Болонья - Пьяченца - Парма - Реджио-Эмилия - Модена - Равенна - Феррара - Кастель-Аркуато - Боббио - Мантуя
В каком-то документальном фильме о Флоренции я услышал фразу: "Если в городе есть доминиканская церковь, то неподалёку надо искать и францисканскую". Как ни крути, а разные религиозные Ордена, как и вообще религиозные течения, всегда были конкурентами - ведь в конечном счёте дело упирается в число приверженцев, а значит - в деньги. Конечно, основатели Орденов и их ближайшие сподвижники ещё руководствовались духовными соображениями (по крайней мере, в том виде, как они их понимали), но любое духовное направление по мере своей формализации и структурирования всегда вырождается в коммерческую организацию, и исключений этому история пока не знает...Кстати, один из примеров подобного лежит буквально на поверхности и непосредственно связан с болонскими францисканцами. Уже на закате своей жизни по пути в Ассизи Франциск (формально ещё не будучи святым) посетил Болонью и был поражён тому, что местные братья проживали в собственных домах - а это было несовместимо со статусом и уставом нищенствующего ордена. Сильно возмутившись, Франциск потребовал разобрать дом, но ему возразили, что он не принадлежит монахам, а является городской собственностью.
Базилику св. Франциска (Сан-Франческо) - ещё одну старинную церковь Болоньи - начали строить вскорости после кончины Франциска, которого к тому времени уже канонизировали. Как и многие другие францисканские храмы, она выглядит монументально и строго:
Сегодня из-за плотной окружающей застройки базилику трудно окинуть единым взглядом, чтобы ощутить её грандиозность, но Википедия приводит прекрасный рисунок с открытки 1941 года:
Перед церковью можно увидеть 3 гробницы, очень похожие на те, что находятся возле базилики св. Доминика. В них тоже похоронены глоссаторы 13 столетия, в частности, сам Аккурсио и его сын Франческо:
Интерьеры Сан-Франческо очень красивы и не уступают, на мой взгляд, базилике св. Петрония. Только снимать здесь можно бесплатно и без ограничений...
Очень интересная часовня, оформленная изображением двух наряженных ёлок, подобное я встречаю впервые:
Нельзя не обратить внимания на прекрасный алтарный образ (в Испании его назвали бы ретабло), изготовленный из мрамора венецианскими мастерами в конце 14 столетия:
Нам очень хотелось посетить клуатр базилики св. Франциска - ради этого мы пришли сюда именно во время её "открытых часов". Однако, как попасть в него, было непонятно: все двери церкви, кроме входной, были закрыты, и ни на одной из них не было видно заветного слова "il Chiostro", как это иногда бывает в итальянских церквях. На нашу удачу мимо проходил священник, и я, набравшись смелости и собрав весь свой скромный запас итальянских слов, обратился к нему, типа, падре, нам жуть как хочется посмотреть клуатр, ну который кьостро по-вашему, а вот где он и как - не разберёмся без божьей помощи, поскольку мы люди совсем не местные... Падре, надо отдать ему должное, не поленился, сказал что-то вроде "следуйте за мной, дети мои" и махнул рукой для пущей верности, подвёл нас к одной из дверей, отвернул щеколду - вот вам ваш кьостро, наслаждайтесь. Так мы оказались в "клуатре Мёртвых" (Il Chiostro dei Morti) 14 века, названном так из-за большого количества надгробий и захоронений в его галереях. Не могу назвать его каким-то уж прям выдающимся, итальянские дворики вообще в своём большинстве уступают клуатрам Испании и Франции, но, повторюсь, такой "формат" мы любим и всегда с удовольствием променяем на него какой-нибудь "среднестатистический" музей.
Ну а захоронения - вот они, причём многие - с очень любопытными рисунками на плитах:
В базилике есть и другие клуатры, но пытаться проникнуть в них мы уже не стали...
***************
Еще несколько болонских церквей я хотел бы показать очень бегло:
Madonna di Galliera с очень интересным фасадом, который, к сожалению, плохо помещается в объектив:
Кармелитская церковь св. Мартина (San Martino):
Базилика св. Иакова (San Giacomo):
Церковь Богоматери Животворящей (Santa Maria della Vita):
Что касается кафедрального собора, называемого здесь Matropolitana... Он оказался столь невыразительным, что ни сказать, ни показать мне особо нечего . Традиционный (хочется написать прямо: банальный) фасад, такие же интерьеры... К тому же расположен он так, что заснять можно только спереди под очень острым углом, либо сбоку с видом на колокольню:
Вот на колокольню как раз хотелось забраться, причём для разнообразия - в сумерках, поскольку такая возможность в вечерние часы анонсировалась. Но... итальянцы, по своему обыкновению, все переиграли, в реальности распорядок посещения башни оказался иным, и сделать это нам не удалось.
А внутри собора интересными показались только вот такая витая колонна, да пара львов из красного мрамора, используемых в качестве кропильниц (ёмкость, куда обмакивают кропило - кисть, которой машут священники при окроплении освящённой водой). Во всём остальном - это царство барокко и неоклассицизма, как раз из-за которых мы в целом любим Италию меньше остальных стран.
Зайдя в очередной раз в какой-то переулок, мы оказались в настоящем клуатре. Какой именно церкви он когда-то принадлежал - так и осталось загадкой.
Ну что ж, друзья, рассказ о прекрасной Болонье подошёл к концу. Но чтобы поставить окончательную точку, мне хочется привести ещё 2, как правило, традиционных для меня фотосета: "картинки с улицы", не вошедшие в тематические разделы, и снимки ночного города, из которых мне точно есть что выбрать, поскольку уж чего-чего, а вечернего времени в Болонье у нас было предостаточно.
Фонтан 16 века, который называется просто Старым (Fontana Vecchia):
Памятник родившемуся в Болонье Луиджи Гальвани:
Гальвани вошёл в историю благодаря своим исследованиям в области электричества, но его познания были намного более обширны. Он дважды оканчивал Болонский университет: сначала как богослов, а потом - как медик и врач. Одно время он даже возглавлял кафедру анатомии и гинекологии, а вдобавок к этому занимался физиологией, доказав, в частности, что строение птичьего уха практически не отличается от человеческого.
А это - памятник человеку, которого сейчас можно увидеть в любом городе Италии - национальному герою N1 Джузеппе Гарибальди:
***************
Вечернее освещение Болоньи - одно из самых красивых, что я когда-либо видел. Правда, не везде. К примеру, в первый же вечер мы пошли - ну куда, как вы думаете ? Конечно же, в самый центр, на Пьяцца Маджоре с площадью Нептуна. И были поражены невыразительностью их подсветки. Бедный Нептун и вовсе "ушёл в сумрак" и практически не был различим на фоне стен окружающих его сооружений.
Мы лишь пожали плечами, но не удивились: повидали уже множество красивых и знатных городов, прекрасных днём и абсолютно тёмных ночью. Значит, Болонья, к сожалению, просто ещё одна из таковых... И лишь потом, следующим вечером (в октябре темнеет рано, не запираться ж в отеле в 7 часов) поняли: ночная Болонья великолепна! Просто единственное место, куда как НЕ надо идти, чтобы понять это - как раз центральные площади...
Тут, кстати, опять всплыло сравнение с Флоренцией, по которой мы вечером буквально бегали в поисках чего-нибудь красивого, но не находили ничего, кроме разочарований. И только собор и отчасти Старый мост (со стороны реки) действительно обращали на себя внимание...
Зато площадь "Двух башен" оказалась дивно как хороша. И выглядела намного более средневековой, чем при дневном свете.
Св. Петроний - настоящий светоч, как и полагается небесному покровителю города:
Вечером прекрасно смотрятся болонские аркады:
Хороша и плошадь Санто-Стефано:
На Пьяцца Маджоре несколько снимков мы всё-таки сделали, но локальная подсветка никоим образом не отменяет того, что я сказал выше. И вообще, честно говоря, фото оказались более выигрышными, чем реальная картинка...
Вот в этих немного таинственных вечерних антуражах я заканчиваю раздел про главный город Эмилии-Романьи - великолепную Болонью. Надеюсь, мне хоть немного удалось передать её красоту, обаяние и шарм и доказать, что Болонью можно смело ставить в один ряд с самыми интересными городами Италии. Ну а мы с вами встретимся совсем скоро в Пьяченце.