной ситуации, даже не зная, что подмога не придёт и фронт уже откатился на Восток.
Вот лежит памятная плита всей убитой семье лейтенанта Шумкова.
Кремнем в бою были пограничники 9-й заставы лейтенанта А.М.Кижеватого, державшие оборону Тереспольских ворот. 22 июня 2011 года около этого места открыта современная скульптурная композиция «Героям границы, женщинам и детям мужеством своим в бессмертие шагнувшим».
Памятник «Жажда» стоит в десятке метров от среза воды. И эти метры стали для многих солдат последними…
К нынешнему времени внешне реставрировали гарнизонный Свято-Николаевский храм, который во время боёв был полностью разрушен. В прошлый раз, в 90-е годы, видел его еще в развалинах.
Под впечатлением всего увиденного по возвращению домой снова пересмотрел фильм 2010 г. «Брестская крепость», где художественный вымысел тесно переплетён с реальными фактами. Как то иначе воспринимаешь фабулу после того, как прикасался рукой к этим окровавленным камням.
Музей обороны Брестской крепости был открыт в 1956 году в казарме крепости. Сначала была небольшая комната, но с годами она превратилась в полноценную музейную экспозицию. Выполнен интерьер в тревожно – красных тонах. Трогательные предвоенные фотографии солдат и офицеров, которым выпала трагическая судьба первыми погибнуть в той войне. Проржавевшие в земле части винтовок и пулемётов, гильзы и немногие личные вещи защитников. Экспозиция строга и немногословна.
Отдельный стенд посвящен писателю С.Смирнову, чья книга «Брестская крепость» открыла факты и судьбы защиты твердыни. Сильная и жёсткая вещь.
….
До свидания Брэст, впереди – почти западный город Гродно.
Начало, рассказ о Гомеле - здесь: http://www.ayda.ru/story20548-25469
Продолжение ожидается …