Болонья - Пьяченца - Парма - Реджио-Эмилия - Модена - Равенна - Феррара - Кастель-Аркуато - Боббио - Мантуя <<<<<<<<<<<<<<< =========== ПЬЯЧЕНЦА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Пьяченца стала самым большим сюрпризом нашей поездки. Все остальные города оказались примерно такими, как я их себе и представлял, и проявили себя чуть более или чуть менее, но всё же в рамках возложенных на них ожиданий (исключение составила лишь Мантуя, но там вмешались "обстоятельства непреодолимой силы" в виде массовых реставраций), а вот Пьяченцу, признаюсь, я недооценивал. Правда, она была "первым запасным", но в маршрут попала в самый последний момент исключительно из-за "косяка" Air Moldova, о котором я писал выше.
Главной достопримечательностью Пьяченцы и её символом де-факто считается (достаточно организовать поиск в Гугле и посмотреть первую страницу фотографий) Дворец коммуны (Palazzo Comunale) на "Площади коней" - так буквально переводится название Пьяцца Кавалли (Piazza Cavalli). И хотя мои приоритеты не столь однозначны, я не буду "отделяться от народа" и тоже начну с него, тем более, что готический дворец с эффектной "макушкой" из красного веронского мрамора действительно очень красив и мне искренне понравился.
Под мощными аркадами главного фасада дворца:
А это уже во внутреннем дворе, через который открыт сквозной проход:
К одной из боковых сторон дворца пристроено, как мне кажется, явно позднее, не совсем понятное для меня сооружение:
Прямо перед дворцом установлены две очень динамичные конные статуи, которые и дали своё название площади (при ближайшем их рассмотрении сразу становится ясно, что правильный перевод Пьяцца Кавалли - именно "коней", а не "лошадей"). Г. Мортон, увидя их, назвал их великолепными и написал: "Впечатление потрясающее, и я подумал, что ни Ломбардия, ни Эмилия ничего более прекрасного продемонстрировать не могут". Эти всадники "на гордых конях" - герцоги Фарнезе: сын Рануччо и отец Алессандро. Их изготовление заказал сам Рануччо в 1612 году, при этом его собственный памятник был установлен первым.
Собственно, на этом роль Рануччо в истории заканчивается, а вот фигура Алессандро является несравнимо более значимой и интересной. Вообще-то к Пьяченце он имел очень опосредованное отношение. По сути, его с ней связывали только титул и родовая фамилия. Внук (правда, через незаконнорожденную дочь) знаменитого испанского короля и императора Карла V, Алессандро родился в
Риме, провёл детство в Парме, воспитывался при королевском дворе в
Брюсселе, учился в университете Алькалы-де-Энарес, женился на португальской инфанте, был наместником испанских Нидерландов... В его послужном списке - битва с турками при Лепанто и подготовка судов печально известной "Непобедимой армады". Умер Алессандро в Аррасе, на территории современной
Франции, и был похоронен в Парме. В самой Пьяченце он, похоже, так никогда и не был, и появился тут только "каменным гостем" благодаря своему не менее родовитому, но намного менее деятельному и совсем не знаменитому сыну.
Фамилия династии герцогов Пармы и Пьяченцы Фарнезе здесь обыгрывается довольно часто, даже в названии банка:
А свое восхождение к власти семейство начало благодаря красавице Джулии Фарнезе, ставшей в юном возрасте любовницей Римского папы Александра VI, более известного как глава знаменитого семейства Борджия. Пользуясь своим положением, она выхлопотала для своего брата Алессандро чин кардинала, тот впоследствии успешно продвинулся на самый верх "пирамиды", став папой Павлом III. После чего, как и полагается доброму христианину (ну а что делать, все мы грешные, не он первый, не он и последний...), усердно заботился о богатстве и могуществе собственного рода, и дом Фарнезе достиг славы, влияния и процветания.
Саму Пьяццу Кавалли нельзя назвать некрасивой, но всё же она является лишь фоном, оттеняющим великолепие Дворца коммуны и скачущих перед ним всадников:
Церковь, увенчанный тонкими башенками фасад которой виден с площади Кавалли - базилика св. Франциска. Вот как она выглядит изнутри:
Когда-то к базилике примыкал клуатр, но от него сохранились только фрагменты нескольких галерей:
***************
Когда я говорил, что не могу назвать Дворец коммуны самой главной достопримечательностью Пьяченцы, я имел в виду местный кафедральный собор, который наравне с соборами Модены и Феррары оставил наиболее сильное впечатление среди всех прочих храмов Эмилии-Романьи (комплекс Санто-Стефано в Болонье – это совершенно отдельная тема). Он хорош везде: спереди и сзади, снаружи и изнутри. Еще издали он обратил на себя внимание прекрасными романскими формами и изящными колоннадами:
Фасад собора ещё более великолепен, но утреннее солнце помешало сделать фотографии, которые подчеркнули бы это в полной мере...
Вообще самый "правильный" вид собора приводит Википедия:
Мне же удалось заснять площадь перед собором только в направлении "от него":
Прекрасны и отдельные детали внешнего декора: львы, атланты, балдахины над входными порталами...
Интерьеры собора впечатляют не меньше
. Прямо скажу, что когда мы зашли в него, у меня буквально перехватило дыхание: от всего, что я увидел, веяло таким величием, такой непоколебимой мощью, таким ощущением незыблемой вечности, не подвластной ничему, что происходит за этими стенами... Одной из задач религиозной архитектуры всегда было создать контраст между человеком и окружающей его реальностью и воплощением ТОГО, что незримо находится за пределами этого мира - и в соборе Пьяченцы это удалось сделать в полной мере. Ну а фото... это всего лишь фото.
Скульптуры в классическом романском стиле:
Намного более точное и объёмное (в прямом смысле слова) представление создают панорамные виды с сайта
http://www.marcostucchi.com/Articoli/Du ... index.html .
Есть в соборе и крипта, но там проходила служба, поэтому сфотографировать её мне не удалось. Но её можно увидеть на одной из круговых панорам по приведённой выше ссылке.
В Пьяченце вообще много интересных церквей, в этом смысле она, пожалуй, уступает в Эмилии-Романье только Болонье. Одна из самых примечательных среди них - монументальная и величественная базилика св. Антонина (Basilica di Sant'Antonino)
Фреска на потолке:
Церкви для посещения (кроме соборов и каких-нибудь совсем знаменитых) мы обычно выбираем по принципу наличия клуатров или хотя бы крипт. В базилике св. Антонина клуатресть, поэтому мы постарались попасть сюда в часы "открытых дверей". Он, конечно, не ахти какой, как и большинство "итальянских", но всё равно приятный.
Здесь нам попались очень интересные гранаты. На фото они кажутся вполне обычными, но на самом деле плоды очень маленькие, размером с яблочко-китайку, я таких никогда не видел.
В одной из галерей стоял невесть как оказавшийся здесь "мини-гарнитур" в восточном стиле - настолько симпатичный, что я не удержался, чтоб его не сфотографировать:
***************
В Пьяченце есть ещё одна любопытная «фишка». Проходя по улице мимо обычного, можно сказать, невзрачного дома, ты видишь открытые ворота. Заглядываешь туда (ну а почему не заглянуть, если открыто?!) - и перед тобой открывается совсем другой мир, представляющий собой остатки (а иногда и не остатки) "прежней роскоши" - внутренний двор, совершенно не соответствующий внешней неприметности: колонны, портики, причудливые лестницы... Я думаю, что это те самые дворцы, о которых Г. Мортон написал: "На узких улицах можно встретить старые дворцы с окнами, наглухо закрытыми ставнями. Выглядят они невероятно мрачно".
Ну а это уже действительно самый настоящий дворец:
И ещё один:
А вот это как раз совсем не дворец, а просто красивое современное здание, этакий "дом с шипами" (что-то подобное нередко можно встретить и в других европейских городах):
И просто пара "уличных" фото:
Базилика (по числу базилик на квадратный метр Пьяченца даст фору даже Болонье !) Сан-Савино со своим типовым барочным фасадом внешне совсем не привлекательна. Однако внутри сохранился весьма брутальный романский интерьер, а главное - крипта с очень любопытными чёрно-белыми мозаиками конца 11 - начала 12 веков:
Капители колонн тоже хороши:
И крипта, и мозаики просто потрясающе смотрятся на панораме
http://www.marcostucchi.com/Panoramiche ... no_02.html .
Пол самой церкви очень своеобразный:
Напротив железнодорожного вокзала раскинулся небольшой, но обаятельный ландшафтный парк Королевы Маргариты (Giardino Margherita), открытый для общественного посещения в 1893 году. Среди произрастающих в нём деревьев есть даже 2 ливанских кедра.
***************
И ещё несколько церквей Пьяченцы, которые понравились нам либо своим внешним видом, либо интерьерами, либо и тем, и другим:
Церковь, посвящённая покровительнице
Ирландии св. Бригитте, была основана римским епископом ирландского происхождения Донато ди Фьезоле для ирландских паломников:
Ещё одна базилика - св. Евфимии:
Церковь св. Сикста (San Sisto) с обрамлённым двумя аркадными галереями большим атриумом перед главным фасадом:
Намного лучше, чем любые фото, её интерьеры передают круговые панорамы сайта
http://www.marcostucchi.com/Articoli/Sa ... index.html . Посмотрите, не пожалейте времени. Это действительно красиво!
Доминиканская базилика св. Иоанна "на канале" (Basilica di San Giovanni in Canale), в которой некогда размещался трибунал инквизиции:
Ещё одну церковь мы застали в состоянии глубокой реставрации: всё её внутреннее пространство представляло одну большую стройплощадку, на которую с улицы свободно заезжал немаленький грузовичок:
***************
Последняя из достопримечательностей Пьяченцы, которую я хочу показать - монументальный и местами мрачный дворец герцогов Фарнезе. Он состоит из двух частей: старой и новой. Старая часть представляет собой остатки крепости, выстроенной в 1352 году миланским герцогом и тогдашним синьором Пьяченцы Галеаццо Висконти.
Новая часть была построена герцогами из династии Фарнезе во 2-й половине 16 века. Правда, работы так и остались незаконченными, несмотря на вялотекущие локальные реконструкции последующих двух столетий. Сегодня восточный фасад дворца больше всего напоминает нечто среднее между московским "Детским миром" доперестроечных времён и соседствующим с ним печально известным зданием на Лубянке:
Внутренний двор дворца огромен, но обаяния ему не прибавляет:
А самым впечатляющим уголком Дворца Фарнезе является башня с въездными воротами, к которой ведёт каменный мост, перекинутый через небольшой ров:
Сегодня во дворце расположился Городской музей, включающий в себя разделы археологии, скульптуры, оружия, стекла и керамики, а также непременную в
Италии картинную галерея. В музей мы не пошли, но через окно увидели вот такую коллекцию шпаг:
Самый же известный экспонат здесь - так называемая Печень Пьяченцы: этрусская бронзовая модель печени (предположительно овцы или барана) в натуральную величину, датируемая 2 веком до н. э. Википедия показывает, как она выглядит:
На печени выгравирована модель неба с сорока надписями. Точное назначение печени до сих пор не установлено, но учёные склоняются к версии, что она использовалась в особого рода гаданиях.