Второй день в Нижнем тоже начался солнечным. Поэтому прогулка по набережной дала новые впечатления - солнце по-другому освещало Волгу. Но потом небо потихоньку затянуло облаками, а мы пошли в музеи. В Дмитриевской башне Кремля мини-музей из двух залов, зато интересный: внизу история, наверху - грибы и заодно лесной животный мир. И еще прогулка по стене, правда, зимой открыт маленький кусочек. Потом был художественный музей в двух зданиях, русской и европейской. И в обоих - гигантские русские полотна в специально выделенных залах. А потом мы прогулялись до Печерского монастыря и посмотрели древние церкви, правда, преимущественно снаружи.
Как обычно, начинаю пост самой запомнившейся фоткой. И в этот раз мне запомнилась все-таки вот эта женская голова Русалочки, выглядывающая из озерной травы в музее. Увы, неподписанная.
А теперь - по порядку. Утром на выходе из своей гостиницы Октябрьская (подробности - в предыдущем посте) я наткнулся на прикольный телефон. Правда, это современная стилизация, а не оригинал, как я было подумал издалека, и крутящегося диска там нет, кнопочки.
А это - Волга в солнечную погоду. Изумительно голубая вода и небо. Накануне в этом ракурсе было преимущественно белым, потому что солнце ближе к вечеру светило с другого направления. А может, просто потому что утреннее солнце гораздо ярче :)
Памятник Чкалову и угловая башня Кремля.
Поднимаемся на стену. Там крытый коридор. Любуемся солнечной площадью через бойницы и между зубцами.
И идем в музей. Фотки в музее платные, 100 рублей - при билете в 70, но посмотрев я решил, что оно того стоит. Макеты кремлевских башен. Жаль, что второй стоит так, что посмотреть можно только с фасада - видно, что задняя часть тоже сделана. а она более интересная.
Барка для товаров. Именно их тянули бурлаки по Волге. Потому что из-за овражистых берегов сделать конную дорогу - не получалось. Парус же использовали для облегчения пути когда позволял ветер, преимущественно при спуске вниз по течению, при этом он мог лишь помогать бурлакам, или полностью двигать барку - тогда бурлаки переходили на нее. А еще с его помощью через Волгу переправлялись -волок шел по разным берегам. Кстати, невзирая на интеллигентские стоны - помните "Выдь на Волгу, чей стон раздается..." - в бурлаки шли добровольно, за место конкурировали - потому что работа была выгоднее, чем сельскохозяйственная в деревнях. Бурлаки тянули баржи еще в начале 20 века, а потом постепенно были вытеснены не гуманизмом, а пароходами -они оказались дешевле.
В зале представлено развитие Нижнего Новгорода, история нижегородских губернаторов вместе с предметами чиновничьего быта тех лет и разными указами. Из любопытного - вот эта офицерская каска первой половины 19 века. И топорик, вовсе не средневековый, а парадный для встречи Николая II во время визита в Нижний. Но сделан по образцу стрелецких - Петр со стрельцами боролся, а на закате Романовы полюбили старинные церемонии.
А это - красивая вышитая перелина. И дамская сумочка на лентах.
А на втором этаже от скучной истории переходим к интересному - грибы и животный мир. И надо отдать должное тем, кто придумал сделать основой экспозиции именно грибы, дав много макетов и много текстов про съедобные и несъедобные грибы, описав вкусы, способы приготовления и механизмы отравления. И не ограничившись всем известными лесными грибами, а приведя еще всякие другие грибы - и плесень и спорынью. Мне лично было любопытно, и про многие непонятные грибы я излечился от излишнего беспокойства, выяснив,в частности, что трубчатые преимущественно съедобны, и хотя некоторые -горькие, но это даже местами полезно. А у единственного реально ядовитого сатанинского яд при варке разлагается. Про пластинчатые тоже много любопытного было. Впрочем, расширять свои грибные предпочтения я пока не собираюсь. И не буду есть дождевиков - хотя я и раньше знал, что белые - съедобны, и даже пробовал, а теперь еще узнал, что при ранах разломанную белую внутренность гриба можно использовать как антисептик.
Начинает все классификация разных грибов, конечно в виде дерева. А дальше - грибы и животные, которые служат фоном и дополнением ко всей экспозиции.
Грибы на этой фотке - Шиитаке, императорский гриб, выращиваемый на деревьях с кучей полезных свойств. Наверное, в наших лесах он тоже встречается, раз попал в экспозицию, хотя мы о его свойствах и не знаем. Кстати, оказывается, знаменитые французские трюфели тоже в изобилии растут в
России, или росли в 18-19 веке - их собирали и продавали любителям в России и на экспорт, на этом кормились целые деревни.
Выходим из музея и идем по стене. И, в общем, становится понятно, почему открыт только кусочек стены - проход обледенел и даже на ровном участке надо идти осторожно. Правда, не понятно - неужели нельзя обеспечить чистку...
Спускаемся со стены и идем по Кремлю, направляясь в художественный музей.
В музее, помимо основной экспозиции, есть серебряная кладовая. Только вот не хотят музеи зарабатывать деньги. Потому что в будни она открыта ровно на один сеанс, при чем не каждый день, а в выходные - на два. Только с экскурсоводом и прочими предосторожностями. Очевидно, что в выходной день на большом потоке - можно заработать и больше. Значит, это не нужно. Может быть музею деньги не нужны, а может поставили его в такие условия, что деньги, заработанные таким способом - бесполезны. Но подобные проявления - хороший индикатор больной системы.
Впрочем, не надо о грустном. В музее - есть что посмотреть. И встречает нас фарфоровая статуэтка.
Дальше идет зал старинной живописи, представленной иконами. Что хочется отметить - это достаточно подробные таблички, описывающие иконы с их сюжетами, а в последующих залах - картины. Несколько предложений дают необходимое представление о художнике, эпохе и сюжете, и это - очень хорошо. Правда, почему на этой иконе неопалимой купины почему-то на руках Богоматери кроме Христа - еще святой - увы, не написано. Кстати, была еще одна икона, тоже неопалимой купины, где таких святых - двое.
А это - очень интересная для меня картина. До-петровская светская живопись. Хотя "общее мнение" - что это Петр приобщил Россию к достижениям западной цивилизации и ввел светские искусства. Ан, нет. Изображен стольник, позднее - думский дворянин, который добывал серебро в Нерчинске и ездил послом в
Китай - если я верно проинтерпретировал надпись. И дата от сотворения мира, а не от рождества христова.
Дальше идет стандартный ряд портретов 18-19 веков. А эта картина мне понравилась роскошной рамой, а не только дамой, изображенной Брюловым. Кстати, набор художников довольно представительный. Потому что многие художники приезжали и работали во время ярмарки - это было выгодно. И сами купцы и дворяне были богаты, заказывали портреты ведущим столичным мастерам. Впрочем, это может быть еще и заслуга советского подхода к комплектации музеев: они должны были обеспечивать репрезентативную выборку для образования школьников.
А это - Васнецов, ковер самолет. Как он стоит на таком ковре, вот интересно? А еще я, когда смотрю на ковер-самолет, всегда вспоминаю картину-шутку в какой-то популярной статье: там образованный герой свернул свой ковер в трубочку, обеспечивая правильную аэродинамику - и всех обгоняет.
А это - Кошелев "Погребение Христа". Картина занимает всю стену высокого зала, фигуры на ней - в человеческий рост. Правда, впечатления что изображение - продолжение комнаты - не возникает, хотя картина и стоит на полу - полоска земли на переднем плане воспринимается как постамент. Хотя, может, я не нашел правильную точку зрения.
А это - ярмарка на
Красной площади - видны торговые павильоны. Так что это еще до революции, начало 20 века. И уже тогда были гигантские башни из воздушных шариков!
Выходим из музея, гуляем по городу. Кремлевская стена освещена солнцем.
Заброшенная и разваливающаяся гостиница Россия. В прошлом посте были фотки со стороны набережной, а это - с обратной стороны, громадный двор в центре города. Жалко.
Под самой крышей у нее такое симпатичное графити.
Идем дальше.
Красивый дом с громадным двором.
Симпатичный ресторанчик. А само место - остатки старых земляных валов.
Выходим на набережную.
И идем во вторую половину музея, где собраны европейские коллекции. В холле - статуи.
Громадное полотно Маковского "Воззвание Минина" в отдельной пристройке, высота - около 6 метров.
Роскошный фарфор - дама выходит из портшеза.
Лестница на второй этаж.
Пара - сестра и брат, маленьких мальчиков раньше одевали в платья. Мне понравилось выражение лиц, поэтому фото. Кстати, тут хорошо видно, почему фото в музеях так мало: блики, отражения света. Глаз их компенсирует, но все равно ищешь точку зрения, а фотографировать еще сложнее.
Уже на выходе поймал взгляд этой девушки.
Идем по набережной по направлению к Печерскому монастырю. По карте - он недалеко,за канатной дорогой через Волгу - которая хорошо видна.
Забавное название кафе написано русско-латинскими буквами и превращается в какие-то руны.
Какая-то тарелка на склоне. Может, летом там что-то работает...
Желоб для слива воды специально откопан в предверии весны.
Отделанные здания перемежаются старыми разваливающимися.
А это - свежереставрированное.
На здании Нижегородского политеха - статуи. Кстати, само здание - в хорошем состоянии.
Старый особняк с красивым балконом.
Неожиданно набережная заканчивается забором. Через решетчатую калитку видно, что дальше - громадный овраг, через который и проходит канатная дорога. А монастырь - на другой стороне этого оврага.
А невдалеке видна мечеть.
Приходится идти в обход. В этом месте остались старые домики. Впрочем,по самому краю оврага построен ряд современных многоэтажек.
Как реклама автосервиса стоит старый автомобиль.
А этот симпатичный дракон - вывеска какого-то клуба восточных единобороств.
Приближаемся к монастырю. Это - строящаяся часовня на горе.
Дорога к монастырю спускается вниз.
А это вид с дороги наверх, на гору.
История монастыря восходит к 14 веку, святителю Дионисию из Киевско-Печерского лавры. Он пришел, выкопал в известниковом берегу пещеру по образу киевской лавры и основал монастырь. Но от тех времен остались легенды, а не документы. Но сам Дионисий - известен, он позднее был епископом Суздальским. Противоречил Дмитрию Донскому о желании того назначить митрополитом своего протеже, за что был заключен под стражу и освобожден под ручательство Сергия Радонежского с условием не вмешиваться далее. Нарушил условие, поехал в Константинополь к патриарху - Сергий из-за этого пострадал, нам рассказывали эту историю в
Сергиевом Посаде в Лавре. В общем,вел активную жизнь, по преданию - не забывая и этот основанный им монастырь.
Только тот монастырь был не здесь, а ниже по течению. В самом конце 16 века (1597) год старый монастырь был погребен гигантским оползнем - трещина шла "почти на версту". Опасность не пришла внезапно, трещина возникла за неделю, так что все движимое имущество - спасли. А монастырь пришлось отстраивать заново на новом месте. Так что старые из нынешних построек - 17 век. Монастырь окружен мощной стеной.
Проходим через ворота во внешней стене, попадаем на большую территорию. Вдали видна внутренняя стена, а слева - забор монастырского сада.
Столбики забора украшены изразцами.
Подходим к внутренней стене, входим в ворота - и оказываемся перед Вознесенским собором.
А это - старая надвратная церковь Евфимия Суздальского. Сейчас ворота прорезаны рядом.
Под старыми воротами - росписи.
Жилой корпус.
Вознесенский собор с колокольней, вид с другой стороны.
Успенская церковь. В нее мы зашли, но как принято в православных храмах, фотографировать нельзя. Однако, на
сайте монастыря есть фотографии, а по некоторым церквям и монастырскому музею - виртуальный тур. В музей мы, кстати, не попали - поздно пришли.
Успенская церковь соединена переходом с вознесенским собором. И это вид с него на старые надгробия, сохранившиеся после советских времен.
А это - вид с высокого перехода на надвратную церковь.
Церковь Петра и Павла, ей завершается братский корпус.
Братский корпус стоит практически вплотную к стене монастыря и задний фасад еще ремонтируют.
Возвращаемся к воротам. Снова проходим Успенскую церковь и Воскресенский собор.
Изразцы на воротах - роскошный гусь и феникс.
И ангел на башне, сияющий в заходящем солнце.
На этом я рассказ заканчиваю. Продолжение следует. Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.