Продолжение отзыва "Впервые транзит через Германию и первая встреча с Брюсселем.
Окончание четвертого дня. Брюссель-Париж
Свободно без остановки и паспортной проверки пересекли границу Франции (снова «Шенген»!), и выехали на прекрасный автобан. В отличие от Германии и Бельгии, во Франции проезд по автобану платный. Но так как расплачивались не мы, а наши гиды, то это заинтересовало меня с чисто познавательной точки зрения.
К Парижу мы подъехали уже в сумерках. В программе тура у нас была запланирована автобусная экскурсия «Ночной Париж». Нас провезли по центру города мимо Пляс Конкорд, по Елисейским полям, подвезли к Тракадеро и Эйфелевой башне. Там мы вышли из автобуса на несколько минут, чтобы полюбоваться этим всемирно известным шедевром и ее подсветкой. Это, конечно, очень яркое зрелище. Здесь я по-настоящему осознал, что действительно нахожусь в Париже.
Но надо было ехать поселяться на ночь. Мы вновь проехали через центр города, через новый район Дефанс. Здесь возвышается в виде огромной арки небоскреб, окруженный другими современными деловыми зданиями. Автобус нырнул в тоннель, в котором, спустя несколько месяцев, произошла автокатастрофа с принцессой Дианой.
Оказалось, что наш отель находится в пригороде Парижа — Мальмезоне. Это — 16 км северо-западнее Парижа. Водитель автобуса уже в полной темноте никак не мог найти отель, и публика начала возмущаться. Несколько раз мы разворачивались на узких улочках, когда выяснялась очередная ошибка маневра. Наконец, автобус остановился и заглушил двигатель напротив маленького отеля. Все с облегчением вздохнули. Я прочитал вывеску — «Ле Кардинал», а на фасаде разглядел знакомое по фильмам изображение кардинала Ришелье.
Когда выяснилось, что отель — трехзвездочный, недовольные туристы замолкли. Известно, что во Франции отели специально занижают свою звездность, чтобы платить меньшие налоги. Так что, три звезды во Франции — это полноценные европейские четыре звезды.
Здесь я еще раз порадовался, что оплатил одноместное поселение! Когда, я открыл дверь своего персонального номера, то не поверил своему счастью. В таких прекрасных апартаментах мне еще не приходилось останавливаться. Даже номер в четырехзвездочном отеле в Токио был всё же попроще.
День пятый — 16 августа. Париж.
На Париж у нас было отведено целых два дня! Много это или мало? Для того чтобы осмотреть хотя бы часть этого прекрасного города, конечно мало! Но когда эти два дня пролетели, и я попытался проанализировать все то, что увидел, то понял, что это очень и очень много!
Поэтому с самого раннего утра нельзя было терять ни часа, ни минуты. После завтрака, уже в восемь часов мы выехали на экскурсию. Впереди был самый насыщенный и интересный день нашего путешествия.
Полчаса в пути, и мы в центре Парижа. Исходный пункт нашей экскурсии — Триумфальная Арка. Этот символ Парижа входит в число обязательных достопримечательностей для посещения каждым туристом. А за год, как говорят, Францию посещает более семидесяти миллионов туристов. По этому показателю она является самой туристической страной мира. Вот и мы влились в этот многочисленный разноязыкий поток. Наш автобус остановился в одном из переулков, и мы жадно приступили к поглощению впечатлений.
Париж: Гуляя по Ситэ
Арка находится на вершине холма Шайо в центре огромной площади Звезды — Этуаль. Площадь названа так, потому что от нее лучами расходятся 12 крупнейших артерий города. Сейчас она имеет другое название — площадь Шарля де Голля. Арку начал строить Наполеон в 1806 году в честь своей Великой Армии. Завершили ее постройку в 1836 году. Прототипом арки была Арка Константина в Риме, но Триумфальная Арка превзошла ее размерами и великолепием. Она имеет почти квадратную форму — высота 50 метров, ширина — 45 метров.
В отличие от римской арки, у нее только один пролет, шириной 15 метров, чтобы под Аркой могли пройти полки. Пилоны Арки украшены огромными барельефами, каждый из которых изображает какой-нибудь фрагмент истории Франции. Наиболее известен барельеф «Марсельеза», который изображает поход волонтеров в 1792 году. Основные победы Наполеона запечатлены в верхних барельефах, а на скульптурных щитах выгравированы названия великих сражений.
В тот год мне было еще не с чем сравнивать парижскую арку, кроме известной московской на Кутузовском проспекте. Я еще не видел ни Арки Константина в Риме, ни Бранденбургских ворот в Берлине. Поэтому я воспринял арку довольно спокойно, только сожалел, что из-за недостатка времени не поднялся наверх, где имеется хорошая смотровая площадка.
Париж: Нотр Дам де Пари
Следующий пункт нашего маршрута — Нотр-Дам — Собор Парижской Богоматери. Туда мы вновь направились на автобусе. Парковка оказалась на значительном расстоянии, поэтому нам пришлось пройти к Собору по одной из узких улочек. По пути нашу публику в первую очередь интересовали обменные пункты и магазинчики.
Надо сказать, что арифметические вычисления при подсчете разности обменных курсов и возможной выгоды от обмена валюты в том или ином обменнике преследовали нас всю эту поездку. Когда я почувствовал, что это отвлекает от основной цели путешествия, то заставил себя не обращать внимания на попадающиеся на каждом шагу таблички с обменными курсами.
Точно также я старался не обращать внимания на витрины магазинов. Только временами раздражался, когда кто-нибудь из нашей группы на несколько минут терялся в обменнике или магазинчике, и вся группа была вынуждена останавливаться и терять драгоценное экскурсионное время. Такие факты являются неизбежными издержками туризма с группой. Наконец, оторвавшись от последнего магазинчика, мы вышли на соборную площадь.
Собор построен на месте христианской базилики, сменившей, в свою очередь, древнеримский храм. Его начали строить в 1163 году, и к 1200 году был закончен фасад, а строительство башен продолжалось вплоть до 1245 года. Окончательный вид Собор приобрел почти через двести лет. Разрушения, вызванные временем, людьми, трагедиями войн, в течение многих веков искажали его первоначальный облик. Во времена Французской революции Собор был под угрозой сноса, но его спасло от этого посвящение богине Разума, культ которой ввел Робеспьер. В 1804 в Соборе короновался Наполеон, а в 1871 году он чуть не погиб от пожара.
При входе в Собор поражаешься размерами внутреннего помещения: почти 130 м в длину, 50 м в ширину и 35 м в высоту. Он может одновременно вместить более 9 тысяч человек.
На соборной площади нам показали символический центр Парижа в виде медной вставки в каменную мостовую. Существует поверье, что если повернуться на ней на одной ноге на 360 градусов, то обязательно еще раз вернешься в Париж. Я проделал эту процедуру вместе со всеми, и, как оказалось, не напрасно — через два с половиной месяца я вновь оказался на этом же месте, благодаря служебной командировке! Но об этом — в другой раз.
Париж: Сен Шапель и Консьержери
Экскурсия в Собор заняла около получаса, и дальше мы двинулись пешком. В нескольких сотнях метров от Собора находится Дворец Правосудия. Это действующий государственный институт — в нем находится министерство юстиции. Поэтому со всех сторон он окружен полицейскими нарядами, кажется, что туристам здесь делать нечего. Но, оказывается, «единый» туристический билет дает право пройти в его внутренний двор. Удобство посещения основных достопримечательностей Парижа по такому билету я понял, когда сравнил цены — разовое посещение нескольких достопримечательностей в сумме существенно дороже, чем по «единому».
Мимо Дворца Правосудия через сводчатый переход мы попали в Сент-Шапель — одну из самых прекрасных готических церквей католического мира.
Эта капелла была построена по заказу Людовика Девятого (Святого) для хранения реликвии Страстей Господних — Тернового венца. Король купил эту реликвию в 1239 году в Венеции, куда она была привезена из Константинополя. Капелла состоит из двух церквей — нижней и верхней. Нижняя церковь высотой 7 метров служит высоким основанием для всей конструкции. От нее поднимаются вверх колоссальные окна верхней церкви, заканчивающиеся стрельчатыми башенками. Крутая наклонная крыша венчается устремленным ввысь шпилем высотой 75 метров. В целом вся конструкция отличается легкостью. Структурные элементы приобретают характер нематериальности, производят впечатление тонкой вышивки, изящного кружева.
Поднявшись по внутренней лестнице, попадаешь из нижней в верхнюю церковь — эту реликвию архитектуры, похожую на драгоценную шкатулку. В церкви один огромный неф шириной 17 м и высотой 20 м. Огромные витражные окна высотой 15 м украшены живописью и освещают церковь потоками окрашенного света. Яркими, «пламенеющими» красками представлены на них библейские и евангельские сюжеты. Всего — более тысячи сцен общей площадью около 600 метров витражного стекла.
Впечатления от церкви Сент-Шапель даже превзошли впечатления от собора Нотр-Дам. Настолько это яркое и удивительное сооружение! Особенно понравилась верхняя церковь с ее прекрасными витражами. При этом — довольно неожиданное наблюдение. Ведь про Нотр-Дам мы знаем с детства, а про Сент-Шапель я впервые узнал только здесь.
Следующей достопримечательностью Парижа, куда мы направились пешком от Сент-Шапель, стал Консьержери.
Консьержери — суровое, величественное здание относится ко времени Филиппа Красивого, то есть к концу XIII — началу XIV веков. Название его происходит от слова «консъерж» — «королевский сановник». С XVI века здание служило государственной тюрьмой. Затем, во времена Революции, его камеры были заняты тысячами граждан, которые проводили здесь последние часы, прежде чем подняться на гильотину. Его называли самой переполненной «комнатой ожидания эшафота».
На нижнем этаже — Зал гвардейцев с мощными колоннами, поддерживающими готические своды, и огромный Зал жандармерии. Этот зал когда-то был королевской столовой, где одновременно могли обедать около тысячи гостей.
Однако любое упоминание Консьержери вызывает в памяти времена Революции. Осматривая камеры и изучая тайны их устройства, мы как бы проделываем путь тех, обреченных на смерть людей. Особый интерес вызывает камера Марии Антуанетты, где королева, презрительно называемая «австриячкой», провела последние дни перед казнью. Утром она сама обрезала свои волосы и села в телегу, чтобы отправиться на эшафот, где несколько месяцев назад был казнен ее муж.
Побродив по темным и мрачным внутренним помещениям, и впитав в себя таинственную обстановку этой парижской тюрьмы с ужасными атрибутами — лестницей на эшафот, гильотиной, мы вышли на солнечную площадь. Мрачные казематы Консьержери стали хорошим контрастом ярким залам Сент-Шапель.
Париж: Центр Помпиду
Дальше мы направились к башне Сен-Жак (Святого Иакова).
Башня, сооруженная в начале XVI века, — еще один яркий образец «пламенеющей» готики. Щелевидные окна, перемежающиеся нишами, венчаются шпилями и башенками, на которых установлены скульптуры. На вершине башни — статуя Святого Жака.
От башни мы вышли к городской ратуше — Отель-Де-Виль. Это красивейшее здание напоминает наше здание ГУМа. После осмотренных «древностей» этот «новострой» XIX века уже воспринимался почти как современное здание.
Отель-Де-Виль находится в центре обширной площади, которая в течение столетий служила местом публичной казни. В настоящее время здесь размещается городской Муниципалитет. Раньше, в XVI веке на этом месте находилось здание в стиле ренессанс. Но оно сгорело в пожаре 1871 года, во время сражений, которые привели к падению Коммуны. Современное здание построено в том же стиле спустя десять лет. Весь комплекс с его павильонами, увенчанными куполами в форме усеченных пирамид, и с множеством статуй, расставленных повсюду, внушителен и оригинален. Действительно, на четырех фасадах насчитывается 136 статуй, а на террасе крыши — статуя Этьена Марселя — главы гильдии парижских купцов. Зачинщика беспорядков, сотрясавших Париж еще в XIV веке. В течение столетий здание было свидетелем важнейших исторических событий. Наиболее трагическое из них приходится, пожалуй, на утро 27 июля 1794 года — Девятый День Термидора. Робеспьер заперся в ратуше. Когда солдаты Конвента ворвались в комнату, Робеспьер пытался выстрелить себе в горло из пистолета, но только ранил себя в челюсть. Он был схвачен и утром следующего дня казнен.
От Отель-Де Виль мы прошли к Центру Помпиду. Поражаешься смелостью французов строить такие, несуразные на первый взгляд, здания-сооружения. Но когда-то такой же несуразностью в конце девятнадцатого века казалась всем Эйфелева башня! Центр Помпиду был построен 1977 году как большой культурный центр для всевозможных выставок. Здание часто называется «городской машиной». Оно кажется незаконченной стройкой с лесами и трубопроводами, обрамляющими здание. Национальный музей современного искусства занимает три верхних этажа.
Мы поднялись наверх по эскалатору. Смотреть экспозицию, не было ни времени, ни, честно говоря, желания. Поэтому я полюбовался черепичными крышами Парижа и спустился на площадь, где толпилась разноязыкая толпа, играл шарманщик, доносились вкусные запахи. Рядом с Центром находится оригинальный, красочный и забавный фонтан «Тингелли» — скульптора — кинетика. Такой фонтан, в отличие от привычных нам статических фонтанов, имеет движущиеся фигуры — источники водяных струй. Поэтому динамическая картинка разбрызгивающихся струй получается довольно занятной.
Рядом с Центром Помпиду находится Форум Центрального рынка, который тоже был построен в конце 70-х на месте располагавшегося здесь когда-то огромного рынка, названного Эмилем Золя «чревом Парижа». Нас распустили на обед, поэтому я спустился вниз на рынок, где нашел «Макдональдс» и относительно недорого пообедал. Через несколько лет точно такое же сооружение появилось в Москве в виде магазинов под Манежной площадью. Однако тогда подземный торговый комплекс был мне в новинку, и дополнил ощущение «такого разноцветного капиталистического мира».
После обеда мы вновь собрались вместе для продолжения экскурсии. В число достопримечательностей организаторы включили музей парфюмерии фирмы «Фрагонэ». Там мы прослушали лекцию о французских духах, а желающие смогли ими отовариться. Музей находится рядом с оперной площадью. Это позволило нам полюбоваться величественным зданием Гранд-Опера.
Крупнейший в мире оперный театр вмещает более 2000 зрителей. Это одно из самых красивых зданий Парижа, построенное в прошлом веке, поражает обилием декоративных элементов, характерных для той эпохи.
Сейчас на площади Бастилии построено новое здание Оперы в модернистском стиле. Поэтому в старом здании остался только балет. Нас вновь посадили на автобус и повезли в Лувр. Здесь мы получили свободу до самого вечера.
Париж: Лувр наедине с Моной Лизой
Лувр был первоначально построен в XIII веке как крепость, где Филипп Август хранил королевскую казну и документы. В следующем веке Карл Пятый Мудрый сделал крепость более пригодной для жилья, превратив ее в свою резиденцию и разместив там библиотеку. Но после этого Лувр долгое время не использовался в качестве королевской резиденции. Короли предпочитали Замки Луары. В 1546 году Франциск Первый внес большие конструктивные изменения в прежний проект в соответствии с требованиями Ренессанса.
При Людовиках XIII и XIV продолжалось постоянное расширение здания, закончившееся постройкой Восточного фасада с колоннадой, а также окончательным формированием Квадратного двора, обильно украшенного декоративной скульптурой. Однако пришла очередь Версаля, куда был перенесен королевский двор, и Лувр почти на сто лет пришел в запустение. Его даже хотели снести. При Наполеоне было построено северное крыло. В пожаре 1871 года был уничтожен соседний Дворец Тюильри, построенный Марией Медичи, и Лувр приобрел тот облик, который он имеет по сей день.
Собрание книг в Библиотеке, основанной Карлом Мудрым, было безвозвратно потеряно, но в XVI веке Франциск Первый стал собирать коллекцию художественных произведений, которая стала ядром самого замечательного собрания картин. С 1793 года картинная галерея стала общедоступной. Непонятно как, но французы догадались сделать вход в музей из стеклянной пирамиды, находящейся во дворе. Такое «новаторство» предложил и выиграл конкурс американский архитектор китайского происхождения.
Структура музея такова: по вертикали он имеет четыре этажа — один подземный и три надземных, по горизонтали музей включает — три раздела. Они называются «Ришелье», «Денон» и «Сюлли». На подземном этаже — древнее искусство Вавилона, Египта, французская и итальянская скульптура, а также музей истории Лувра.
На первом этаже — Месопотамия, древний Иран, Древний Египет, христианский Египет, греческое, этрусское и римское искусство, продолжение скульптурной экспозиции. На втором и третьем этажах — живопись и объекты искусства Италии, Испании, Франции, Фландрии, Голландии, Германии.
Ясно, что осмотреть музей за один день невозможно. Поэтому, ориентируясь по указателям, такие как я, торопливые туристы, в первую очередь находят Джоконду. Это портрет молодой неаполитанки Моны Лизы, вышедшей замуж за флорентийца Джокондо. Леонардо да Винчи написал его в 1503–1505 годах. Он возил его с собой, пока не продал королю Франции Франциску Первому.
Я до сих пор не могу понять, что случилось со мной в тот вечер, когда я оказался перед Моной Лизой. То ли на меня так повлияли яркие впечатления и краски дня, то ли мое психологическое состояние оказалось подготовленным к сильнейшему эмоциональному взрыву? Но произошло чудо!
Когда я увидел портрет через головы десятков толпившихся возле него людей, я неожиданно почувствовал, что Мона Лиза смотрит именно на меня, и только на меня, никого другого вокруг себя не замечая. Я обомлел… Настолько сильным оказалось это впечатление, что я даже не стал близко подходить к картине — встал напротив и любовался издалека. Я пытался проанализировать свои эмоции, но на глазах откуда-то навернулись слезы. Какая-то мистика! У меня сложилось такое впечатление, что все это время Мона Лиза ждала именно меня, а я об этом даже не знал — пришел почти случайно, а она смотрит укоризненно и молчит… Так я простоял около получаса, пока не успокоился. С трудом я заставил себя продолжить осмотр других залов.
Каждому туристу обязательно надо «отметиться» возле Венеры Милосской, которую принято считать символом женской красоты. Мраморная статуя была создана в конце второго столетия до нашей эры и была найдена на греческом острове Мило в 1820 году. Еще один шедевр древнегреческого искусства — Ника Самофракийская. Однако эти шедевры эллинской культуры уже не произвели на меня большого впечатления, — я был переполнен мистической Моной Лизой!
Париж: По Сене на кораблике
Закончив экскурсию по Лувру, я оказался предоставленным самому себе. Еще утром я заметил романтичные речные трамвайчики, проплывающие по Сене. Поэтому я наметил на вечер речную прогулку по Сене. Со мной напросилась попутчица. На станцию отправки речных трамвайчиков мы отправились через сад Тюильри.
Сад Тюильри простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия. Арка Карусель была построена в начале XIX века в честь побед, одержанных Наполеоном. Колонны из красного и белого мрамора обрамляют три ее пролета, а каждая из сторон богато декорирована барельефами. В центре, наверху были установлены четыре бронзовых коня, которых Наполеон приказал снять с Собора Сан Марко в Венеции, куда они были возвращены позднее. В настоящее время Арку венчает бронзовая квадрига со статуей Мира.
Прогулявшись по парку Тюильри, мы вышли на площадь Согласия — Пляс-де ла Конкорд.
Первоначально она была посвящена Людовику Пятнадцатому, конная статуя которого возвышалась в центре площади. Этот памятник был уничтожен во время Революции. На его место водрузили гильотину, под нож которой попали головы Людовика Шестнадцатого, Марии Антуанетты и Робеспьера. Окончательный вид площадь приняла в 1840 году, когда в ее центр водрузили египетский обелиск из Луксора, подаренный королю Франции египетским пашой. Он имеет 23 м в высоту и украшен иероглифами, которые знаменуют славные деяния фараона Рамзеса Второго. Восемь статуй — символов главнейших городов Франции — возвышаются по углам площади. По обе стороны от обелиска находятся фонтаны, сооруженные по образцу Площади Св. Петра в Риме.
Мы подошли к причалу речных трамвайчиков, купили билеты и уселись на верхней палубе. Народу было довольно много, причем в основном — иностранцы. Жара уже спала, приятно обдувал речной ветерок. Я приготовился обозревать знаменитые парижские мосты.
Самый красивый мост через Сену — мост Александра III. Он соединяет Эспланаду Инвалидов с Елисейскими полями. Мост построен в 1896–1900 годах и носит имя российского царя, сын которого Николай II открывал мост. Построен он в память о заключении франко-русского соглашения. Гирлянды цветов, нарядные фонари, окруженные амурами, аллегории кораблестроения образуют богатую декорировку моста. На двух пилонах правого берега представлена Франция средневековая и Франция современная, на таких же пилонах левого берега — Франция эпохи Ренессанса и Франция эпохи Людовика XIV. Как символ союза Франции и России, аллегории Сены и Невы украшают два пилона, расположенные у входа на мост.
Самый старый мост — Понт Нёф означает «новый мост». Он был построен в 1607 году при Генрихе IV. «Новой» для тех времен была его конструкция с двумя громадными арками. Здесь открывается прекрасная панорама на Сену, поэтому мост стал как бы балконом, перекинутым через реку. Здесь всегда собирается много гуляющего народу. От моста Турнель открывается вид на Нотр Дам.
Из репродуктора вещал экскурсовод на четырех языках — французском, английском, немецком и японском. На русском здесь пока не вещают. Но только пока… Уже темнело, ярко красный закат подсвечивал речную гладь и набережные. Вскоре включили подсветку.
Я вновь погрузился в сентиментальные восприятия, напевая про себя замечательную песню Сергея Никитина на слова Дмитрия Сухарева «Напоследок — дурацкий круиз. По прекрасной и грязной реке. Вдоль прекрасных и грязных, и грязных мостов. Мимо вечных каштанов!»
И в этот момент произошло еще одно чудо! Второе за один день! Вдруг на набережной я заметил бегущую немецкую овчарку по цвету и фигуре очень напоминающую нашу старшую собаку — Милисету. Я страшно удивился, но решил, что это удивительное совпадение. Но каково же было мое удивление, когда вслед за ней я увидел еще одну бегущую овчарку, которая была вылитая дочка Милисенты — Инесса. Опять мистика! Неужели мои собаки каким-то чудом «перенеслись» в Париж, чтобы я их увидел и вспомнил?
Мы проплыли ярко подсвеченную Эйфелеву башню, статую Свободы. Как известно, в Нью-Йорке находится только копия этой статуи. Оригинал значительно меньше, и, к сожалению, не так знаменит как американская копия, ставшая символом Америки.
По Парижу в Мальмезон в отель
Часовая прогулка подошла к концу. К назначенному часу мы прибыли к ожидающему нас автобусу, и около полуночи были дома в своем отеле. Шестнадцать часов незабываемых впечатлений! Попав домой, я вновь насладился комфортом своих замечательных трехзвездочных апартаментов.
Мои видеоролики о первом дне в Париже