Продолжаю рассказывать про Джайпур. После форта Амбер мы смотрели город - дворец на воде, обсерваторию и городской дворец магараджей. Потом прогулялись по базару, заехали в магазин ковров и тканей и вечером поехали в этническую деревню. Деревня - для туристов, но не европейцев, а местных, из
Индии. Они смотрят народные обычаи, пробуют еду, участвуют в различных развлечениях, характерных именно для культуры даже не Раджастана в целом, а именно Джайпура.
Дворец на воде был построен магараджей, который любил охотится, но не любил выслеживать зверей и вообще утруждаться. И он придумал бить их на водопое. Для чего построил дворец посреди озера, откуда и стрелял животных. Правда, один раз подстрелил беременную олениху, проникся, раскаялся и решил больше не охотиться. А наоборот, увеличить количество воды для животных, для чего поднял уровень озера. И первый этаж дворца оказался затоплен. Так что посмотреть можно только снаружи.
Это здание стоит напротив.
Маленький придорожный храм.
Живописный экипаж
Ворота в район, где находится дворец магараджи
Обсерватория - весьма странная конструкция, на мой взгляд. В камне зафиксированы солнечные и зодиакальные часы в большом количестве, как бы для всяких наблюдений. Но фишка в том, что эта штука сама строилась на основе расчетов, а не наблюдений. А наблюдения, получается, делались другими приборами. Возможность узнать ход времени до 20 секунд и точнее, конечно, прикольна, но ведь эти сигналы нельзя передать, и работает все это днем, когда за звездами и планетами не понаблюдаешь. Так что у чувака была слабость к астрономии, а кто-то ловко этим пользовался, осваивая деньги и получая финансирование на строительство. Тем более. что строили это все в 18 веке (города-то раньше не было), когда астрономия была на высоте.
Шкала солнечных часов, которые на предыдущем снимке, разбита на интервалы по 20 секунд.
Еще одни солнечные часы.
Всю эту астрономическую красоту восстанавливали англичане на рубеже 19 и 20 веков.
Прибор за наблюдением движения солнца по звездному небу. На мрамор нанесены меридианы, эклиптика и прочая разметка, тень от центрального кружка показывает положение солнца. Темные проходы соответствуют нерабочему положению, когда работает вторая полусфера рядом, у которой белые части дают другую половину.
Собрание инструментов для знаков зодиака и планет. Каждый - под своим углом. Каждый размечен как солнечные часы - только ночью-то солнца нет, а днем - не видны планеты.
Дерево, подстриженное в виде лепешек :)
Большие солнечные часы, по человеку можно увидеть размеры, дают еще большую точность.
А это - медная карта неба. где предполагается фиксировать наблюдения.
И еще несколько видов обсерватории.
Разлапистое дерево с ветвями во все стороны.
Идем во дворец магараджи. Хотя магараджи уже давно не правят землями, дворец до сих пор принадлежит их семье, они там живут, а титул - сохраняется. И до сих пор когда магараджа во дворце, над ним кроме большого флага поднимают маленький. Нравы меняются причудливо. В середине 20 века единственная дочь магараджи вышла замуж за простого водителя. Родители были против, но она настояла на своем. И он стал магараджей после смерти ее отца. Но через 10 лет, когда их сын подрос, он отрекся в пользу сына.
Как везде, замечательная резьба по мрамору.
Внутри - музей исторических костюмов и оружия, но фотографировать запрещено. Из оружия на нескольких стендах выложены надписи - просто для прикола :) А во внутреннем дворике фоткать можно.
Это - громадные сосуды для священной воды из Ганга.
Роскошное зеркало
Еще один внутренний дворик. С воротами, символизирующими разные времена года.
Представление кукольного театра.
Идем прогуляться по городу. Обезьяна на карнизе.
На улицах, которые утром были пустыми - вовсю идет торговля.
Рядомм - тихие дворики. Но в них тоже магазины.
Старый храм переделан в сквозной проход, но статуя Ганеша над аркой - осталась и почитается.
Тут же, во дворе - коровы. Что-то едят на асфальте...
Возвращаемся к нашему автобусу.
И едем в магазин ковров и тканей. Это магазин от фабрики, которая до сих пор использует старые технологии: хлопчатобумажные ткани красятся штампами вручную с использованием только натуральных красителей, и вручную плетутся шлковые и шерстяные ковры. В магазине представлено, как устроено производство. понятно. что здесь - просто демонстрация, сама фабрика - в другом месте и с большим количеством рабочих и работниц. Это - покраска ткани.
Нам дали попробовать на отдельном кусочке, делаешь штампы, каждый - своей краской, и надо точно попасть в предыдущий рисунок. И дальше ткань просто сохнет, поэтому ее так много размотанной. То, что в этом месте ручной труд не вытеснен машинным для меня - загадка. Потому что очень простая и довольно дешевая механизация, сделан уже сто лет назад. И дополнительного качества ручной труд тут не дает, наоборот, машинная покраска гарантирует стабильность. Не понимаю.
А это - плетение ковров. Тоже вручную завязывают узелки на основе. Здесь еще может быть, что вручную нет отграничений по числу нитей и сложности узоров, которые есть у машин, но все равно. Значит, люди готовы платить...
Старый станок.
Ковры и ткани.
В магазине были долго, потому что проблема выбора - непростая проблема :) Цены там. понятно, не супер-дешевые, но по московским меркам - недорого (особенно если б мы были полтора года назад, до нынешних плясок с курсом). Помимо готовых вещей у них много тканей, и они берутся сшить готовую вещь к вечеру или к завтрашнему утру из любой выбранной ткани, или сшить по вашей мерке. Сшить костюм из немнущейся кашмирской шерсти стоит 200 долларов вместе с рубашкой. Правда, из более дорогой шерсти один пиджак может быть 175. Из шелка - тоже можно. Пиджак я себе заказал.
Потом мы поехали в этническую деревню. Как я писал, это такой живой музей где собраны традиции и с этим можно познакомиться - танцы, пища, ремесла, дома и другие жилища. И старый транспорт - слоны, верблюды, кони и повозки с буйволами, на всем можно прокатиться. По задумке в чем-то похоже на Скансен в
Стокгольме - только не про Индию в целом, и даже не про Раджастан, а конкретно про Джайпур. И по наполнению, по духу - совсем по-другому. Потому что в Скансене - и дух неторопливых шведов витает, а здесь - шумный восток, как-то удивительно сочетающий неторопливость и бурление жизни.
Это - ворота, оформленные как традиционные дома.
Стена с множеством свечей.
Список мест в парке.
Зажигательная танцовщица. Пока - рисунок.
А это - живой танец.
Старик делает железные игрушки, кобры. В огне плавится железо, а колесо - для подачи воздуха.
Просто место, где можно посидеть вокруг огня. Огня, кстати, много, у меня после поездки одежда пропиталась дымом.
Здесь можно поесть традиционную пищу. Не на заказ, тебе дают всего понемножку. Она, правда, острая, но есть и сладкие вещи. А особо голодным можно купить сладкую вареную кукурузу. Ее варят совсем без специй, так что можно так и купить.
Рядом - такая же под открытым небом. Народу - много.
После еды можно гулять дальше. Инсталляция - женщины носят воду.
Озеро.
Арка, за которой раскинулся рынок всяких народных изделий, некоторые прямо здесь изготавливаются, и можно самим попробовать.
Фонтанчик из горшков.
И гончар за работой.
Кукольный театр
И площадки для танцев.
Снова озеро. На берегу - старинные дома людей разного достатка, где создана соответствующая обстановка. Дворец раджи, который открывал пост - тоже отсюда. В общем-то, днем тут тоже было интересно, но времени мало, а достопримечательности - они ночью не работают.
На этом долгий день в Джайпуре закончился. Мы приехали в отель, и я лег спать, на посты не было сил - так что пишу уже позднее. Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.