Я снова в Италии. Прилетел в Верону, туда летает s7 очень дешево. Переехал в Падую и там живу. Про Падую будет потом - в день прилета только погулять успел, посмотреть на рождественские ярмарки и украшения. А на следующий день поехал в Венецию - побродить и послушать экскурсию. В Венеции я уже был, мы отдыхали на Lido di Esolo, и несколько раз ездили. Но она - бесконечна. И рассказы гидов, кстати, тоже. И дальше будет рассказ о прогулке с фотками и тем, что я про них вспомню по свежим следам. А пока - фото из Санта Мария Gloriosa dei Frari - ангел парит в воздухе.
Да, сразу. Гид - Ксения Константиненко, я когда готовился к поездке, набрел на этот сайт и мне она понравилась. Ожидания оправдались - реально энциклопедия знаний, рассказывать может обо всем.
А пока - поезд приезжает на вокзал, там я еще не был. А дальше надо до начала экскурсии добраться до Сан-Марко. Можно было просто сесть на вапоретто, но это - скучно. Я попросил гугл построить маршрут, напечатал его и смело пошел. Напечатал - потому что люблю бумажные карты, а не электронные в мобилке. Хотя, надо отметить, что идти по извилистому маршруту без названий улиц, просто по направлению по карте - интересное занятие. По пути я заблудился, но выпутался - благо каналы и мосту служат некоторыми ориентирами, впрочем, не слишком надежными, потому что и каналов и мостов - множество. Потом на глаза попались таблички с указателями, я вспомнил про этот способ и они дополнительно указали путь, хотя мой маршрут слегка отличался, проходя местами по более узким улицам.
Итак, переходим большой канал по мосту у вокзала
И углубляешься в лабиринт улочек, поглядывая на план.
Это - тоже улица. И, более того, именно по ней был проложен маршрут. Указатели туда не ведут, но она - довольно оживленная, местные жители пользуются этим прямым проходом довольно часто - хотя разойтись на нем очень трудно, если не невозможно.
Ремонт, здание затянуто тканью, которая покрыта граффити.
Церковь San Giacomo dell Orio
Каналы - очень разные и есть - очень узкие. Даже такие, вдоль которых нет стоянок для лодок - иначе не проплыть. А где чуть шире - сразу одна сторона занята лодками. Лодки - основной способ перевозки грузов, снабжения местных магазинов. Еще - тележки, но через мосты с лестницами с ними тяжело. Они там все с дополнительными колесиками для этого.
Витрина магазинчика.
Все-таки, Венеция - не только узкие каналы и улочки. Среди этого встречаются и площади. Рыбный рынок.
Мост Риальто. Застроен лавками, в два ряда, но при этом проход не только по центру, но и по сторонам.
Вид на большой канал с моста.
А это - венецианская гондола. Ближе к вечеру я тоже на такой прокатился.
От Риальто до Сан-Марко улочки очень оживленные, полны магазинчиков - и я их почти не фоткал. Выхожу на площадь к собору Святого Марка. Площадь - это она сейчас площадь, а раньше было несколько каналов, их засыпали. Собор - огромный, под сводами - золотые фрески.
Сам собор построен на месте храма святого Феодора, который был покровителем Венеции до Марка. Венеция меняла покровителя, чтобы поставить акцент, усилить независимость от Византии, которой эти земли принадлежали со времен Римской империи. Поэтому новый храм был построен на месте старого. И является пристройкой, сильно увеличенной капеллой дворца дожей. В Венеции церковная власть была не Римской, а собственной. Священника в соборе Святого Марка выбирал совет, он имел совершенно особый статус и он же рукополагал Венецианского патриарха, резиденцией которого был не в Собор, а другой храм.
Собор строился долго, началось строительство, когда Венеция получился мощи евангелиста Марка и решила отделяться от Византии, а основная отделка была уже после взятия венецианцами Константинополя во время крестового похода. Колонны на фасаде собора, кстати, разные и привезены из Греции. А над фасадом стоят бронзовые кони, тоже из Константинополя, где они были заряжены в квадригу. Венецианцы привезли их, распрягли и поставили как символ своей свободы от Византии после взятия Константинополя.
Внутри собора - тоже золотые мозаичные своды. Фрески во влажном климате не держатся.
И куча предметов, привезенных венецианцами из крестовых походов. И реликвии. Рука святого Марка, отдельно от тела (правда, ее я не сфоткал - там нельзя и смотрят. Остальные мощи - в гробу под алтарем, их не раскрывают. А здесь - фрагмент черепа святого Георгия. Многие реликвии не подписаны и гид говорит, что смотрители сами не знают или просто не рассказывают.
Кстати, это - остатки прежней роскоши, многое вывез Наполеон, он грабил город 4 дня. И что обидно - многие вывезенные золотые вещи не продал антикварам, а переплавил на монету, чтобы заплатить жалованье солдатам...
Пол собора - очень неровный. Потому что под ним - слоеный пирог из свай, земли и много чего еще, и это все со временем оседает. Поэтому чем древнее здание - тем более неровный у него пола. А еще площадь Сан-Марко и сам собор регулярно заливает. Но не потому, что Венеция тонет - это все горячие темы журналистов. Еще в 19 веке был проект по строительству в Венеции промзоны, для чего намыли большой остров, засыпав каналы - и это ухудшило возможность адсорбции воды, приходящей с приливом. А еще для захода больших современных кораблей в лагуну - вдвое углубили фарватеры, и еще расширили. И теперь в прилив идет гораздо большая масса воды чем раньше. Вот и заливает многие площади. И там стоят специальные подставки для прохода на этот случай.
Вокруг площади - правительственные здания.
Все это рассказала гид, вот она на фотке. На плече - голубь - на площади их кормят и фотографируются, хотя это и запрещено, и они садятся неподвижно стоящим людям даже если они кормить не собираются.
Выходим из собора, пошли по Венеции.
Мастерская с карнавальными костюмами - старинная и знаменитая. Устраивает на карнавал балы в одном из исторических дворцов. Вообще карнавал в Венеции - до сих пор событие. Аренда платья на ночь стоит бешеных денег - на них можно купить два новых платья, конечно, если делать это заранее. И, как говорит гид, многие русские это поняли и приезжают со своими. На балах танцуют подобающие танцы - менуэт и другие из тех времен. Для чего дают экспресс-уроки с основными па, а дальше каждый импровизирует как может :)
А вот в остальное время Венеция - совершенно без развлечений и ночной жизни. Впрочем, русские турфирмы под новый год что-то начали устраивать :) В Италии это не принято, у них Новый год - домашний праздник.
Идем по городу, гид рассказывает про здания и про знаменитых людей, которые в них останавливались. В Венеции жила куча знаменитых людей, но слушая об этом, скорее, просто обновляешь в памяти - кто это был, чем запоминаешь дома.
Театр Феникс. Многократно горел, в последний раз в 1990-х по неизвестной причине - и восстанавливался в роскошном виде. Роскошь театра в Венеции - не с фасада, а внутри, в зале. Наверное, пожарам театр обязан названию, которое было до пожаров - потому что один старый театр раскололся и часть труппы, вынужденная уйти, основала новый, решив показать названием, что они возродились. Но "как вы лодку назовете, так она и поплывет".
Фасады домов следуют изгибами каналов, строительство вели вплотную к воде, чтобы приплывали лодки. И раньше это был основной вход в дом. При этом первый этаж был не жилым - сырость. А теперь этот вход все-таки вспомогательный, перемещаться пешком - проще, чем на лодках. Вообще лодки есть только у 10% венецианцев. Зато первый этаж местами обживают - современные материалы обеспечивают гидроизоляцию.
В Венеции долгое время была запрещена установка памятников - культ личности и все такое. Однако, это не касалось надгробий. И потому хитрые венецианцы устраивали роскошные алтари с памятниками себе вместо фигур святых в церквях. И даже на фасадах, как здесь: скульптуры на фасаде церкви изображают представителей рода, который на церковь много жертвовал.
Выходим на большой канал. Тоже рассказ про дома и легенды - и про проклятый дворец и много про что еще. А это - золотая мозаика на одном из дворцов.
Город украшается к Рождеству.
Еще дом с легендой. Эту я запомнил. Роковая женщина, графиня Тарновская. Вышла замуж по любви против воли родителей. Но средства для жизни кончились, а жить привыкли на широкую ногу. Муж запил, а она - начала кружить головы мужчинам. И они стрелялись. Потом она начала хлопотать о разводе - известный адвокат в нее влюбился и вместе с ней убежал в Европу, где они путешествовали, он выдавал себя за родственника. Деньги кончились. В Венеции она вскружила голову еще одному богатому поклоннику, графу. Обещала выйти замуж - как только разведется. Тот дал ей денег и застраховал жизнь. Она поехала разводиться - в Вену, а адвокат шепнул поклоннику анархисту, что она - выходит замуж "вот что делают деньги". Ну и тот застрелил жениха. Потом было следствие, три года. Решили, что это - организованное преступление. Но она получила меньше всех. Кому интересны подробности - можно погуглить, история ищется легко.
Мосты в Венеции стали строить много позже, чем сам город и его каналы. Раньше было просто много выходов к воде, чтобы из домов с середины острова тоже можно было выйти к лодке. А потом часть из них соединили мостами, которые в результате имеют самые причудливые формы.
Здание с вогнутым фасадом. Потому что раньше вместо площади перд ним был канал - и фасад повторяет форму.
Город готовится к рождеству, на крохотных площадях - базары.
Падающая колокольня. Все-таки, почва Венеции не слишком для таких зданий подходит. Колокольня Святого Марка как-то просто рассыпалась - и хорошо, что не упала на собор. А некоторые колокольни просто разбирают при такой опасности.
Кусочек зелени. Говорят, что зелени в Венеции много, просто она - внутри домов, во двориках. И в этом можно убедиться, достаточно посмотреть снимки на гугл-карте. А здесь, мол, редкое место, где зелень видна снаружи. Но я гугл-карты посмотрел, зелени особо не увидел :)
Музыкант с двойной мандолиной.
Снова большой канал. Переходим его по мосту Академии.
На здании - старый венецианский флаг. Вывешивают хозяева, чтобы показать, что они помнят свои корни, независимую Венецию.
Сам мост - деревянный. Построен в 1930-х как временное решение - пока разработают и утвердят проект каменного моста. Пока проект утверждали, деревянный мост стал традицией, и остался навсегда. Дерево - регулярно меняют. А сам мост еще и периодически горит, от брошенных сигарет. Но - уже традиция.
Академия. Бывшая церковь, из которой Наполеон вывез много картин. А потом, учредив академию - их вернул.
В витрине магазина - куклы-модели, на них портные показывали заказчикам свои задумки в миниатюре.
Гуляем дальше.
Кусочек площади, заросший травой. Раньше все площади были такими, а потом начали мостить камнем.
Мастерская, где делают и ремонтируют гондолы.
Выходим на большую воду - канал, отделяющий остров Джудекку. По нему проходит фарватер для больших кораблей.
На Джудекке, в церкви, есть икона, которая по преданию избавила Венецию от чумы. И в честь этого есть ежегодный праздник, когда весь канал перекрывается понтонным мостом, рядом еще строятся мосты из лодок. Праздник - грандиозный, по числу участников затмевает карнавал.
Торговля овощами и фруктами прямо с лодки, это - традиционное место. Но сейчас владельца лодки дотируют, чтобы он не закрывал бизнес.
В таких домах жил венецианский средний класс. Не дворцы, выходящие на каналы, но и не простые домики бедноты: два-три этажа, сложные окна.
А жилища бедноты были попроще и двухэтажные. Гид тоже показывала, но у меня фоток нет почему-то. Их строили разные общества, и давали по дешевым ценам, а сиротам и вдовам могли вообще бесплатно. Дома эти стояли в середине островов, не на каналах - и поэтому сам дом был более сухим и даже первый этаж был жилым - в отличие от домов на каналах.
Идем дальше.
Очаровательные котики. К сожалению, на снимке все жутко бликует, но я не мог удержаться.
Колодец для дождевой воды. Кстати, вы спросите: какой колодец, когда город на болоте? Так вот, это - сложное сооружение. Под площадью - довольно большой котлован, стены которого обмазаны глиной. И стоки для дождевой воды с площади. Понятно, что чтобы вода была питьева, площадь должна быть чистой. И за этим следили мусорщики, а на жителей, которые что-то на площадь выбрасывали, налагали приличный штраф.
Кафешка. В 19 веке там жил кот, который дарил вдохновенье поэтам, художникам и другим творческим личностям - для этого надо было его подержать на руках и погладить, чтобы он заурчал. Место было известное, вдохновение реально приходило. Кот прожил 20 лет и умер. Но - остался призрак. Он невидим, но мурчит, и к тем, кто услышит - по-прежнему приходит вдохновение. Вообще гид сказала, что призрак кота - это очень по-венециански.
Длинный проход, а в конце - колонны.
И в заключении экскурсии - музей, palazzo Mocenigo. Последняя графиня Мочениго в 1970-х подарила его городу при условии, что она сама доживет в нем до смерти. Но реставрация началась еще при ее жизни. А Мочениго - очень старинный и известный род, в нем было несколько дожей. А еще из них было много дипломатов, послов. И во дворце - их портреты, картины с изображением церемониальных въездов послов в разные столицы с великим множеством карет. Но фоткать нельзя, поэтому только несколько кадров. В нескольких залах дворца представлены старинные костюмы на манекенах. Это - подлинники, и далеко не вся коллекция - в запасниках хранится много костюмов разного времени и специалисты могут получить доступ. Интересно, что рост манекенов по нынешним меркам - небольшой.
А это - алхимические и парфюмерные лаборатории. Венеция славилась своей парфюмерией, а в стеклянных мастерских одну печь всегда выделяли алхимикам, а те взамен создавали красители.
Экскурсия кончилась. Обедаю в кафешке, которую порекомедовал гид. Успел до сиесты.
Канеллони - фаршированные макароны. Они встречаются довольно редко и бывают двух видов: в одних местах фаршируют купленные толстые макароны, а в других - трубочкой свернутое домашнее тесто. Мне больше нравится первый вариант, здесь был второй, но тоже вкусный.
После обеда - иду в собор Санта Мария Gloriosa dei Frari. Она - огромна, а внутри - роскошные скульптуры. Первая фотка поста - тоже из нее, ангел парит в воздухе.
Конный памятник.
А здесь гробницу держат очень несчастные атланты.
Старая мозаика.
Фигуры вырываются из барельефа за раму.
Алтарь поддерживают негры в белых одеждах, а между ними выглядывают черные фигуры смерти.
И еще один памятник.
Выхожу из собора, решаю пока не стемнело прокатиться на гондоле. Вид с воды - не такой как с берега. А еще я оценил, как гондольер ухитряется поворачивать в узких-узких каналах. При том, что гондола - полированная, и соприкосновение со стенами - чревато. Стоит это удовольствие 80 евро за 30-40 минут, я спросил у гида - это тариф. Естественно, гондольер может предлагать более длинные прогулки дороже, мой показал карту и предложил три варианта, от 80 до 130 евро. Я выбрал короткий. Еще гид советовала брать гондольера на небольших стоянках на 1-2 гондолы, такие катают более ответственно, а те, кто с больших стоянок норовят схалтурить и задрать цены. Гид рассказывала, что одни туристы прокатились сейчас, в низкий сезон за 500 евро.
Выходим на Большой канал. Грузы перевозят не только на моторных галерах, но и на гребных.
Прогулка на гондоле кончилась. Гондольер высадил меня на большом канале и, как оказалось, совсем не на той стороне, что я думал, и разобрался далеко не сразу. Гуляю по Венеции, потихоньку выбираясь к вокзалу.
Все фотки - в альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.