Агру мы смотрели всего один день:
Тадж-Махал и Красный форт. В обоих местах я был и в первую поездку, но они того, чтобы еще раз полюбоваться на замечательные произведения искусства. Хотя, конечно, Тадж-Махал, который построен за громадные деньги всего лишь как гробница для любимой жены, помимо восхищения искусством вызывает большие размышления об устройстве мира, позволяющего столь непроизводительно тратить средства. Хотя - если правитель может построить себе дворец или целый город, то почему он не может построить такое надгробие. В обоих случаях оправданием деяния является лишь его желание, а никакая не целесообразность. Могут указать на пост-эффект дворца или города, в котором потомки тоже смогут жить и пользоваться. Но у Тадж-Махала тоже есть пост-эффект: потомки - любуются, и в громадных количествах. Как их сравнишь?
Но фотка будет не из Тадж-Махала, а из Красного форта, где в колоннах сохранились мозаики, сделанные из полудрагоценных камней - несмотря на многолетнее использование форта для армии при англичанах и позднее. Потому что выковырять камни из мрамора можно было только раскрошив сам камень, лишив его ценности. И вот такое качество, проверенное веками - заслуживает восхищения. Кстати, сейчас аналогичные изделия - делают. Правда, есть ли у них вековая стойкость, пока неизвестно.
Итак, по порядку. Мы приехали в Агру вечером. Отель - хороший. Статуя Ганеша в холле. Ганеш, вообще. любимый бог в
Индии, потому что он отвечает за удачу. А удача может очень многое.
Ужин в ресторане, вкусно. Красивый десерт, Banana Split в местном исполнении, называется по-другому. Правда, лично индийское мороженное не очень нравится - но это потому, что я люблю советское, которое и сейчас осталось в некоторых российских сортах, не подверженных тлетворному влиянию запада, принесшего свои вкусы и снабдившего мороженное неким привкусом, при этом бессовестно брендируя мороженное с новым вкусом под старые сорта. Кстати, как не странно, у Баскин Робинс этого привкуса нет. Так вот, индийское мороженное имеет вкус, отличающийся и от того и от другого. Для меня - вкусно, но "ах" - нет.
Утро. Едем в Тадж-Махал. Выходим из автобуса у павильона, где продают билеты. Оттуда до входа довольно далеко, но машины с туристами не пускают, ходят электромобили. Внешний двор сложен из красного песчанника и не очень впечатляет.
Внутренние ворота сделаны в комбинированном стиле, красное с белым.
Ворота оформлены мозаиками из полудрагоценных камней.
Внутри оформление аналогично.
Выходим - и видим вдали, в дымке Тадж-Махал. Как я уже писал, Тадж-Махал - это гробница, воздвигнутая безутешным императором Шах-Джаханом над могилой любимой жены. Которая умерла родами 14-го ребенка в 38 лет, при том что вышла замуж в 19 - оцените эти цифры. При этом умерла она не в Агре, Шах-Джахан пошел в военный поход и она следовала за ним. Зачем он ее взял при таких сроках беременности, реально непонятно. И, возможно, это способствовало смерти.
И Шах-Джахан решил воздвигнуть надгробие, равных которому не было. Был конкурс архитекторов и из того, что они предложили, сделали композитный проект. Строительство велось 20 лет. Мрамор доставляли издалека 1000 слонов, полудрагоценные и драгоценные камни - со всего мира. Сооружение обошлось в 30 млн. рупий, а 15 рупий тогда соответствовали 10 граммам золота - итого 20 тонн, нехилый золотой запас современного государства. А в пересчете на современные деньги имеем 80 млрд. долларов.
Вокруг - парк.
А это - стена, как она выглядит изнутри, и ворота..
Когда идешь и смотришь на Тадж-Махал, кажется, что он сам к тебе приближается. На полпути водная дорожка расширяется, к ней примыкают еще водоемы.
По парку гуляют птицы, на деревьях поют попугаи.
Вблизи он уже не столь белоснежный и монолитный, видны отдельные блоки мрамора. Стоит на платформе, высота которой - два человеческих роста.
По сторонам два павильона, это - мечеть, а с другой стороны, симметрично - гостиница для паломников.
Поднимаемся ко входу. Резьба, инкрустация по мрамору.
Каждый цветок составлен из множества каменных пластин.
Но самая прекрасная резьба - внутри. Но фотографировать - нельзя, и царят темные сумерки. Только фонарики местных гидов, которые за чаевые подсвечивают наиболее красивые места. Выходим и обходим вокруг. С другой стороны - река.
И симметричный павильон - гостиница.
вблизи видно, сколь он громаден.
Взгляд на аллею, по которой пришли.
Идем посмотреть боковой павильон подробнее. По стене ходят обезьянки.
Тадж-Махал с этого ракурса.
Павильон построен из красного песчанника, с резьбой и инкрустацией белым мрамором.
Ажурные купола.
Впечатляющая анфилада арок
Взгляд на реку.
Снова на другую сторону, к мечети.
Возвращаемся сбоку, через парк - хотим попасть в музей, но неудачно - в нем отключилось электричество и потому посетителей не пускали. Зато увидели бурундуков.
Выходим, снова садимся в электромобиль. Рядом кто-то живет в палатках.
Пока едем к автостоянке, видим самые разные экипажи с животными, им здесь ездить разрешено.
Теперь - Красный форт. Построен тоже императором Шах-Джаханом, вместе с фортами в
Дели и Лахоре. Но в Агре Красный форт - самый большой и богатый. Форт долго принадлежал армии, и сейчас она занимает 3/4 территории, и только четверть доступна туристам.
Внутренний уровень земли - выше внешнего, от ворот идет подъем.
а это - большая ванная для купания, или мини-бассейн. Внутри идут ступеньки.
Замечательная тонкая резьба по песчаннику прекрасно сохранилась, невзирая на пол тысячелетия со времени постройки.
Чистый песчанник перемежается сводами с мраморными украшениями и элементами.
Балкон поддерживают резные консоли.
Высокие своды королевской спальни. За стенами - проход, по которому девушки с колокольчиками проходили, когда надо было разбудить императора. Будить непосредственно - никто не смел.
Это - проход внутри.
Идем дальше. Великолепные консоли поддерживают балки. Резьба и резные потолки с мрамором.
Но песчанник тут не столь качественный, как в Фатехпур Сикри: есть блоки, в которых камень отслаивается.
Резная чаша фонтана.
Идем в следующий двор.
После постройки Тадж-Махала Шах-Джахан проводил там много времени. А потом начал планировать возведение собственной гробницы, столь же роскошной, но из черного мрамора. Тут у его сына терпение кончилось, потому что экономика государства и так была сильно подорвана. И он объявил отца повредившимся в уме, сверг с престола и заточил в этих покоях. Из беседки тот мог смотреть на Тадж-Махал.
Взгляд из окна на реку и укрепления форта.
Здесь можно видеть, что форт сложен из кирпича и лишь облицован песчанником.
Большой навес, под которым собирались советники.
Проход во внутренние покои. Окно - наклонное, и через установленные зеркала можно было видеть, кто именно идет - и принять меры.
Покои любимой дочери.
На этот двор выходили покои императорских наложниц. Несмотря на столь нежную любовь к жене и большое горе, наложниц было множество. В них попадали многие красивые девушки, в том числе и против их воли.
И здесь же - подземелье, в которое попадали провинившиеся наложницы.
Бассейн.
Большой зал. Рельефный потолок со множеством граней.
Тончайшие мраморные панно, через которые просвечивает солнца - и получается рисунок.
Еще вид на укрепления. Дворец окружает несколько стен. На внешней - была стража. Между ней и следующей стеной была вода и жили крокодилы. А в следующем промежутке, где сейчас растет дерево - тигры.
Парадные покои. Отделаны мозаикой, но внутрь не пускают.
Чаша фонтана в них.
А это - как раз колонны, украшенные полудрагоценными камнями. Посмотреть можно близко. Самые дорогие камни вставлены в сердцевины цветов.
И тут же, рядом - бурундуки и птицы на лужайке.
Выходим. Арки внешней приемной.
Гробница одного из английских генералов.
Еще одни богатые покои с инкрустацией колонн и богатой резьбой.
Мраморная резьюа на сводах.
Еще взгляд со стены на покои и реку. Где-то там должен быть Тадж-Махал, но он не виден в дымке.
Большой постамент из цельного камня украшен резьбой. Для императора во время церемоний?
Забавная лестница с половинками ступеней.
Выходим во внешний двор.
проходим мимо надгробия генерала и идем к воротам.
Ворота форта снаружи и стены форта.
Памятник индусскому то ли разбойнику, то ли мятежнику древних времен. В свое время император заманил его в ловушку, пообещав прощение, но вероломно убил примерно на этом месте. Недавно эту историю вспомнили и поставили памятник.
Нас ждет поздний обед, а потом - магазин мраморных изделий. Бригада мастеров работает по старой технологии, вручную делая каменные мозаики. Кусочки для инкрустации есть совсем маленьких размеров, и чтобы обтачить их на шлифовальном круге, мастер помещает их под ноготь. углубления для пластин в мраморной поверхности тоже выскабливаются вручную. Чтобы нанести рисунок, пластины окрашивают хной. Главный секрет - клей, на котором держится инкрустация. Говорят, он передается в семьях мастеров и состав известен только главному мастеру.
Собранные, но еще не приклеенные мозаики. Есть цветочки, которые включают до 70 отдельных кусочков. И мастер подгоняет куски камня вручную, чтобы не было зазоров.
А здесь - готовая работа. Роскошные мраморные вазы на инкрустированных столах. Увы, все недешево. Цена зависит не столько от размера, сколько от сложности работы, количества элементов.
Ну и напоследок - уличный лоток с фруктами красивого голубого цвета.
На этом рассказ про Агру - закончен. Надеюсь, было интересно. Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.