Второй день в
Суздале мы сделали большой круг по монастырям: Спасо-Ефимьев, Покровский, Ризоположенский, Александровский. Все монастыри действующие, в первом еще и большая музейная экспозиция, а в Ризоположенском можно подняться на колокольню и посмотреть на Суздаль с высоты.
Рассказ по порядку. Начали мы с завтрака в нашем отеле Николаевский посад или Best Western Art-hotel, такое у него забавное двойное наименование - иностранное в честь компании-владельца, а русское - по историческому месту, путем реконструкции старых зданий которого и получился отель. Там довольно красиво оформленный ресторан Купеческий - будка с будочником, девушка под фонарем и прочие изыски. Завтрак тоже неплох, впрочем отель дорогой и иного я не ожидал.
А это - флюгер, вернее, измеритель силы ветра, забавный такой попугай.
Отель расположен севернее центра, зато рядом со Спасо-Ефимьевым монастырем. Но по пути мы заглянули в Смоленскую церковь. Цероковь - действующая, но в ней сохранились старые исторические фрески, так что обстановка - симбиоз церкви и музея, она не топится для сохранения правильного режима и свечи не зажигают. А рядом - еще одна церковь, переделанная из старой церковной постройки, она - теплая.
А вот Спасо-Ефимьев монастырь. Окружен довольно высокой и мощной стеной. На стену можно подняться и пройти кусочек.
Покупаем комплексный билет, заходим внутрь.
Внутри стены - еще одна проходная церковь, наверное, когда-то территория была меньше.
В одном крыле - магазин лоскутного шитья.
А это - общий вид монастыря.
Дальше по пути - музей старинной книги. Старинный хронограф - изложение истории. Рукопись. Записана не только остновная страница, но и все поля.
Букварь Истомина, 1694 год, еще до Петра. Написано, что это - первый русский иллюстрированный учебник. Интересно посмотреть на разнообразие начертания букв. Там (а может в другом музее) был еще экземпляр азбуки, в котором Петр вычеркивал слишком многообразные начертания, но я его почему-то не сфоткал.
Космография - рукопись 17 века - перевод введения к атласу Меркатора 16 века. Оцените толщину этого введения.
Громадных размеров красочное Евангелие 1689 года. Оцените количество цветов печати и тонкость оформления.
Идем в Спасо-преображенский собор. Он старый и весь расписан фресками.
Звонница. В ней каждый час звонари исполняют художественный перезвон в самом разном стиле.
Музей наивного искусства. Наивный - это такое название, наверное, международное. А за ним скрывается от факт, что художники не признаны официальными структурами и большей частью - самоучки. Впрочем, качество очень разное, и много работ, которые я бы оценил на уровне детских рисунков. Но есть и достаточно хорошо выписанные, просто в оригинальном стиле.
И там же - немного ремесел.
Выходим, проходим в угол территории, любуемся монастырем оттуда.
Следующий пункт осмотра - тюрьма. Монастырь издавна служил местом ссылки инакомыслящих церковников, а при Екатерине II тюрьма обрела официальный статус, но была секретной. На стенах - документы, приказы, письма и истории. Монах-прорицатель начала 19 века, который вроде детально предсказал судьбу Романовых, от Павла до Николая II включительно, за прорицания его сажали, потом выпускали, потом снова сажали. Письма-прошения Льва Толстого, в которых он пишет, что с удивлением узнал про заключенных, которые десятки лет сидят за какие-то пустяшные мысли.
Ну а после революции тюрьма продолжила играть свою роль в разных качествах, и эта история тоже представлена. Кончилось это в 1967 году, когда в монастыре сделали музей. А это - тюремный двор.
Сокровищница - золота, жемчуга. Церковные, конечно. Шитье допетровских времен, шитое царицами и княгинями, которых мужья отправляли в монастырь вместо развода. Типичный пример - Святитель Иоанн, епископ Суздальский, шит княгиней Екатериной Старицкой, первой женой князя Старицкого...
Вот так шили жемчугами.
А это - филигранная золотая поделка, тоже с мелким жемчугом, который смотрится как капли.
Дальше музей истории суздальских монастырей. Не только документы, но и бытовые сценки с манекенами.
Манекены - живые, с выражением на лице, как у этого монаха-живописца.
А эта монашка наоборот, отвернулась к окну.
Это - тоже музейный экспонат. А может, смотрительница :)
На втором этаже - мастерские, в которых реставраторы работают "за стеклом", отделяющим их от посетителей. По случаю праздника реставраторов не было, смотрели обстановку.
И коллекции-запасники
Снова во дворе.
Поднимаемся на выставку князя Пожарского.
В экспонатах - всякие осадные орудия того времени.
Выходим из монастыря.
И идем через реку в Покровский монастырь, вот он на фото.
А путь лижит по такому вот мостику.
Ну и тропинка к мостику - простая грунтовая, довольно скользкая. Хотя на карте все это обозначено так же, как и обычные улицы :)
Перешли. Взгляд на монастырь с другой стороны реки.
Идем дальше.
Чучело в гуще ветвей.
Покровский собор в одноименном монастыре - место захоронения князей. Но по зимнему времени собор закрыт, cke;.s идет в другой теплой церкви.
Яблоневый сад.
Колокольня.
А это - кусочек музея, старая приказная изба.
И яма - каменный мешок при ней. Сейчас туда бросают деньги...
Выходим, идем к реке, фотки монастыря снаружи.
Рядом - Никольская церковь.
А это - взгляд на другую сторону реки, на Александровский монастырь.
Идем к мосту и переходим реку, снимая окрестные виды.
Дом-музей купца Лихонина. Правда, был закрыт, только снаружи получилось посмотреть.
Идем дальше. Среди деревянных зданий встречаются и каменные.
И овраги.
А это - Ризоположенный монастырь.
Входим с заднего входа и попадаем на двор с монастрыскими строениями, используемыми как жилье и для других целей.
Здесь - автошкола.
Говорят, в монастыре был великолепный собор, который не сохранился. А старый собор - сохранился.
Это - многоцветные изразцы из его оформления.
А это - надвратная церковь.
От собора сохранилась колокольня, наверное, самая высокая в Сузделе, и на нее можно подняться, хотя ее частично ремонтируют. Вообще в монастыре живет десяток сестер, которые как-то пробуют приводить все в порядок. А за подъем на колокольню они собирают по 100 рублей с человека. Но оно того стоит.
Колокола приводятся в действие автоматикой. Когда я поднялся они как раз звонили и наблюдать за сложной системой веревок, с помощью которых это дело происходит с помощью совсем небольших моторов - очень интересно.
Спускаемся вниз. Лестница - новая, идет внутри колокольни. И там же установлена аппаратура МТС и Ростелекома - колокольня используется и как станция связи.
Проходим через монастырь насквозь. Стоят избы.
А это - остатки разрушенного собора, в нем был кинотеатр.
Идем по улицам к следующему монастрю - Александровскому, в честь Алекасндра Невского.
Эта кошка упорно не хотела фотографироваться, получалась почему-то полупрозрачная и смазанная. Но с третьего раза - получилось.
А вот и монастырь.
На соборе - резные барабаны, красиво.
Снова идем по улицам. Дома - самые разные.
А местами на них стоят такие вот гроздья тарелок.
Выходим к отелю.
Забираем вещи и по пути - снимаем в фойе такую выставку фарфоровых безделушек. Нас ждет такси, вызванное из
Владимира - потому что Суздальские прилично дороже. Впрочем, я повторяюсь. На этом день в Суздале закончился. В следующем посте будет второй день во Владимире с поездкой в Боголюбово, к монастырю и знаменитой церкви Покрова на Нерли.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.