Этот кусочек моего рассказа про
Турин посвящен двум музеям: картинной галерее, которая совмещена с археологическим музеем и египетскому музею. Надо отметить, что в картинная галерея не требует отдельного билета - работает и билет в Королевский дворец и билет во дворец Мадамы. Но народа там куда меньше - а зря.
А коллекция египетского музея уступает только каирскому. Впрочем, это мне в Турине гид рассказывала, а вики говорит, что так было, а постепенно в
Лувре и
Берлине коллекции стали круче. Впрочем, все изменяется.
Начну я замечательная физиономия на картине в музее. По-моему, напоминает какого-то советского комедийного актера, только я не могу вспомнить - кого.
Итак, картинная галерея. По сути, это северное крыло королевского дворца. Вообще королевский дворец в Турине - громадный и со многими крыльями, которые пристраивались по мере роста аппарата государственного управления. Ну а когда Турин перестал быть столицей, их начали использовать для разных целей. Вот ее фасад, справа видна колокольня собора.
А это - взгляд влево. Перед дворцом - громадные деревья.
А еще перед дворцом - остатки древних фундаментов города, который тут был, когда дворца еще не было.
Галерею открывает церковная живопись - что не удивительно, потому что светская живопись моложе церковной. Вполне традиционные иконы 14 века (или начала 15).
Это - фра Анжелико, Мадонна с младенцем.
А здесь уже более "западный" стиль, с ангелами-музыкантами. Коронация девы Марии Francesco Boticini, это уже конец 15 века. Человек в средневековых одеждах - это заказчик картины-иконы. Иконы - потому что картина была пожертвованием для украшения церкви, перед ней молились. Ну и жертвователь себя увековечил.
А на этом фрагменте алтаря - очень характерные, живые портреты священнослужителей.
Поклонение волхвов в средневековом антураже, один из волхвов - женщина. Defendente Ferrari 1480-1540, дата картины не указана.
А это - какие-то королевско-церковные разбрки, почти драка. Bernarn van Orley, начало 15 века "сцена не идентифицирована".
Святой Альберт Кармелитский на фоне развалин. Polidoro Caldara detto Polidoro da Caravaggio, начало 16 века. Вполне современная техника, по-моему,без всяких вычурностей.
Христос с Фарисеями. Роскошный пир. Paolo Caliari detto Veronese, 16 век.
Бюст Маргариты Валуа, дочери Франциска I, жены герцога Эммануила Филиберта - того самого, который перенес столицу в Турин. Интересно, что этот брак был залогом будущего мира. Эммануил Филиберт получил от отца только титул, земли были захвачены
Францией. Эммануил Филиберт поступил на службу полководцем к Карла V и после побед над Франциском, в качестве одного из пунктов мирного договора, ему вернули земли. И он женился на французской принцессе.
Персей и Андромеда Bartolomeo Passarotti. Мода на античные сюжеты пошла с 16 века.
А это - небольшая вставка. Современные части здания музея тоже украшены. Например, по стеклу лифтов и других панелей идут такие вот всадники.
А это - вид на центральную площадь Турина на рубеже 16 и 17 веков Antonio Tempesta. Что символизирует рыцарь-легионер на переднем плане, стоящий спиной к зрителю я не знаю.
Сравните с современным видом с панормамы Google, правда точка съемки сильно ниже (у меня фотки с этого ракурса не оказалось). Замок справа, нынешний дворец Мадама, еще без фасада и соединен переходом с королевским дворцом. Переход этот сгорел поздно, чуть ли не в 19 веке - и решили не восстанавливать. Между общественной и королевской частью площади - стена с балконом посередине, там где сейчас смутно видна решетка с конными статуями. Балкон служил для общения с народом, а еще с него вывешивали на показ Туринскую Плащаницу. Без каких-то там стекол и мер предосторожности. Купола часовни для Плащаницы за собором еще нет, она хранится в церкви святого Лаврентия.
Археологическая часть - это подвалы музея и еще длинный корпус. Часть музея - просто витрины с выставленными экспонатами, запасники. Много пустых залов, по-видимому идет какая-то реконструкция или размещение новой экспозиции. Но при этом в музей пускают, можно походить и посмотреть что есть.
Какой-то свиток с рисунками и его прорисовка.
Нимфа с фавном
Учебные пособия - традиционные костюмы
Серебряная маска из захоронения. На Пушкина похож, по-моему. Их много, я только одну сфоткал, и там еще разное серебро было.
Цокольный этаж музея стоит не на земле, а на остатках более старых строений.
А теперь про египетский музей. Он - большой и многолюдный, а я уже был достаточно уставший, и потому смотрел поверхностно. А люди идут медленно, слушают аудиогидов - их выдают всем на входе. Правда, русского там нет, но английский достаточно понятный. Но я все равно не могу слушать такой длинный рассказ об экспонате. Это - фасад музея, и внутренний двор.
А это - первая мумия, которая захоронена старым способом, просто в камне.
Музей замечателен не только мумиями. Их много, но они и в других музеях я видел, даже в
Стокгольме, где, кстати, тоже хороший египетский отдел. А в Туринском музее очень много предметов из пирамид, которыми создавали загробный мир умершему. Потому что основой музея послужила коллекция Бернардино Дроветти, агента Наполеона в
Египте, который вел раскопки и собирал древности много лет.
Лодки с гребцами.
Дом со слугами.
И даже кровать в натуральныю величину. И не одна такая.
Фреска с коровами и людьми. Правда, фигурки людей куда-то делись.
Плиты с какими-то ритуальными изображениями. Или не ритуальными. Там надписи, а таблички с расшифровкой почему-то нет. Но изображения - красивы и многоцветны.
Пирамида.
Многочисленные саркофаги.
Глиняное войско для защиты умершего. Да, не в натуральную величину. Но и не типовые фигурки, они разные.
Мумия коровы. Там же был крокодил и собака.
А это - подросток.
Статуи из храмов и пирамид. Рассказ аудиогида стабильно начинается фразой "фото этой статуи - одно из самых известных иллюстраций истории Египта"
На этом я завершаю рассказ про музеи Турина. А продолжение рассказа об истории Турина и прогулка по его улицам - следует.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.