После загородной резиденции эмира у нас была довольно длинная поездка по разным
достопримечательностям Бухары вне ее старой части - пара мавзолеев в парке, один из которых принадлежит библейскому Иову, музей водоснабжения, построенный вокруг колодца-источника,который этим Иовом был открыт, местный рынок, не исторический, а вполне современный, старый некрополь с множеством гробниц, включая гробницы близких родственников пророка Мухаммеда, музей Ходжаева - одного из первых комиссаров
Бухары и Узбекистана, репрессированного в 30-е, дом которого представляет характерные детали для домов того времени, включая разделение на мужскую и женскую части, и даже заехали на меховую фабрику, а закончилось все ужином в кафешке...
Обо всем этом и будет последовательный рассказ. А начну я его с фрески, которая напоминает, что вода - основа жизни.
Источники и мавзолей Иова расположен в городском парке. Там работают детские аттракционы, включая старое доброе колесо обозрения. Оно тоже действует. А аттракционы есть и старые и относительно новые.
Идем через парк.
Размечена дорожка для каких-то стартов.
Куст весь усыпан цветочками
Первый из мавзолеев - мавзолей Саманидов. Третье из зданий Бухары, сохранившихся после разрушения города Чингиз-ханом. Другие два мы уже видели. Это старая мечеть, которая во время нашествия то ли была закопана, то ли сама более чем наполовину ушла в землю и Чингиз-хан ее просто не заметил. И Бухарский минарет, посмотрев на который от подножия Чингиз-хан так запрокинул голову, что шапка с нее слетела, а когда он ее поднимал - то невольно минарету поклонился и потому велел не разрушать. А этот мавзолей, как и мечеть, тоже пережил Чингиза, потому что был в центре множества захоронений, и тоже почти ушел под землю. Сейчас он на поверхности, но это потому, что земля вокруг снята, он стоит в углублении. Но вообще-то он не только пережил Чингиза,но и дожил в безвестности аш до 20 века, когда его неожиданно нашли и расчистили. Что вполне может означать, что не столь уж он и древен. Но официально он - гробница династии Саманидов, в которой похоронено несколько идентифицированных представителей.
Внутри нас встречает кошка.
А это - основная гробница мавзолея.
Идем дальше. Пустые арыки, лавочки в тени.
Небольшой центр ремесел, потому что место - бойкое, хотя и не такое как в центре. Красивые шелковые халаты.
Мастерская по чеканке.
Получаются такие вот красивые изделия.
А это уже керамическая мозаика и тарелки.
Это - новое здание, какой-то культурный центр, стилизованное под старину.
Окружено геометрически подстриженными деревьями.
А это - второй мавзолей. Воздвигнут над источником, который забил в этом месте от удара посоха библейского пророка Иова. Тот путешествовал в этих местах, местные жители пожаловались на отсутствие воды - и пророк сделал им воду. Сам пророк, по легенде, тоже похоронен в этом мавзолее. Но нынешний мавзолей с библейских времен не сохранился, он построен в 14 веке по приказу Тимура.
Сейчас внутри музей воды (или водоснабжения?). У входа - фреска, та, которая открывала пост. Вот она немного в другом ракурсе, видны разложенные сюзане.
Модель колеса, с помощью которого забирали воду из арыков. К колесу привязаны глиняные кувшины под углом,так, чтобывода из горлышка выливалась в сторону - на подставленный желоб или емкость. А на заднем плане - схема ирригационных каналов Бухарской области.
Когда мы пришли - музей пустовал и сотрудники отдыхали.
А это - тот самый древний колодец. Он до сих пор действует,можно набрать воды, она - питьевая. Ее поднимают ведрами и для питья - наливают в бак, который на переднем плане, а из него через краники можно набирать себе.
Под зеленым покрывалом - чья-то гробница. По легенде - Иова. Внутрь зайти нельзя.
Купольный свод.
Модель и схема путевого колодца-водоема на караванном пути. Хотя снаружи выглядит как относительно небольшой купол, внутри сооружение значительно больше и включает большой водоем, заглубленный в землю. Схема сделана с реального водоема в мечети в самой Бухаре, но на караванных путях было устроено аналогично.
Город Бухара в окружении реки и каналов. Видно, что их довольно много, местность раньше была болотистой, а город расположен как бы на острове. Впрочем, это было давно, когда город снабжала водой река Зеравшан. Река берет начало из ледников Памира, спускается с гор, и течет к Аму-Дарье через
Самарканд и Бухару. Вернее, текла. Сейчас до Самарканда она еще доходит, снабжает город водой, а дальше - теряется в песках. Ну, если точнее - ее всю постепенно забирают на поливные каналы. А Бухара уже снабжается водой из Аму-Дарьи, которую гонят трубами, поднимая в пути на 64 метра. Поэтому при перебоях с электричеством воды в городе тоже нет.
А это уже историческая схема водоемов и арыков в самой Бухаре, их было более 80. С появлением водопровода нужда в таком большом количестве водоемов отпала, и сейчас сохранилось немного.
Инвентарь водоноса. Водоносы разносили воду от водоемов всем желающим в кувшинах и мешках, такой мешок висит в витрине.
Выходим и идем на рынок. Взгляд на мавзолей с другой стороны. Он не маленький, а купола - весьма причудливы.
Рынок. Овощи и фрукты, мясо и молоко, специи и сухофрукты и многое другое под просторными навесами. Восточной толчеи и скученности - нет.
Это здание рынка - новое, но построено в старом стиле.
На рынке торгуют не только в розницу, но и оптом, но эта часть - на задворках и компактная. Например, здесь - оптовая торговля рисом.
Эта часть прогулки закончена, и мы едем в дом-музей Файзуллы Ходжаева, одного из революционеров-руководителей Бухары и Узбекистана.
Приехали. Окрестные строения.
И вход в музей.
Как и многие борцы за коммунизм, он - не из рабочих или крестьян. Он родился в семье купца, и его дом был довольно большим. Музей в нем посвящен не только Ходжаеву и его судьбе, но и показывает типичную обстановку и планировку богатых домов начала 20 века.
Внутри ограды - довольно большой зеленый сад, но он не был частью дома.
Памятник.
Жилые строения, сейчас там выставка сюзане - национальной вышивки, я о ней подробнее рассказывал в посте о загородной резиденции эмира.
А это через мощеный каменный двор пробивается цветочек.
Уже внутренний двор. Здоровый айван - навес на колоннах. Был в каждом доме, хотя, конечно, разных размеров. Под ним устанавливали топчаны и отдыхали, пили чай и вообще мужчины проводили тут большую часть дня.
А это уже следующий внутренний двор, женский. Здесь тоже большой айван по периметру.
Внутренние комнаты. Типичное убранство того периода. Оформление сильно напоминает комнату в отеле - те же ниши и полочки. Я думал, это еврейский стиль, потому что наш отель устроен в 400-летнем здании в еврейском квартале), оказывается - нет, общий стиль того времени. Полы застелены коврами.
Сундук при входе.
Жаровня с углями.
Еще один сундук. В таких хранили приданное, такие сундуки с материей семья жениха дарила невесте на помолвку, а к свадьбе невеста шила из материи множество платьев. Обычай сохраняется до сих пор, нам рассказывала гид в Самарканде по опыту своей семьи - и у нее есть свадебный сундук, и невесте брата они сейчас дарят. А на сундуке - матрасы.
Еще одна комната. На переднем плане - колыбелька, вдали - граммофон.
В углу - портрет Ходжаева.
Снова выходим во дворик, идем в следующий ряд комнат.
Вдоль стен стоят столики, представлены национальные костюмы.
Роскошный лев грызет оленя.
Занавески на двери. Керосиновая лампа того времени на высокой подставке - торшер.
Национальные халаты и костюмы. Их можно надеть и фотографироваться.
Уголок для переодевания.
Роскошные вазы.
Семья Ходжаева. Фотография 1937 года, незадолго до ареста. Он был арестован в
Москве во время поездки, а семья в то же время - у себя дома. Дом обыскивали, искали подтверждения в связях с троцкистами - Ходжаев был одним из обвиняемых на процесса с Бухариным и Рыковым и расстрелян. Семья - сослана в Сибирь, после реабилитации при Хрущеве вернулась только внучка, жила в
Ташкенте, недавно умерла.
Каменное панно во всю стену.
Детское платье.
Двухэтажный холл.
Мемориальная комната жертвам репрессий. Естественно, Ходжаев был не единственным - репрессии шли по всей стране, и не по национальному признаку - репрессии 37 года убирали старую партийную элиту с дореволюционным прошлым, которая была слишком независима в суждениях и действиях.
Кухня. Старая кухонная утварь - казаны, котлы, весы и национальные рецепты.
На дворе - колодец. Был не в каждом доме, но здесь - был, и до сих пор действует.
Проходим через зеленый двор и уезжаем.
Заезжаем на меховую фабрику, пока она не закрылась. Это было в наших планах - шуба из каракуля. Зимы в Среднем Азии с холодным пронизывающим ветром суровые, температура около нуля, но может опускаться и до минус 20. Поэтому шубы шьют хорошие. Но лучшие барашки уже не местные, а привозные - из Афганистана. Готовой шубы нужного размера не нашлось, но за четыре дня ее сшили и передали через нашего гида в Хиву. Зато на шубу можно было подобрать конкретные шкуры. Кроме шубы сшили беретик, а из остатков шкур - клатч и чехольчик для телефона. И надо отметить особенности взаимоотношений и договоров. Все на доверии. Мы оставили за шубу полную предоплату наличными - под репутацию гида, который привез нас на эту фабрику и который знает хозяина. Без всяких квитанций и договоров. И в Хиве - получили шубу. Доверие и репутация - работают.
Территория фабрики - зеленая. И растет виноград, спелый - мы сорвали прямо с лозы и тут же помыли. А внутренние помещения я почему-то не сфоткал.
А мы едем в некрополь Чор-Бакр. Это комплекс захоронений, которые возникли вокруг могил четырех братьев - близких родственников, а может даже сводных братьев пророка Мухаммеда. Вход в комплекс и план-схема на стене.
Внутри - довольно большой двор-сад, за которым мечеть, медресе и ханака. Ханака - это такое специальное здание в котором жили дервиши. Их тоже было довольно много в Бухаре, как и самих дервишей. Впрочем, дервиши не жили все время на одном месте, они странствовали из города в город. Но все это было в прошлом, дервишей уже давно нет. Обходим вокруг, снимая с разных ракурсов.
Мечеть - действующая. Внутрь не заходим (хотя это можно), заглядываем через двери. Она - очень большая. Весь пол покрыт индивидуальными молитвенными ковриками, стрелки указывают направление к Мекке - именно по стрелкам молитвенный коврик и отличается.
А это - еще один молитвенный зал, по-моему, это центральный зал медресе, где не только молились, но и учились.
Продолжаем путь.
И вступаем в некрополь, который раскинулся вокруг. Надо отметить, что здесь не просто надгробия, это - реальные могилы, захоронения. В Бухаре очень неглубоко залегают подземные воды, поэтому мертвых не предавали земле, а хоронили в таких каменных гробницах. И сейчас, кстати, тоже могилы делают очень неглубокими, а сверху заливают плитой, чтобы собаки не добрались до мертвых.
Путь к наиболее почитаемым гробницам родственников пророка.
Один из мавзолеев внутри.
А здесь сохранилось немного облицовки гробниц.
В этом невысоком каменном столбике до сих пор жгут огонь. Гид утверждает, что это делают нынешние последователи зороастризма, который тоже сохранился в этих местах.
Еще мавзолей.
Дерево с ягодами боярышника. Утверждается, что они помогают от давления.
Еще гробницы.
Выходим. В воротах замечаю. что живут гигантские осы.
Экскурсии завершились. Гид завозит в кафешку рядом, утверждает, что в нем делают самый вкусный в Бухаре бараний шашлык на косточках. Вообще, в отличие от Самарканда, где мы с самого начала попали в хороший и изысканный ресторан Самарканд недалеко от отеля и именно в нем ели, в Бухаре нам гид рекомендует не туристические заведения с местной кухней. Там вкусно и раза в три дешевле, хотя и просто. Мы освоили ачичок - местный салат из помидоров с луком и сузьму - нечто среднее между сметаной, творогом и простоквашей, обычно едят ее с хлебом, а мы использовали в салатах. И здесь ели вкусный шашлык - и на косточках и кусковой. Еще делают шашлык из фарша, намазывая его на палочку, это мы пробовали накануне. Запиваем все это чаем и компотом. А само заведение - просто придорожная кафешка на трассе, останавливаются не только местные. но и дальнобойщики.
На этом заканчиваю рассказ про второй день в Бухаре. Продолжение следует.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.