Ширина асфальта на дороге от Орчхи до Кхаджурахо - полторы полосы, по которым идет движение в обе стороны. То есть легковушка и мотоцикл разъезжаются везде, две легковушки - на большей части дороги, а два грузовика должны прокрадыватсья или использовать обочины. При этом ширину асфальта некоторое время назад где можно - увеличили, однако остались многочисленные мосты над ручьями или просто канавами, сохранившие старую ширину - и на этих участках в асфальт вделаны отражатели, а с встречным грузовиком в этих местах не разъехаться. Поэтому обгон - сильно затруднен, движение - медленное, тем более, что на дороге, как везде в
Индии, много тук-туков со скоростью 40 км/ч. А еще - трактора, и даже повозки, запряженные волами. Особенно интересно все это в сумерках, в которых мы ехали приличную часть пути - освещения нет. Так что этот участок добавил мне впечатлений. Рядом строят новую дорогу на 2 полосы, в результате в светлом будущем появится хорошая трасса с двумя рядами в каждую сторону, но до этого еще далеко.
По пути мы смотрели заводик, где варят коричневый сахар старым способом. И заезжали в небольшую усадьбу-музей на берегу озера, который обычно минуют туристы - с небольшой коллекцией статуй, оружия и роскошной комнатой кривых зеркал - давненько я в них не смотрелся :) А вечером смотрели в Кхаджурахо этнические танцы.
Итак, дорога. Придорожный базар в деревне.
Здесь земля чем-то (или кем-то) изрыта.
Сарайчик, в котором что-то хранится. А может, уже ничего не хранится, просто нет смысла его разбирать.
А это - как раз сахарный заводик в чистом поле.
Основное действо происходит в этом котле - в нем собранный из тростника сок уваривается до состояния сахара на медленном огне. Производство - полностью ручное, зато - никакой химии. Гид говорит, что сахар продается примерно за ту же цену, что и промышленный белый, и каждый решает для себя, какой ему больше нравится. Вообще это равенство цен любопытно, получается, что невзирая на промышленную революцию и механизацию, заводской способ производства не имеет существенного преимущества в стоимости перед старым ручным. Вот тебе и прогресс... Правда, может быть дело в жадности владельцев заводов, которые предпочитают покупать сырье у крестьян по настолько бросовым ценам, что тем становится выгоднее вложить свой труд и получить конечный продукт.
Вокруг растет сырье - тот самый тростник. Производство идет только несколько месяцев в году, в период созревания тростника.
А это - машина, с помощью которой из тростника получают сок.
И рядом - колодец, из которого берут воду.
Вот такая конструкция.
И снова дорога.
Останавливаемся поесть. Ресторан для туристов совмещен с магазином, пока вам готовят заказ - можно посмотреть сувениры. Цены - разные. Но если что-то недорогое понравилось - стоит покупать, потому что еще раз тоже самое можно и не увидеть.
Наконец, еда готова. Это - кусочки курицы, маринованные в йогурте (или кефире?) из тандыра. И raita с фруктами. Raita переводится на английский как йогурт (когда состав блюда пишут), но реально это среднее между слабокислым кефиром и жидкой сметаной, конкретный вкус в разных местах - разный. Она есть не только с фруктами, но и с овощами или даже курицей, это просто соус такой. Но с фруктами - очень вкусно, а еще устраняет возможное послевкусие острых блюд. Вернее. острых по нашим меркам, а не по индийским, в их понимании нам подают блюда без специй. В общем, я ее еле почти всегда, и ее можно заказывать даже если в меню она отсутствует - потому что ингредиенты точно имеются, а готовится - мгновенно.
Едем дальше. В местном селении - праздник. Как объяснил гид, праздник даже сдвоенный и будет идти три недели. Сначала - день рождения местного аскета, святого. А потом - приход весны нового года, это тут в конце января происходит :) Праздник происходит в местном парке развлечений, там развернуты аттракционы. Народа - много. Дорога - перекрыта, машины направляют в объезд. Жители и дети из окрестных деревень приезжают на праздник на тракторах, вот так - полный кузов детишек. Мы были проезжали это место вечером и дети уже собирались разъезжаться.
А мы едем дальше. На горе возвышается храм, нам в том направлении.
Придорожный навес. Там что-то продают.
Дорога выходит к озеру.
На берегу озера стоит усадьба местного правителя, раджи, превращенная в музей. Подъезжаем к воротам и идем через парк.
Внутри - фрагменты скульптуры из местных храмов. Как и статуи и иконы в христианских храмах, они полны сюжетов и символов, которые специалистам известны. Наш гид это умеет читать, но прочитать все скульптуры - не хватит времени. Сюжет может быть в одной сценке или нескольких, как на этой колонне - три сценки одна под другой показывают развитие каких-то отношений.
Богиня здесь наказывает злых людей, поступает с ними жестоко, но на ее лице нет гнева - правильные родители не гневаются на детей, когда их наказывают.
А это - корова-мать.
Здесь же - не корова, а бык, транспорт Шивы
Во внутреннем дворике - памятник радже, которому принадлежал дворец.
В музее идет ремонт, поэтому посмотреть коллекцию костюмов не получается. Зато смотрим коллекцию оружия.
Ружья - гигантские, самые длинные - больше человеческого роста.
А здесь ружье замаскировано в трости.
В соседнем зале - собрание кривых зеркал. На фотке - лишь несколько.
Еще немного скульптур.
Во внутреннем дворе - тоже какие-то фрагменты на постаментах.
Музей посмотрели, выходим на улицу.
Рядом с дворцом - сильно хуже сохранившееся старое здание.
А за оградой - еще одно, красиво отсвечивает в лучах заходящего солнца.
Поют попугаи.
Идем через парк назад. Парк, на самом деле, крохотный. Но все-таки - парк.
Пастух гонит разноцветных коз. Или, скорее, просто ведет их.
Снимаем старые развалины поближе. может быть, их тоже восстановят когда-нибудь...
А это - башня высоко на горе. Туда подниматься уже нет времени, потому что можно только пешком, машина не проедет.
Снова выезжаем к озеру.
Вдалеке храм отражаются в тихой воде. Тишина и покой.
Едем к гробница, вернее, кенотафу рани, жены раджи. Интересно, что архитектурно он сильно похож на христианские соборы.
Он стоит на берегу того же озера, которое на закате изумительно.
Вдалеке - могила самого раджи, но туда мы уже не поедем.
А пока - обходим кенотаф.
Вокруг - отдельные горы.
И павлины.
Купола поросли травой.
Но местами сохранилась резьба и рисунки.
Попугайчик
Одинокий рыбак
Дорога в гору, к еще одному храму.
Снова озеро и окрестные вершины в последних лучах солнца.
А это - то ли павлин, то ли петух.
Садимся в автобус и едем в Кхаджурахо. Нас ждет вечерний концерт с этническими танцами.
концерт проходит в культурном центре, как водится, совмещенном с магазином.
по замыслу нам показывают танцы разных местностей Индии, дают представление о культурном спектре. Но... у сына девушка серьезно занимается танцами, и она говорит, что была сильная стилизация, популярная версия. Да, костюмы - менялись и были разные. И музыка тоже. Но вот характер движений тела танцоров - сохранялся. Менялся лишь внешний рисунок, и дробавлялось немного специфических жестов. Поэтому внутренне танцы похожи. И, действительно, я сейчас пересмотрел фрагменты видео, похожесть явно есть - хотя я, конечно, не специалист.
В конце был общий танец с флагом Индии.
Выходим. уже совсем стемнело. На культурном центре подсвечены фрески
Едем в отель Usha Bundela заселяться и ужинать. Ужин, кстати, оказывается очень вкусным, так что на второй день мы опять ужинали в отеле. Очень понравилась рыба. А на снимке - лазанья, тоже вкусная. И фрукты с гранатами.
Длинный день завершился, но путешествие - продолжается.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.