День седьмой. Версаль-Фонтенбло- Сент-Женевьев-де-Буа-Орлеан
Париж, как и Санкт-Петербург, знаменит своими пригородами. Организаторы тура посвятили пригородам еще один день. Утром третьего парижского дня мы выехали в Версаль.
Версаль Дворец
Версаль расположен на юго-западе Парижа. Он стал известен с 1624 года, когда Людовик Тринадцатый приказал построить там небольшой охотничий замок. Следующий французский король — Людовик Четырнадцатый провел реконструкцию и к 1690 году Версальский Дворец и парк приняли свой нынешний вид. Примерно сто лет Версаль был основной резиденцией королей, отодвинув на второй план парижскую резиденцию — Лувр. 7 октября 1789 года в канун революции парижские торговки организовали поход на Версаль, после чего король Людовик Шестнадцатый с семьей возвратился в Париж, где скоро был казнен.
Замок, покинутый королевским двором, пришел в запустение и не раз подвергался грабежам. В 1837 году его отреставрировал Луи-Филипп, и сделал из него Музей истории Франции. В 1870 году замок заняли немцы. Здесь проходило коронование немецкого императора Вильгельма. Затем в 1875 году во Дворце была провозглашена Республика. Еще раз Версаль вошел в историю, как место, где был подписан Версальский договор об окончании Первой мировой войны.
Версаль посещали все сильные мира сего. Для нас интересно посещение Версаля в 1681 году русских послов, а в 1717 году — Петра Первого. По-видимому это стало толчком к строительству Петергофа. Поэтому Версаль сравниваешь в первую очередь с его российской версией.
В том же году я побывал в Сансусси и увидел немецкую копию или версию Версаля. А на следующий год я побывал во Флоренции и увидел итальянский первоисточник и Версаля, и Сансусси — Дворец и парк Питти. Так постепенно и складывается полная картина возникновения и развития дворцово-паркового искусства в Европе.
Вид на дворец открывается с обширной полукруглой Оружейной площади. Дворец имеет три двора. Первый двор называется Двором Министров. В его глубине находится конная статуя короля-Солнца Людовика Четырнадцатого. Как и все бронзовые монументы Людовик сильно позеленел от времени. Второй двор -Королевский, третий двор — Мраморный. Площадь вымощена брусчаткой, от солнца она нагрелась, поэтому долго находиться на открытом незатененном пространстве было просто невозможно. Хотелось скорее укрыться от жары во дворце.
Дворец имеет два этажа. На первом этаже — апартаменты дофинов, то есть королевских детей. На втором этаже — главные апартаменты, а также апартаменты короля и королевы. Кроме того, в левом крыле здания расположен Музей истории Франции. Для свободного посещения без экскурсовода открыты главные апартаменты и Музей истории.
Для того чтобы подняться на второй этаж, используется внутренняя лестница. Раньше для этих целей использовали парадную Королевскую лестницу, лестницы королевы и принцев.
Осмотр начинается с вестибюля салона Капеллы. Народу было довольно много, но стоять в очереди почти не пришлось.
Капелла — это дворцовая церковь. В убранстве капеллы выразилось все величие и монументальность, присущие концу французской монархии. Здесь происходили бракосочетания принцев и другие торжественные обряды.
К сожалению, доступ в саму капеллу был закрыт, но двери были открыты. Так что полюбоваться этим помещением можно было только от дверей.
Рядом с капеллой находится нижний вестибюль, который сооружен на месте бывшего грота Фетиды. На первом этаже пол уложен разноцветным мрамором с изображением королевского герба. В центре — алтарь. На стене — декор на темы Ветхого и Нового заветов. На втором этаже — декорированные своды, коринфские колонны и орган.
На видеосъемку во Франции нет никаких ограничений, поэтому я с удовольствием отснял внутренние помещения дворца.
Первое помещение на втором этаже, куда попадаешь после лестницы — Салон Геракла. Сразу поражают внушительные размеры (14 на 18 метров), высокий потолок и богатство отделки. Этот зал был построен по указанию Людовика Четырнадцатого специально для хранения шедевра Паоло Веронезе «Трапеза Христа у Симона», подаренного королю Венецианской республикой. Плафон Салона украшен росписью с изображением Геракла, который стоя на колеснице, въезжает в Олимп, заселенный богами. Аполлон сидит на ступенях в той же позе, в какой Людовик сидел на ступенях возле трона. Не удивительно, что король пришел в восторг от росписи и назначил художника своим придворным живописцем. Однако вскоре после этого автор росписи Франсуа Лемуан покончил жизнь самоубийством.
С Салона Геракла начинаются Главные апартаменты, где было всегда многолюдно, когда король шествовал на мессу и трижды в неделю во время «домашних вечеров» — с буфетом, угощениями, играми, музыкой и танцами. При этом любой подданный мог придти во дворец и своими глазами увидеть короля, лишь бы при этом быть одетым, как полагается. «Механика» придворной жизни была настолько четко расписана по минутам, что в любом месте королевства любой человек мог с точностью сказать, где сейчас находится монарх и чем он занят.
Следующие помещения — салоны Изобилия, Венеры, Дианы, Марса, Гермеса, Аполлона, Войны. Самый впечатляющий зал — Зеркальная галерея. По одну сторону зала — 17 огромных окон, а по другую — 17 зеркал в форме окон. Поэтому в зале особенно светло, а свисающие с потолка хрустальные люстры и позолоченные статуи вдоль стен создают обстановку особого богатства и торжественности.
Следующие помещения — салон Мира, опочивальня королевы, Дворянский салон, вестибюль королевы, зал гвардейцев королевы и коронационный зал.
На этот раз почему-то не было доступа в Музей истории Франции. Но я об этом даже не знал, поэтому очень удивился, когда спустя три месяца вновь оказался в Версале и увидел продолжение осмотра. Но об этом потом. Теперь же я вышел из дворца и пошел гулять по парку.
Версаль Парк
Парк раскинулся на 1700 гектарах и поражает своей регулярностью и продуманностью. Геометрическая планировка площади вокруг дворца символизировало представление монарха о себе как о властителе, короле-солнце. За прототип были взяты флорентийские и римские сады и парки. Поэтому были приглашены итальянские инженеры, скульпторы и садоводы. Но по размаху к тому времени не было ничего подобного. Огромные проблемы были связаны с тем, что местность равнинная. Поэтому для обеспечения садов и фонтанов водой были разработаны сложнейшие инженерные водопроводные установки — «машина Марли» и акведук. Однако этого было все же недостаточно, чтобы одновременно включить все фонтаны. Поэтому публика, осматривая один фонтан, выключала его и переходила к следующему.
Южный партер парка, протянувшийся под апартаментами королевы, украшен стрижеными самшитовыми деревьями в виде пирамид. К нему примыкает апельсиновая и пальмовая роща. Зимой 1200 апельсиновых деревьев и пальм убирают в оранжерею, а летом они стоят в кадках. Водный партер формируется вокруг двух больших водоемов, окруженных статуями. Самые большие фонтаны — бассейны Латоны, Аполлона, Дракона и Посейдона.
Однако версальские фонтаны работают всего полтора часа в день с 16.00 до 17.30. Поэтому я не увидел их во всем великолепии. Здесь вспоминается наш Петергоф, где фонтаны летом работают весь день!
Дальше мой путь лежал мимо Большого канала в Большой и Малый Трианоны. Это малые дворцы, находящиеся в нижней части Версальского парка. Обычно здесь туристов покидают силы, и они возвращаются к главному зданию. Я же проявил выносливость и добрался до конечной точки маршрута — «Деревни королевы». Ее построили для Марии-Антуанетты в англо-китайском стиле — с озерами, гротами, пригорками и извилистыми ручьями. Сама идея этой «деревни» была связана с призывом Руссо к «возвращению на природу». В деревне двенадцать домиков с соломенной крышей, молочные и животноводческая фермы, голубятня и мельница. Приятно было вернуться к своей группе с чувством превосходства, ведь большинство не добрались даже до Трианонов!
Так завершилась первая половина дня. После обеда мы выехали в Фонтенбло.
Фонтенбло Дворец
Замок появился в Фонтенбло около 1100 года, и служил резиденцией королям династии Капетингов. Нынешний вид дворца в стиле Возрождения он приобрел после 1527 года при Франциске Первом. Для этого были приглашены итальянские архитекторы. После постройки Версаля Фонтенбло использовался только осенью для охоты. Во время революции дворец был разграблен, но Наполеон выбрал его в качестве своей резиденции и полностью восстановил его убранство. Говорят, что Наполеон не смог жить в Версале, так как его роскошь подавляла. Более скромный и миниатюрный дворец в Фонтенбло нравились ему больше.
На галерее дворца расположилась капелла Святой Троицы, а на первом этаже — апартаменты Наполеона (тронный зал, зал заседаний, комната Марии Антуанетты, зал Людовика Тринадцатого, зал Людовика Девятого Святого, бальный зал). Все комнаты обставлены мебелью в стиле ампир. В средневековой части дворца расположены Парадная галерея, галерея Франциска Первого и тарелочная галерея. В западном флигеле создан Музей Наполеона. В окрестностях — парк с большим каналом, английские сады и Грот сосновой рощи.
Фонтенбло Парк
Насытившись этими шедеврами, я в изнеможении улегся под дерево на берегу пруда. В голове была каша из Фонтенбло — Фонтенблю — Фонтенблы — Фонтенбля! В общем, «нафонтенбляшился!» Об этом я сообщил проходившим мимо туристам нашей группы, когда они спросили, почему я улегся и не осматриваю достопримечательности. Мы вместе посмеялись.
Сент-Женевьев-де-Буа
Однако на этом день еще не закончился. Нас еще ждало кладбище Сент Женевьев-де-Буа. Считается, что посетить это русское кладбище должен каждый русский турист. Поэтому мы не могли не выполнить это правило. Среди могил эмигрантов наиболее значимыми считаются могилы Ивана Бунина и Андрея Тарковского. Кроме того, производит впечатление большой участок с захоронениями корниловцев, врангелевцев, и других белых офицеров. На территории кладбища имеется православная церковь с привычными куполами-луковицами. После брюссельской и парижской готики православная церковь смотрелась весьма необычно.
Мои видеоролики о Версале, Сен-Женевьев-де Буа и Фонтенбло