Ндаа, название рассказа, конечно, вышло банальное, сам вижу, но что делать: не я придумал этот брэнд, который действительно отражает суть Кьоджи и которому, кстати, она соответствует намного больше, чем получившие то же прозвище протянувшиеся вдоль берегов рек кварталы самых разных городов в самых разных странах мира, прежде всего - в
Германии и
Франции. Куда ни посмотри - сплошные "Венеции": Кольмар, Бамберг, Мец... Да, там красиво, ничего не скажешь, но если разобраться, венецианского-то в них - только река. А вот Кьоджа - действительно самая что ни на есть "Венеция в миниатюре". Только что вместо гондол здесь - обычные рыбацкие лодки. Зато радующие глаз своим разноцветьем.
В Кьодже (Chioggia) - одном из островных городов Венецианской лагуны, расположенном немного южнее Венеции, мы побывали во время поездки по Эмилии-Романье. Вообще я не являюсь сторонником дробления рассказа об одном путешествии на несколько частей и обычно придерживаюсь принципа "одна поездка - один рассказ", но посещение Кьоджи оказалось как раз тем случаем, ради которого можно поступиться даже самыми святыми принципами. И не просто можно - нужно ! Во-первых, потому что Кьоджа по своей сути слишком отличается от "формата"
Болоньи и её окрестностей, рассказ о которых появится совсем скоро. Но главная причина всё же не в этом. Кьоджа оказалась столь потрясающим местом, столь очаровательным и завораживающим, что не только заслужила право на "бенефис", но просто обязана выступить "сольным номером", не рискуя стать "одной из" и затеряться в длинном (а он получится именно таковым) рассказе о "сухопутных" городах Эмилии-Романьи. Тем более, что в нём будет присутствовать своя "суперстар" в лице Болоньи, а два бенефицианта в одном представлении - это как две хозяйки на одной кухне: можно ждать всё, что угодно, кроме хорошего. Итак, друзья, представляю Вам маленькую, но очень яркую "звезду" - Кьоджу!
Доехать в Кьоджу общественным транспортом совсем не сложно: поездом "Трениталии" с пересадкой в Ровиго (Rovigo), находящимся на линии между Болоньей-Феррарой и
Падуей-Венецией. Отсюда до Кьоджи практически ежечасно (хотя в течение дня случаются и 2-часовые интервалы) отправляется небольшой состав синего цвета, состоящий всего из двух вагонов.
Правда, стыковочное время получается очень небольшим: 7 минут в одну сторону и всего 5 в другую, и ожидает ли 2-й поезд первого в случае его опоздания (что для
Италии вообще и для этого региона в частности - дело вполне житейское), я не знаю: проверить это на себе нам, к счастью, не довелось, и в Кьоджу мы прибыли, вот ведь удивительно, строго по расписанию.
От железнодорожного вокзала до той части города, которая и представляет туристический интерес, ходит местный автобус, но необходимости в нём я не вижу, поскольку "цена вопроса" тут - не более 10 минут пешего хода. Или даже меньше, если считать до моста, связывающего островную Кьоджу с "большой землёй".
Старый, частично разрушенный деревянный мост, проходящий рядом с новым:
"Мы видим вновь перед собой маленькие городки, уснувшие на
косе взморья, с коричневыми или белыми домами и черными сетями, простертыми вдоль набережной, где причалены свернувшие свои рыжие паруса вместительные лодки - маленькие первоначальные Венеции, пахнущие рыбой, овощами, смолой и солью, без прославленных дворцов и церквей, без картинных галерей и достопримечательностей, без иностранцев и творимой ими суеты сует.
Кьоджа, вторая столица венецианской лагуны, первенствует среди этих поселений рыбаков и мореходов. Почти все сообщение былой Венеции с югом Италии и с заморскими владениями Республики шло некогда через Кьоджу. В восемнадцатом веке город кишел всеми теми, кто избегал иметь дело с венецианской полицией, но стремился быть поближе к Венеции. Сюда стекались контрабандисты, банкроты, шулера, ростовщики, шарлатаны и поставщики запрещенных удовольствий. Казанова не раз оказывался гостем лагунного городка и посетителем его странных притонов" - так охарактеризовал Кьоджу начала 20 века русский историк и искусствовед П. П. Муратов.
С тех времён Кьоджа изменилась. Контрабандисты, шарлатаны и притоны перебрались (наверное!) в более "хлебные" места. А вот туристической суеты тут нет и сейчас: на берегах здешнего "Гран канала" мы не встретили ни одного себе подобного, да и в прочих местах таковых были замечены буквально единицы.
Впрочем, корсарская тематика в Кьодже всё же не забыта:
Структура Кьоджи хорошо понятна из её карты, очень символично ("водный мир" всё-таки !) напоминающей обглоданный скелет рыбы: бОльшая её часть находится на ограниченном двумя каналами слегка вытянутом острове, разделённом по всей длине примерно напополам "большим" каналом
Вена (canale Vena), от которого в обе стороны отходят маленькие, но частые улочки:
Параллельно каналу вдоль всей Кьоджи протянулся её "Главный проспект" - Corso del Popolo, то есть Народный. В его начале установлена арка с изображением льва св. Марка - известным венецианским символом:
Венецианскую символику (не говоря уже о близости архитектурных стилей многих дворцов) здесь вообще можно встретить очень часто: Кьоджа входила в состав Венецианской республики до 1797 года, когда она была завоёвана французскими войсками Наполеона Бонапарта.
По Народному проспекту мы ещё пройдёмся на обратном пути, а начали мы своё знакомство с Кьоджей (я думаю, на нашем месте так поступил бы каждый) с прогулки вдоль центрального "Гран-канала". К одному из его берегов дома подступают вплотную, как бы вырастая из воды, а вдоль другого проложена узкая набережная, ведущая вдоль всего канала, и именно отсюда и открываются практически все самые живописные виды города, ради которых мы и приехали сюда.
Иногда набережная проходит под портиками домов, и тогда она выглядит ещё более живописно:
Вообще портики и всевозможные арки здесь можно увидеть повсеместно. Стоит зайти практически в любую улочку, соединяющую центральный канал с боковыми - и вы попадаете в царство аркад. Наверное, здесь очень приятно бродить вечером, в сумерках, но до них оставалось ещё слишком много времени. А жаль... Не сомневаюсь, что вечерняя Кьоджа - это что-то совершенно особенное.
Интересно смотрятся каминные трубы, вынесенные на внешние стороны домов:
Лишь в одном месте, примерно в центре городка, между "Гран-каналом" и Corso del Popolo проложена широкая улица, больше напоминающая небольшую вытянутую площадь:
А это ворота Рыбного рынка, который существует здесь буквально с незапамятных времён. Сейчас, после полудня, он уже закрыт, поскольку утренний улов (кто бы сомневался?!) уже давно был распродан.
Конечно, нам жутко повезло с погодой. Впрочем, такое везение именно здесь мы выбрали сами, заранее отдав Кьодже приоритет над всеми прочими региональными сити-турами и отправившись сюда в первый же гарантированно солнечный день, не желая рисковать в дальнейшем (тем более, что прогнозы на последующие дни были в диапазоне от сомнительных до откровенно пессимистических). И эта ставка себя полностью оправдала: в тот день в Кьодже сошлось абсолютно всё: и натура, и погода, и даже расположение солнца относительно наиболее привлекательных ракурсов.
А тут мы стали свидетелями местных "дорожных" работ: с помощью установленного на судне устройства одна из свай на воде то ли устанавливалась, то ли укреплялась, то ли что-то ещё:
Согласитесь: как же всё-таки украшают пейзаж (и неважно, речной или морской) обычные лодки ! Испанские
Калелья де Палафружель и Льянес, марокканская Эсуэйра, итальянская Чинкве Терре... А "глазастые" лодки, ставшие одним из символов Мальты ? Красиво, красиво, ничего не скажешь...
По всей длине канала Вена через него перекинуто аж 9 мостов. И хотя большинство из них очень похожи друг на друга, каждый новый мост дарил новые виды, одни краше других:
И лишь последний, самый дальний от входа в город, мост Виго, возле которого на берегу лагуны раскинулась небольшая одноимённая площадь, отличается от прочих парадно-венецианским стилем. Это впечатление ещё больше усиливается и его белизной:
Рядом находится пристань, от которой отправляются в небольшую прогулку примерно на полчаса туристические кораблики. Мы же рассудили, что самое интересное здесь находится как раз внутри. Возможно, мы и ошиблись, но то, какой представилась позже Кьоджа со стороны "внешних" каналов, укрепило нас в правильности такого решения. Тем не менее, справедливости ради необходимо констатировать, что морские прогулки (пусть и мини) в Кьодже имеют место быть.
На восточной оконечности городка начинается "большая вода" лагуны, и виды здесь уже немножко другие:
На последней фотографии видны "пучки" из прислонённых друг к другу и связанных вместе трёх или более свай - это bricole (слово употребляется во множественном числе). Они определяют фарватер, по которому суда могут безопасно проходить даже во время отливов, называемыми здесь "низкой водой". В давние времена во время угрозы нападения со стороны моря bricole убирали, чтобы усложнить неприятелю навигацию в каналах и ближних водах.
На пересечении нескольких каналов можно увидеть так называемую "даму" (la dama) - особый вид bricole, над которой устанавливается ещё одна свая, часто с фонарём, выполняющим роль маяка. На некоторых bricole заметны таблички с цифрами - это ни что иное, как "дорожный" знак, указывающий максимальную скорость, допустимую в канале.
Bricole стали своего рода символом Венецианской лагуны, и их можно увидеть не только в воде:
Вообще сувениры в Кьодже имеют, что вполне понятно, совершенно определённую направленность:
На площади Виго, где заканчивается (или берёт начало) Народный проспект, возвышается опять-таки "венецианская" белая колонна, увенчанная очередной скульптурой льва. Сами венецианцы за небольшие размеры презрительно прозвали её "кошечкой" (il gattone), на что жители Кьоджи, мягко говоря, очень обиделись.
Нам очень не хотелось уходить "от воды", но было интересно посмотреть и другие места. Прежде всего, пройтись по главной городской "артерии" - Народному проспекту.
Из "отдельно стоящих" достопримечательностей здесь выделяется церковь св. Андрея, точнее не она сама (её барочный фасад абсолютно "типовой" и внимания не привлекает), а её 30-метровая романская колокольня, построенная в 11-12 веках. В те времена она служила ещё и в качестве сторожевой башни, высота которой позволяла отслеживать ситуацию в окружающих водах на многие мили вокруг.
Механизм часов, установленных на колокольне, является самым старым в мире (я только не понял: вообще или среди именно башенных часов). До недавнего времени таковыми считались часы в английском Солсбери, однако недавние совместные исследования итальянских и английских специалистов выявили, что часы в Кьодже всё-таки появились немного раньше (точная дата их создания не установлена, но из старейших из сохранившихся документов известно, что в феврале 1386 года они уже существовали). Их циферблат, который стрелка обходит за сутки, размечен римскими цифрами: дважды от I до XII.
Сегодня часы управляются электроникой, однако "родной" средневековый механизм был отреставрирован и продолжает работать. Его можно увидеть в местном Музее часов, который расположен внутри самой башни.
Немного прогулялись мы и вдоль других, "боковых" каналов, которые формируют островную часть Кьоджи. Выглядят они не так живописно, как канал Вена, и имеют чисто утилитарное назначение. Вот, к примеру, "западный" Ломбардский канал:
"Восточный" канал Сан-Доменико - это уже настоящий порт:
А вот берега ещё одного канала (Perotolo), самого маленького из всех, связывающего канал Вена с Ломбардским, являются откровенно декоративными. Но тоже по-своему красивыми:
Как видите, октябрьское солнце опустилось совсем низко, оно уже светило не так ярко, тени стали длиннее, здания, на которые падали солнечные лучи, пожелтели, а те, что и так были жёлтыми, приобрели золотистую окраску. Мы завершили нашу прогулку по прекрасной Кьодже там же, где и начинали - в месте слияния всех трёх городских каналов.
Здесь же расположена и главная церковь Кьоджи - собор Успения Богородицы (Santa Maria Assunta). Он был сооружён ещё в 12 веке, однако после пожара, произошедшего, по иронии судьбы, аккурат в рождественскую ночь 1623 года, полностью перестроен. А вот его колокольня 14 столетия уцелела и сегодня, увенчанная на 60-метровой высоте восьмиугольным куполом, видна из многих окрестных мест.
На балюстраде, установленной между боковым фасадом собора и каналом, расположились самые разные скульптуры: от
львов до мифологических персонажей:
Сказать, что Кьоджа понравилась, что она оставила хорошие впечатления - значит, не сказать ничего. Она не просто стала абсолютным хитом нашего путешествия, она проникла в душу так глубоко, насколько это вообще может быть. Мне кажется, что я ещё долго буду сохранять внутри ощущение присутствия там, а самые "брэндовые" панорамы городка не просто до сих пор стоят у меня перед глазами - я всё ещё чувствую их перед собой, а себя - перед ними.