Археологический музей Керамика
последний корешок единого входного билета
и последний день моего путешествия
Сегодня последний, 11 день пребывания на земле древней Эллады. Завтра улетаю на Родину. С утра идёт проливной дождь, но разве может он стать помехой на пути приехавшего за впечатлениями туриста? Чемодан почти упакован, осталось сходить в магазин и прикупить традиционных греческих вкусняшек. Особую ценность в этот раз составляют: джем из моркови, джем их лепестков роз и мёд (сосновый, еловый и тимьяновый). Удовольствие, конечно, не дешёвое, зато вкусноеееее…., до неприличия. Докупить осталось только классический «набор туриста»: специи, пару-тройку небольших головок местного сыра, пару бутылок греческого вина, масло оливковое и сами оливки.
Удобно устроившись на кровати в позе лотоса с кружкой горячего греческого кофе, разложив перед собой карту достопримечательностей Афин, принялась изучать её вновь. Не зачёркнутыми осталось всего несколько объектов, в том числе и зоопарк. Но, думаю, под проливным дождём много мне там посмотреть не удастся, да и ехать далековато. На глаза попался «остаток» единого входного билета. Да, именно «остаток», - билет стал короче сантиметров на 10 и у него теперь всего 1 корешок. Может на Керамикос? Но Керамикос, в первую очередь, – это кладбище. «Да, ладно! Оно же древнее, очень древнее, а значит, может быть невероятно интересным» - уговариваю я себя, складывая дождевик в сумку.
Древний некрополь Афин - Дипилонский некрополь
«Даже если им суждено со временем уйти из памяти людей - многие из них навеки останутся в истории, приходя к потомкам из хроник минувшего».
Слово «некрополь» имеет греческие корни: «nekros» – мёртвый и «polis» – город. То есть «мёртвый город», кладбище или место захоронений. Вспоминаю историю и путешествия «во времени». Древний мир. Некрополи того времени, как правило, представляли собой аналоги городов с улицами и переулками, а гробницы в этих городах имели вид уникальных, индивидуальных законченных архитектурных сооружений.
Дипилонский некрополь, как оказалось, не исключение. Это античное кладбище, расположенное в районе Керамикос. Во времена расцвета древних Афин Керамикос стал одним из важнейших мест для проведения ритуальных празднеств и жертвоприношений. По расчетам археологов и проведённому анализу находок, можно констатировать, что самые древние захоронения на территории некрополя относятся к III тысячелетию до н.э. А как место для погребения городской элиты кладбище стало использоваться только к XII в. до н.э.
Описав круг по периметру, не маленькой по площади территории, наконец-то нашла вход в комплекс. Оставив последний корешок на «КПП», пошла изучать сохранившиеся предметы древности.
Сегодня на территории некрополя от богатых надгробий, монументальных погребальных стел и роскошных мавзолеев мало что осталось, но, тем не менее, как культурный объект он на удивление интересен.
Скульптуры и скульптурные композиции… «улицы» и «каналы»… Гуляя по узким «улочкам», не перестаю восхищаться творениями древних мастеров. Много скульптур, поражающих воображение своей реалистичностью. Они словно живут в пространстве. На фоне всех античных скульптур одна выделяется особо – это скульптура быка.
«Потом бык выбежал из прохода на свет, заскользил, тормозя всеми четырьмя ногами, и, радуясь свободе после темного загона, пошел галопом - мягким, частым галопом, почти беззвучным, если бы не всхрапывание широко раздутых ноздрей.»
Уже несколько минут не могу оторвать взгляд от этого шедевра. Как скульптору удалось передать в совершенной пластичности состояние молодого породистого быка, полного нервной возбуждённости, недюжинной силы и мощной энергии? Созданные мастером плавные, текучие контуры статуи сделали композицию, на мой взгляд, безупречной: изгибы его крепкого тела изящны и грациозны, - идеальная красота - феноменальное творение.
Но что-то в этих скульптурах не так. Смутные сомнения начинают потихоньку терзать меня. Простояв тысячи лет под жарким солнцем Эллады, обдуваемые всеми ветрам, омываемые сильнейшими ливнями и пролежавшими не одно тысячелетие под толстым слоем земли, выглядят они для своего возраста как-то уж слишком молодо.
Истина оказалась рядом, в музее, который расположен здесь же, на территории комплекса
Археологический музей Керамика
Район Керамикос, его название не случайно. Богатая глиной почва была по достоинству оценена мастерами гончарного дела. Неудивительно, что спустя тысячелетия эта земля подарит археологам бесценные исторические артефакты.
Здание, в котором сегодня хранятся сокровища, было построено в 1937 году по проекту архитектора И. Иоанниса на средства мецената, о чём свидетельствует памятный стенд. Спустя какое-то время действующий музей стал слишком мал для собранной к тому времени коллекции предметов древности, и в 1960 году провели его реконструкцию, увеличив пространство. Последняя реновация музейного комплекса состоялась в 2004 году. И вот уже более 10 лет обновлённый музей радует глазки ценителей древности и просто истории.
В музее несколько залов. Увиденное развеяло все сомнения. Теперь в подлинности скульптур сомневаться не приходится: на территории некрополя выставлены их копии. Оригиналы, - настоящие шедевры древних мастеров, - находятся в залах музея.
В самом центре здания, под стеклянным куполом, расположен атриум. А статуя того самого быка, так поразившая меня, единственная скульптура, находящаяся на его территории. Вековая пыль, въевшаяся в отшлифованный ветрами мрамор, небольшие трещины, микроскопические сколы, - в его возрасте я уже не сомневаюсь. Вблизи бык выглядит ещё более экспрессивным. Кажется, что пройдёт мгновение, и он сделает шаг вперёд, повернёт голову, гордый своей красотой и силой… Вот такой он, этот бык Дионисия, 340 года «выпуска» до нашей эры, встреча с которым уже не сотрётся из памяти.
Следующие залы не менее интересны. В одном из них выставлены скульптуры и скульптурные композиции, которые охватывают целиком весь античный период. Есть залы, в которых выставлены керамические изделия: посуда, вазы, сосуды для хранения воды, украшения, предметы быта; игрушки. А ещё, за стеклянными витринами музея можно увидеть золотые и серебряные монеты, изысканные резные геммы из полудрагоценных камней и множество других уникальных вещей, выполненных мастерами далеко не заурядных способностей.
В одном из залов хранятся наиски зажиточных афинян и богатых афинянок, воинов и молодых женщин. Поскольку рельефы на надгробных памятниках того времени, как правило, не отличались разнообразием, умерший, чаще всего, изображался в кругу близких ему людей. И воспринималось это, как изображение естественных чувств родных людей. Даже печаль на них какая-то просветленная, возвышенная, но в тоже время глубоко драматичная (эллины не любили смерть).
Часть экспонатов хранится под открытым небом, так они смотрятся гармоничнее. Безусловно, это более «скромные» предметы: надгробные и мавзолейные плиты, мраморные урны и незатейливые стелы.
Побродив ещё некоторое время между остатками прошлого, пришла к выводу: Дипилонский некрополь, в первую очередь, интересен тем, кто увлекается историей древнего мира и археологией, и тем, кто любит архитектуру или мечтает стать скульптором. Лично мне, некрополь, как исторический объект, понравился. Решение посетить его было правильным, и это аксиома.
Смеркается, да и небо опять затянуло тучками. На обратном пути посетила с дружеским визитом продуктовый магазин. Хорошо, что лечу в родной Екатеринбург турецкими авиалиниями, а то опять бы пришлось оформлять перевес. Отказывать себе в удовольствии – это выше моих сил!