Продолжение заметки Орлеан, Тур и замки Луары
День девятый.
Дальше наш путь лежал на юго-запад мимо Пуатье, где в 732 году произошла решающая битва Карла Мартелла — деда Карла Великого с арабами, которые пытались вторгнуться из Испании. Следующий регион Франции на нашем пути — Аквитания.
В 1152 году французский король Людовик VII, недовольный поведением своей супруги Алиеноры Аквитанской, решил под надуманным предлогом с нею развестись. Но он не учел, что поскольку брак его был признан церковью недействительным, восстанавливались добрачные имущественные права. Иными словами, он терял приобретенные через тот брак земли. Поэтому Алиенора вышла замуж за будущего короля Англии Генриха II Плантагенета и на триста лет Аквитания отошла к Англии, несмотря на все усилия французских королей вернуть эти земли дипломатическим и юридическим путем.
Одним из герцогов Аквитанских был знаменитый Ричард Львиное Сердце. И лишь после окончания Столетней войны, после того, как в решающей битве в 1453 году английские войска потерпели на территории Франции окончательное поражение, Аквитания вернулась в состав Франции. Однако определенная культурно-историческая обособленность этих земель от остальной части Франции ощущалась вплоть до того, как Генрих, король Наваррский, взошел на французский престол под именем Генриха IV.
Дорога привела нас на Атлантическое побережье. Совсем недавно я узнал, что в этот день произошло незамеченным мной примечательное событие. Оказывается, западная кромка Франции находится уже в Западном полушарии. Так что, я впервые попал из родного Восточного полушария в Западное.
Мы упросили наших гидов сделать остановку для купания в районе Ла Рошели. Чего действительно не хватало все эти дни — так это искупаться. Я давно мечтал об этом. В течение всей поездки нас преследовала жара. Температура днем не опускалась ниже тридцати градусов. Только в автобусе, когда работал кондиционер, удавалось немного передохнуть. Выручало нас также всегда холодное баночное чешское пиво, которое имелось у наших водителей по достаточно скромной цене. Поэтому, когда появилась возможность искупаться, все восприняли это как подарок судьбы. Пляж назывался «Шатильон». Там я впервые искупался в заливе Атлантического океана.
Бордо
К вечеру мы добрались до Бордо — столицы Аквитании. В силу специфики исторического прошлого город испытал сильнейшее английское влияние. Хотя до моря около 100 километров, это один из самых больших портов на Атлантике. Это обусловлено тем, что протекающая через город Гаронна сильно подтоплена океаном и образует довольно длинный залив — Жиронду.
Бордо, прежде всего, ассоциируется с наименованием соответствующих вин, ведь этот город — одна из мировых столиц марочных вин. В нашем туре была предусмотрена экскурсия на дегустацию вин. Однако нам объяснили, что это лучше сделать в Авиньоне — столице авиньонских вин. Поэтому вина «Бордо» мы в городе Бордо так и не попробовали. Зато я купил его для дома в одном из супермаркетов.
Считается, что культурный облик Бордо определяется тремя М: именами Монтеня, Монтескье и Мориака. Так как я первых двоих вообще не читал, а третьего помню весьма смутно по «Иностранной литературе», то это не произвело на меня большого впечатления.
В центре города в первую очередь обращает на себя внимание готическая башня Пе-Берлан, которая была построена в 1466 году, а в 1863 году на ее верхушке появилась статуя Богоматери Аквитанской. Другими значительными достопримечательностями являются Собор Сент Андре, который строился в течение XI — XVI веков, церковь Сент Пьерр, и церковь Нотр-Дам.
Гран театр Бордо является одним из красивейших зданий Европы, построенных в XVIII веке. Фасад сделан по античному образцу с коринфскими колоннами.
На площади Кенконс возвышается величественный памятник с фонтанами в честь жирондистов — депутатов Революции. Центральная пешеходная улица — Сент Катрин с многочисленными ресторанами, кафе, барами и бутиками.
Когда объявили свободное время, я еще раз уже один прошел по всем этим достопримечательным местам. На ночь нас отвезли в пригородный отель «Премьер класс».
Аркашон
День десятый.
Утром нам предстояла экскурсия на атлантическое побережье — в Аркашон. Раньше я никогда не слышал о таком местечке, однако, нам рассказали, что, начиная с XIX века — это одно из любимых мест отдыха французов на Атлантическом побережье. Кроме того, в бассейне Аркашона имеется самая большая в Европе мель для разведения устриц, а французы, как мы знаем, большие любители этой гадости. Некоторые наши туристы еще в Париже посетили устричные рестораны. Я посмотрел, как люди едят устриц на улице, и понял, что я на такое не способен.
На десятый день путешествия все мы уже были достаточно утомлены разнообразными впечатлениями, поэтому перспектива просто искупаться в море казалась очень заманчивой. Однако реальность побила все ожидания.
Во-первых, пляж Салье, на который нас привезли, находится в обрамлении великолепного соснового леса. Надышавшись пылью за время поездки, я наконец-то вздохнул полной грудью прекрасным сосновым воздухом. Жара притуплялась приятным бризом с океана. На пляж можно было пройти через песчаные дюны по деревянным подмостям. Когда мы преодолели довольно продолжительный подъем через дюну, и взгляду открылась перспектива широченного песчаного пляжа и безбрежного океана, перехватило дух! Вот это масштаб! Прибалтийские дюны и пляжи не идут с этим великолепием ни в какое сравнение.
Разве можно сравнить несколько десятков метров ширины пляжа в Юрмале с аркашонским пляжем шириной несколько сотен метров. Причем этот пляж простирается вдоль побережья на десятки километров до самого Беарица на границе с Испанией! Соответственно и плотность отдыхающих пляжников очень быстро сводится до нуля.
Я воспользовался этим обстоятельством, прошел около километра от центральной части пляжа, и оказался практически в одиночестве. Обалдеть! Чистейшая морская вода поглотила меня, и я на некоторое время онемел от восторга! Ради этого стоит жить и ехать сюда почти четыре тысячи верст! Последний раз я такое удовольствие испытывал почти двадцать лет назад на пустынном пляже Пицунды.
Волнение на море было довольно значительным, поэтому приходилось с опаской отслеживать приближение особенно больших волн. Один раз меня все-таки перевернуло обратной волной, и я на всякий случай решил не искушать судьбу и выбрался на берег. Подумалось, что нелепо было бы утонуть в этом райском местечке. Поэтому и народу здесь не так много — люди предпочитают купанию в открытом океане купание в бассейнах. Но разве можно сравнить купание в бассейне и в открытом море?
Приятно было позагорать на жарком солнце после такого купания. Особенно приятно ощущать, что ты находишься практически один, и никто не нарушает этого одиночества. Теперь следует признаться, что это было мое самое лучшее в жизни купание!
В этот день у нас больше не было никаких экскурсий и достопримечательностей, мы прекрасно отдохнули, чтобы подготовиться к восприятию второй половины путешествия. Неужели впереди еще большая половина?
Автобус доставил нас в очередную провинцию Франции Лангедок — Руссильон. Заночевали мы в отеле «Премьер класс» под Каркассоном. Каждый раз, поселяясь в отдельный номер, я радовался, что не пожалел денег на одноместное поселение. Ни от кого не зависишь, никто не храпит, полная свобода!
Мои видеоролики