ХРАМ ЗЕВСА ОЛИМПИЙСКОГО, АРКА АДРИАНА
минус шестой корешок билета
В этот день я планировала посетить уникальный стадион Каллимармаро, построенный из белого мрамора и рассчитанный примерно на 70 тысяч зрителей. Объект достаточно известный и популярный. В античные времена, если вспомнить историю, стадион служил для Панафинейских игр, проводимых в честь покровительницы города - богини Афины. Позднее был заброшен, неоднократно реставрировался. В 1896 году здесь были проведены первые в новейшей истории Олимпийские игры. После очередной реставрации, весной 2010 года стадион Каллимармаро вновь открыл свои двери для посетителей*. На свидание с этим беломраморным чудом я отправилась рано утром. Маршрут продумала заранее: доеду до станции метро «Площадь Синтагма», не спеша пройдусь по Национальному ботаническому саду, с осмотром всех его тайных уголков, далее - к стадиону. Как решила, так и сделала.
Посмотрев очередную смену караула у Парламентского Дворца, покормив золотых рыбок в искусственном пруду и важных уток на пруду остатками утренней плюшки, специально взятой для этого мероприятия, поворачиваю в сторону стадиона. Не успев дойти до проспекта Короля Константина, отделяющего меня от заветной цели, как неожиданно начался ливень. Укрывшись под навесом лёгкой беседки, решила переждать. Минут через 20 ливень и впрямь стал мелкими каплями, едва капающими с неба. Преодолев «полосу препятствий» в виде двойной разделительной полосы с интенсивным движением в обе стороны, миновав образовавшуюся из-за потопа пробку, успеваю только дойти до сувенирного киоска, расположенного на полпути к стадиону. Ливень просто «пошутил», он и не собирался закругляться в этот день. Своей цели я так и не достигла. На стадион меня, как и десяток других желающих, не пустили. Возрастной грек, скрестив руки на груди, «…и одно только слово твердит»: «киндинос, киндинос, киндинос...». Звоню своей студентке и спрашиваю, кто такой этот «киндинос», из-за которого на достопримечательность не пускают. Перевод оказался прост: «Опасно». Вот так, безопасность туристов превыше всего! Хотя я и сама отлично понимала, что при проливном дожде мраморные ступени - не лучшая площадка для фотосессии.
«Охи, так охи…» - подумала я и, максимально прикрывшись зонтиком, быстро пошла в сторону центра. В какой-то момент порыв ветра приподнял зонт и я, неожиданно для себя, увидела, что стою прямо у ворот комплекса храма Зевса Олимпийского. Отлично! Достав из наружного кармана сумочки промокший и слипшийся входной билет, вручаю его смотрителю комплекса. Корешок аккуратно отрезали маникюрными ножницами и повесили сушиться на вентилятор. На территории комплекса нас трое: я, дождь и руины.
Да, уж! Гордого и амбициозного до крайности Писистрата в отсутствии фантазии не обвинишь: «Писистрат поощрял занятия ремеслами, производство на экспорт за пределы Аттики. При нем в Афинах началось обширное строительство: был построен храм Афины на акрополе, начато сооружение святилищ Аполлона и Зевса. Для снабжения города питьевой водой был устроен водопровод. К эпохе Писистрата относится смена чернофигурного стиля знаменитых ваз более нарядным краснофигурным. Это дало новый импульс керамическому производству. В квартале гончаров — Керамике — открываются новые мастерские. Стремясь придать блеск городу и своему правлению, Писистрат привлекал ко двору выдающихся деятелей греческой литературы и искусства, не жалел средств для организации общественных празднеств…».
Олимпейон – всего лишь один объект из его многочисленных задумок. Монументальное творение стоит на трехступенчатом подиуме и представляет собой целлу, окружённую двумя рядами колонн. Из ста четырех колонн до сегодняшнего дня сохранились лишь шестнадцать. Пятнадцать, пережив многочисленные катаклизмы, стоят в веках. А одна из колонн, рухнув ещё в середине XIX века, не то во время ураганного ветра, не то во время землетрясения, так и лежит, распавшаяся на составляющие её барабаны.
Проливной дождь, колоннада, пробивающая тяжёлые серые облака, мраморные плиты, словно вымытые дождём из забвения саркофаги, отражение всей эпохи в прозрачной глади большой лужи… «Красота — это случайная встреча швейной машинки и зонтика на анатомическом столе», вспомнила я вдруг сюрреалистов, и как «исчезающий образ» растворяюсь в окружающем пространстве.
Да, да, именно растворяюсь. Глядя на сегодняшний Олимпейон трудно сразу понять, где были расположены пропилеи, а где теменос и сколько колонн, на самом деле. Поэтому я несколько раз подходила и отходила от храма, пока не увидела ещё один участок раскопок. Ливень усиливался, и мне пришлось убрать фотоаппарат, дабы совсем не остаться без техники.
«Мадам, а мы Вас потеряли», - слышу красивый мужской голос с жутким акцентом у себя за спиной. Охрана. Судя по выражению лица, он хотел мне что-то сказать, но увидев мою искреннею заинтересованность в познании истории его страны, начинает объяснять, показывая на предметы, «хаотично валяющиеся» на территории раскопок. Что-то подсказывает мне, что охранник комплекса не зря появился около меня в тот момент, когда я пыталась сфотографировать необыкновенно красивый орнамент одной из стел. Так и есть. Из-за ограниченного зонтом обзора я забрела «не в туристическую» зону. Собеседник, тем временем, поведал, что на этой территории находились термы и дома жителей, что когда-то здесь проходила граница города. Жаль, что его запас русских слов оказался не очень большим, хотя попытка рассказать историю родного края сразу на 3-х языках не могла не впечатлить.
Поблагодарив охранников комплекса за экскурс в историю, отправилась к другой достопримечательности Афин – арке Адриана.
Арка императора Адриана
В паре метров от храма Зевса Олимпийского, рядом с проспектом королевы Амалии Ольденбургской, стоит обдуваемая всеми ветрами, омываемая проливными дождями, арка императора Адриана. Она очень отличается от своих римских сестёр (хотя, безусловно, похожа): строгая и скромная, лёгкая и изящная, увенчанная стройным портиком с колоннами. Когда-то арка соединяла старый и новый город.
При возведении арки строители использовали пентеликонский мрамор, добываемый на расположенной неподалеку горе Пентеликон. Этот мрамор служил основным материалом для бесчисленного множества бессмертных памятников греческого искусства: его применяли при возведении легендарного Парфенона и легендарной Башни ветров, при строительстве храма Зевса Олимпийского, который я только что посетила. И есть у этого пентеликонского мрамора одна уникальная особенность: в течение веков, под воздействием атмосферных явлений, молочно-белый цвет мрамора изменяется, приобретая великолепную золотисто-бурую патину. Поэтому неправильно подобранный оттенок современных «заплаток» на колоннах или облицовке стен всегда выдаст некачественную работу реставраторов.
Кстати, благодаря своему цвету он, впоследствии, ценился в Риме выше, чем блестящий желтоватый паросский мрамор (с острова Парос) или сахаровидный каррарский (добываемый в Апуанских Альпах на территории Каррары).
Прямо напротив арки Адриана начинается небольшая улица Лисикрата, которая неизменно приведёт в самый колоритный район Афин – Плака, вся территория которого занята кафе, ресторанами, барами, ночными клубами, сувенирными лавками и чуть-чуть историей.
Сделав с десяток эксклюзивных фото под кодовым названием «в тумане облачных развалин», решила посидеть в кафе, выпить кофе и чуть согреться. Но мои намокшие джинсы и хлюпающие облегчённые кроссовки погнали меня в отель. Ближе к вечеру небо вновь стало чистым и ясным, выглянувшее солнышко хоть и светило ярко, но уже не грело. Вечерний город в свете неоновых огней выглядел гораздо привлекательнее, чем днём.
* оплачивается отдельно, посещение стадиона в стоимость единого входного билета не входит