Если характеризовать
Ташкент кратко, то это - город, восстановившийся после землетрясения. Как
Самарканд - город Тимура, а
Бухара - город купцов. Ташкент напоминает
Минск, который полностью практически построили заново после войны. Так и Ташкент не восстановили в прежнем виде, а построили заново после 8-бального землетрясения 1966 года, практически полностью разрушившего центральную часть. Широкие прямые проспекты, много зелени.
Что интересно, несмотря на силу и разрушения, погибших было очень мало, 8 человек. Потому что землетрясение было ранним утром, когда в административных зданиях почти никого не было, а глинобитный жилые дома не были полностью обрушены из-за вертикального характера толчков, у некоторых даже устояли деревянные каркасы. При этом сохранились сталинские правительственные здания, и значительно сохранилась старая часть русского Ташкента 19 века - подобно Самарканду, русские в 19 веке построили свои дома на ранее пустых землях рядом со старым глинобитным городом. И в результате мы имеем единый город, в котором деление на старую и новые части носит исторический характер, и не видно по застройке.
И начну я рассказ про Ташкент именно с Ташкента современного, хотя мы там были в последний день поездки. Сейчас город - живет вместе со страной. А страна, Узбекистан - в целом развивается, есть четкое ощущение, что идет восстановление экономики после провала, связанного с распадом Союза. Да, сильная административная составляющая, два курса валюты - официальный и черный, различающиеся почти вдвое: 2700 и 4900 сум за доллар. Но такой разрыв - в последний год, раньше было 10-20% и связан он с кризисом в
России - существенная часть экономики завязана на рубль, и черный курс на это отреагировал. Но при этом - строятся новые дороги, жилье, много коттеджных поселков в ипотеку. И от общения с местными ощущение развития, жизни, а не застоя и стагнации. Да, есть беспокойство - что будет после Каримова, получится ли у него обеспечить преемственность, как сделал Ельцин в России. Но это - будущая проблема, а не настоящая. Вообще в Узбекистане решают проблемы любопытно. Например, раньше надо было откупаться от службы в армии, как и много где в СНГ. А теперь - наоборот, дают взятки за то, чтобы попасть в армию. Потому что это перестало быть обязательным, но на госслужбу, включая силовые ведомства без этого не берут - а многим такая возможность кажется перспективной, во всяком случае отказываться от нее не хотят - и идут в армию, чтобы отслужить и закрыть вопрос.
Ташкент строила вся страна. Только вместо сталинских зданий, как в Минске были панельные 9-этажки. Но фасады - не типовые, строители стремились оформить их в оригинальном стиле, от разных республик и городов - по-разному. И на фасадах сохранились надписи от ленинградских, киевских, уфимских и других строителей. Кстати, много строителей осталось в Ташкенте, его население выросло в полтора раза. А сейчас в городе живет 2.4 миллиона.
А начну я пост с этой замечательной конструкции из летящих аистов. Она - прекрасна.
9-этажки, построенные после землетрясения - стоят. Местами нуждаются в косметическом ремонте - 60 лет прошло, но это не страшно. Более того, я не сразу понял, что наиболее сильное впечатление потребности в ремонте производят балконы и лоджии, которые в 90-е каждый стеклил индивидуально, где-то закладывая проемы кирпичом или чем-то еще, и именно эта кусочность дает впечатление потребности в ремонте. Вот одна из них, и если присмотреться, то разнородность остекления лоджий - видна.
А здесь фасад уже более современное здание. А торцом слева стоит панельное, и видно, что этот глузой торец тоже оформлен.
А здесь на старых зданиях - свежая реклама, приметы современности.
Но таких кадров у меня немного, потому что мы видели это, проезжая по городу на машине, там не очень-то поснимаешь. Здесь - трамвай. Его сейчас частично демонтируют, в центре уже сняли.
Памятник Шота Руставели. Хотя на первый взгляд и не скажешь, слишком среднеазиатский образ.
Телебашня. Третья в Союзе после московской и киевской.
Рядом с телебашней - парк в память о жертвах репрессий. Место выбрано не случайно - именно здесь, рядом с железной дорогой, ночами под шум поездов в 30-е годы были массовые расстрелы и захоронения. Тогда это была глухая окраина. А теперь на берегу канала разбит мемориальный парк.
В здании - музей жертвам репрессий.
Русло канала было специально изогнуто.
Полив совмещен с фонтаном, струи поднимаются на высоту деревьев.
А за парком начинаются коттеджи.
На другом берегу - жилой район.
Сюда приезжают свадьбы фотографироваться. Белые голуби - маленький бизнес, фото с голубями.
Парк непрерывно подметают. Здесь все блестит. Но реально в Узбекистане чисто везде, я бы сказал "как в Европе", но, может, и лучше - почти как на пляжах
отелей в Египте, где идет непрерывная уборка. Только вот чистота - не ограничивается туристическими местами, в жилых кварталах - тоже чисто. С
Москвой - не сравнить, не говоря уж об
Индии или Тае.
Еще жилое здание.
А мы едем к следующему монументу - память о землетрясении, разрушившим город. Кстати, Ташкент трясет регулярно, толчки в 4-5 баллов происходят каждый год. А раз в несколько десятилетий - сильные землетрясения, одно было в конце 19 века, следующее в 1966, и сейчас уже пора...
Символический расколотый камень. А на заднем плане - картины не разрушения, а восстановления города, в память о том, как вся страна пришла на помощь.
Вокруг - парк и канал.
А следующий пункт нашей поездки - площадь Независимости. Это - одно из сталинских административных зданий рядом с площадью.
А что это за здание, я забыл. Перед ним на постаменте - птица феникс на земном шаре, как символ Узбекистана.
В советское время здесь была гигантская площадь для парадов и демонстраций. А сейчас она перестроена, в значительной части - разбит парк. В нем находится вечный огонь.
Рядом под навесами на металлических досках - имена погибших в Великой Отечественной.
В парке - геометрически постриженные деревья.
А это - композиция из трех летящих аистов. Тоже символ. Она открывала пост.
Дальше начинаются административные здания страны.
А это - памятник Родине-матери. Установлен на постаменте, на котором раньше стоял памятник Ленину. Ттеперь наверху глобус, а внизу - сидящая женщина-мать.
Герб Узбекистана. Птица-феникс на фоне солнца.
Вокруг - парк. Деревья большие, но растут далеко от дорожек и тени не дают. Впрочем, осенью это не важно.
И снова видны аисты. Композиция - замечательная.
Современные правительственные здания.
Фонтаны.
Проезжаем одну станцию на метро чтобы посмотреть, как оно устроено. Ташкентское метро - самое мелкое советское метро из-за грунтовых вод, и конструкция станций - как неглубоких московских станций, которые строили открытым способом.
Автоматы для входа довольно изящны и минималистичны.
Еще один парк с фонтанами.
И памятник Амиру Тимуру. Как известно он был хром, и левая рука тоже была парализована. Поэтому вся левая сторона скрыта плащом. Это такой продолжение традиций социалистического реализма - надо отражать мир правильно.
Старые куранты.
Дореволюционные здания. Они пережили землетрясение.
И еще аисты.
Мы возвращаемся в гостиницу, собираемся. Время до самолета еще есть, и мы решаем прогуляться в парк, расположенный рядом с гостиницей Рохат, где мы жили. Гостиница в целом неплохая, с хорошими завтраками и недорогая. Только интернет отвратительный, очень медленный. А эмоциональные крики с аттракционов из парка доносятся до номера. Впрочем, ночью аттракционы не работают, так что все тихо.
Идем дворами, пятиэтажная типовая застройка. В отличие от Москвы - чисто.
Рядом с парком протекает канал, а в самом парке - два озера.
Газоны оформлены - птицы, маленькие замки.
Аттракционы - разные. И старые и новые, для детей и взрослых. Впрочем, я их снимал немного.
Рядом - стадион, между деревьями видна сложная конструкция его крыши.
На одном из озер - не только прогулочные лодки, но и пляж.
Снова зона аттракционов.
А мы идем в небольшую кафешку пообедать. Азия-кафе. Сейчас день, здесь пусто, а по вечерам - довольно людно и была танцевальная программа.
И едем в аэропорт, лететь в Хиву. Аэропорты и железнодорожные вокзалы в Узбекистане - пустынны. Потому что пускают только по билетам, никаких провожающих. И практически никакой торговли, только минимальная еда. Но при этом аэропортов - много, в каждом крупном городе, то есть на расстоянии 200-300 километров. В России этого нет, а жаль.
Впрочем, рассказ о Ташкенте не завершен - будет пост об оставшемся старом городе, о Чимганских горах и отдельно - про замечательный музей паровозов.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.