Продолжаю отчет о поездке в Узбекистан. Сегодня рассказ про поездку в загородную резиденцию эмира. Она интересна смешением стилей, так как последний эмир, получив образование в
России, то и резиденцию он строил на европейский лад, но элементы и целые помещения в старом стиле тоже остались. Впрочем, такой смеси европейского стиля с восточной роскошью и великолепием, которые мы видели в некоторых дворцах в
Индии, например, в Гвалиоре - ему очень далеко. А начнется рассказ не с резиденции эмира, а с интересного сооружения в самой
Бухаре - Чор-Минор, четыре минарета, к которому мы заехали по пути.
Впрочем, открою пост я фоткой, показывающей, как разные традиции причудливо проникают друг в друга и смешиваются. Этого коня я увидел у художника, создающего картины на шелковой бумаге в традиционном стиле. Но этот конь - он совершенно другой, составлен из фигур животных. Мне по ассоциации вспомнился Джузеппе Арчимбольдо, составлявший портреты из фруктов.
Для начала, все-таки, будет пара фоток из отеля. Про совершенную неожиданность в виде отеля Kavsar Boutique в старом еврейском доме, которому уже 400 лет я писал в первом посте из Бухары. Просто только на второй день, выйдя на завтрак, мы обнаружили красивый зал, тоже оформленный в старом стиле. В первый день завтрак был во внутреннем дворике и я был уверен, что так принято. А тут - такой сюрприз. Почувствуй себя - не старым евреем, нет - а жителем дворца прошлого века. Путь даже скромного дворца.
А теперь - вперед, на экскурсии. Чор-Минор расположен в середине местного квартала с узкими улочками. Поэтому bs оставляем машину, переходим арык - и идем.
В квартале дома - очень разные, есть и старые, еще с глинобитными стенами из глины с соломой на деревянном каркасе, есть новые, кирпичные. В общем, как везде, все в разном положении, и одни обновляют и ремонтируют квартиры, покупают новые, а другие - живут как есть. Кстати, мода на глинобитные стены может еще и вернуться - как на более экологичное жилье, особенно по вентиляции. Только вряд ли он будет столь дешевым - нужно же хорошее дерево на каркас :)
Кто-то устроил двери с металлическими украшениями.
А вот показались минареты.
Рядом кипит стройка, разбирают старый дом, чтобы построить новый. Можно увидеть, как устроена стена.
А мы - дошли. В начале 19 века жил богатый купец в этом квартала, у которого было четыре дочери. Он их всех выдал замуж, остался один, без наследников. И построил Чор-Минор, небольшое медресе, с четырьмя минаретами в честь дочерей. Само здание - это мечеть, а справа и слева пристроены жилые комнаты. Мы сейчас смотрим с заднего входа, перед которым небольшая площадь, а передний закрыт частными домами.
Рядом - немного зелени
Напротив, как водится в Бухаре - небольшой набор сувенирных магазинчиков.
Внутри Чор-Минор сейчас - тоже магазинчик, но можно подняться на следующие этажи и посмотреть вокруг.
Наверх ведет узкая лестница.
Центральный зал на втором этаже.
Из него можно выйти во все минареты.
В одном из них, через люк, можно заглянуть наверх - там еще несколько этажей.
А это - в других.
Поднимаемся еще на этаж, выходим на крышу, смотрим вокруг.
Сама конструкция крыши и купола - из камней, в один слой. Никакой специальной гидроизоляции не нужно - снег не лежит и дожди очень редки.
Это - крыша корпуса для жилья. Старые крыши - они все купольные.
Старая решетка закрывает какой-то проход.
Спускаемся, возвращаемся к машине. И едем в резиденцию эмира. Наш путь лежит через новую Бухару. Там сначала идет панельная застройка советского периода, а потом - и более современные коттеджи. Традичция жить в большом доме нескольким поколениям сейчас уходит, молодые хотят жить отдельно. Для этого жилье надо покупать, можно - в старой Бухаре, можно - в новых районах. В зависимости от кошелька и предпочтений. Гид говорит, что существенной разницы по ценам в старой Бухаре и новой - нет, зависит от самого жилья. А еще - от планов хозяина, если дело связано с туризмом, то старый город - предпочтительнее. А есть еще поселки типовой индивидуальной застройки в ипотеку. Многоквартирных домов сейчас не строят. А население Узбекистана - растет.
Приехали. Вход в резиденцию эмира. В отличие от традиционного стиля, много темно-красного цвета в мозаике. В Узбекистане его не употребляют, считая жарким и предпочитая холодные цвета. А на сервере - наоборот, и эмиру он нравился.
Это, типа, арабская надпись. В общем-то видно, что вычурные сложные мозаики уже создавать ленились. А, может, это тоже дань моде, этакий примитивизм.
Внутри гуляют павлины. Говорят - прямые потомки тех павлинов, которые были при эмире. При том, что павлин живет 40-60 лет - не такие уж и далекие потомки. Внуки :)
На территории - продажа народных промыслов. Но это тоже часть музея, потому что одна из его составляющих - как раз декоративно-прекладное искусство. И, что интересно, в Бухаре в очень многих местах продают сами мастера.
Проходим на следующий двор.
Снова парк и павлины.
А это - основной дворцовый корпус. Построен буквой П из нескольких разнотипных зданий. Через ворота мы вошли, к ним пристроен большой диван, адальше - европейская часть.
Заходим внутрь. Оформление и мебель - смешанные.
На мозаике над зеркалом - сова.
Комната в торце - многочисленные окна выходят на все стороны.
Китайские вазы - подарок китайских и японских императоров эмиру. На этой дамы играют в бадминтон прямоугольными ракетками.
А здесь - суровые восточные мужчины.
Карта каких-то земель.
Следующий зал с зеркалами и витражами.
Шкафчик слева - стеклянный холодильник. На нижнюю полку ставили лед, а открывался он сверху.
Роскошный потолок в том же зале.
Серебро - кувшины, шкатулки.
Шахматный столик эмира. Это уже следующий зал.
В каждом зале - сложены печи. Зачем печи в летней резиденции в Бухаре? А чтоб чувствовать себя по-европейски. И вот что-то этот эмир со столь слепым подражанием Европе начал мне напоминать кое-кого из современных подражателей.
Потолок.
Громадный футляр для Корана, подарок России.
Навершие зеркала. Сверкает серебром. а через фигурные завитки - льется свет из окна.
Еще один зал - приемный покой перед тронным залом.
А это - тронный зал. В него зайти не дают, только заглянуть. Из-за разницы освящения не верится, что фотки сделаны практически подряд...
Весь дворец покрыт лепниной, и здесь - фотография мастера, который это делал и его инструменты.
Выходим на улицу. Это - львы перед крыльцом. Тоже сделаны "по образу" петербургских.
Могучий дуб, почти 150 лет (на табличке написано 147 и год - не указан). Ствол и крона.
Идем по парку.
Выходим к отдельному корпусу, который был предназначен для гостей эмира. Сейчас в нем выставка старой одежды.
Женские халаты. Их сохранилось куда больше, чем мужских. Потому что у женщин вообще вещей больше, так было всегда :)
А это - паранджа. Непременный предмет на любой выставке, где есть одежда. Одевали на голову, спереди - жесткая сетка из конского волоса. По ложным рукавам сзади можно было определить, замужем ли женщина - у замужних их сшивали. А по кисточкам - число детей. Впрочем, здесь этого не видно.
Шапки.
Халаты с разными геометрическими узорами. Такие тоже были.
Тюрбаны.
Еще один зал. Оформление залов - красиво.
И еще халат.
А это - женские тюбетейки. Со специальным кармашком, куда заправлялись волосы.
Парадный зал, где гости ели. Здесь выставлены халаты самого эмира. Тяжелые, расшитые золотом.
А также его обувь и пояса.
А это - изящный столик.
Роскошный потолок.
Снова выходим на улицу. Вокруг продолжается парк, цветут розы. Но на голой замле они почему-то не выглядят столь привлекательными, как в Европе.
Мастер продает миниатюры на шелковой бумаге. Именно его работа открывала пост, а здесь можно увидеть остальное, в традиционной манере. Мастер тоже здесь, пока туристов нет - он рисует.
Шелковую бумагу сейчас, кстати, не делают. Ее берут из старых книг, рисуя на обороте или на широченных полях, если надпись соответствует рисунку, например, представляет стихотворение о любви. А шелковая она не потому, что из шелка, а потому, что из коры шелковицы, листьями которой питаются шелковые коконы.
Боковая дорожка в сад.
А мы идем дальше, к следующим зданиям. А пока - вид на дворец, назад.
Павильон у рядом с водоемом. У подножия раскинулась выставка сюзане, здесь же показывают изготовление.
Их вышивают крючком и это - довольно трудоемкая работа. Боюсь, что в наш век машинной вышивки и по мере поднятия уровня жизни она обречена. Нет, кончено. отдельные мастерицы сохранятся еще долго. Только дело в том, что реально красивую штуку может создать только та, кто отдала этому много лет, сделала множество вещей и получила необходимый опыт. А этого у них не будет. Так происходит с любым ремеслом, то. что остается в виде народных промыслов - деградирует, это хорошо видно в европейских музеях на примерах кружев - пик мастерства был в 16-17 веках, а потом идет постепенная деградация.
А это - сам водоем. На другом берегу, за оградой - здание санатория. В этой зоне их много. Пока ехали, мы видели довольно много санаториев и больниц вдоль дороги, окруженных большими парками. Говорят, в некоторых из них лечится довольно много больных из России, которым полезен местный климат.
А это наоборот, вид с другой стороны водоема на павильон с балкончиком и здание рядом. В здании жили эмирские жены, и они купались в водоеме. А эмир, говорят, имел обыкновение кидать им яблоки, и если кто-то ловил - награждал.
Выходим к какому-то заброшенному строению. Оказывается, это - старый въезд в резиденцию, давно закрытый. Он не реставрирован. Зато внутри можно посмотреть старые аутентичные конструкции.
Старые толстые ворота.
Дальше начинаются коттеджи местных жителей. Сейчас загородная резиденция - в черте Бухары. Но застройка - коттеджная.
А мы возвращаемся назад через весь парк к основному выходу. Последний взгляд на дворец.
Памятник Усто-Ширин Мурадову, инструменты которого мы видели во дворце.
Сюзане, розы и павлины.
А вокруг - живут люди в своих домах, современных и не очень.
На этом репортаж о загородной резиденции эмира заканчиваю. Продолжение следует. Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.