Продолжение отзыва Местре и Верона о туре «Вся Италия 1996»
В четыре дня мы были во Флоренции. Четырехчасовая экскурсия до захода солнца стала одной из самых впечатляющих в этой поездке.
Начали мы с базилики Санта Кроче – одной из самых знаменитых францисканских церквей с фресками Джотто и гробницами Данте Алигьери, Галилео Галилея, Николо Макиавелли, Микеланджело Буанаротти, Джоакино Россини, Гульельмо Маркони, Энрико Ферми и еще около 300 знаменитых флорентинцев - деятелей культуры, науки и политиков. Кто бы мог подумать в то время, когда их здесь хоронили, что эти надгробия будут привлекать толпы туристов… Строительство церкви была было начато в 1294 году, освящена она была в 1442-ом.
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал следующим пунктом экскурсии. Первый камень в его строительство был заложен в 1296 году. Отделку фасада и интерьеров завершили к концу XIX века. То есть, строительство велось 600 лет!
С тех пор, как я стал приверженцем новой хронологии, меня не только удивляют сроки таких строительств, но и вызывают недоверие. Как можно, с инженерной точки зрения, осуществлять строительный проект в течение такого длительного времени?
Первый главный архитектор – великий Арнольфо ди Камбио разработал проект и начал строительство, которое продолжалось 6 лет вплоть до его смерти. Это он определил гигантские размеры собора с тремя широкими нефами и огромным куполом. Затем возникла тридцатилетняя пауза.
Можно лишь представить себе, как выглядел недостроенный собор, когда следующий главный архитектор – великий Джотто возобновил строительство в 1331-ом году. Поэтому вполне логичным выглядит его интерес к постройке колокольни – Кампанилы рядом с собором, так как строить новое куда интереснее, чем продолжать старое, обветшавшее за тридцать лет здание собора. Однако с колокольней случилась та же беда к моменту своей смерти через шесть лет в 1337-ом году – Джотто успел построить только первый ярус.
Считается, что строительство здания собора продолжалось с перерывами следующие 80 лет под руководством разных архитекторов, когда в 1418-ом году здание было почти готово, но надо было строить купол. Эту сложнейшую инженерную задачу решил великий Брунеллески за двадцать лет к 1436-му году, когда собор был, наконец, освящен. От момента закладки первого камня прошло 140 лет! Семь поколений архитекторов и строителей осуществляли проект!
Первоначальная задумка – поместить в собор все население Флоренции (90 тысяч человек) все же не удалась. Однако и 30 тысяч человек, которые, как говорят, могут разместиться в соборе сейчас – очень внушительная цифра даже для нашего времени. А в середине XV-го века Собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал самым большим зданием Европы и превзошел все существовавшие тогда соборы (длина более 150 метров, ширина – более 90 метров).
Свой нынешний блистательный внешний и внутренний облик собор приобрел лишь к концу XIX-го века, когда была закончена отделка фасадов и внутреннего интерьера. Думали ли все великие архитекторы и многочисленные строители, что работают они, в основном, на многочисленных туристов XX-го и XXI-го века с их фото и видеокамерами!
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре прекрасен в комплексе с Кампанилой Джотто и Баптистерием Сан-Джованни. Строительство колокольни было задумано первоначально Арнольфо ди Камбио. Однако он успел лишь заложить фундамент. Реально строительство начал 67-и летний Джотто, а закончил Андреа Пизано.
Баптистерий – самое древнее здание в этом уникальном комплексе. Считается, что ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы. То есть при Арнольфо ди Камбио оно уже стояло 165 лет. Северные и восточные ворота украшены знаменитыми панелями в первой половине XV-го века. Купол украшен византийскими мозаиками XIII-XIV веков.
Думаю, что флорентийские Собор, Кампанила и Баптистерий являются одними из самых впечатляющих архитектурных шедевров, которые мне пришлось видеть за эти двадцать лет. К сожалению, не мог сделать тогда фотоснимки (пленочные мыльницы сильно ограничивали количество кадров). Однако все же удалось снять следующий фильм.
Площадь Синьории – обязательное место для посещения туристами. Прежде всего, чтобы увидеть Палаццо Веккьо - новую ратушу, которая сменила старую ратушу – Барджелло. При этом понятия «старая» и «новая» относительны. Так, старая ратуша была построена в 1256 году, тогда как новая – в 1299-ом.
Рядом с Палаццо Веккьо установлена копия знаменитого Давида. Оригинал работы Микеланджело находится в Академии изящных искусств. В Палаццо мне удалось увидеть только внутренний дворик . К сожалению, не увидел знаменитый Зал пятисот с работами Леонардо да Винчи, Мекеланджело и Вазари.
Статуи площади Синьории – Давид, Юдифь с головой Олоферна (Донателло), Геркулес, победивший Гакуса (Бондинелли), а также фонтан Нептуна и Лоджия Ланци – шедевры эпохи Возрождения (хотя сейчас на площади мы, конечно же, видим лишь копии).
На площади Синьории наша экскурсия с гидом закончилась, и нам было предоставлено свободное время. Я направился к реке Арно, чтобы увидеть знаменитый Понте Веккио. Здесь по пути попалась красивая православная Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца, а также дом, где жил Данте Алигьери. На Старой площади увидел знаменитого Порчеллино или поросенка, или вепря. Мировую известность флорентийскому кабану принес знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, прославив его в сказке "Бронзовой кабан". Там мое внимание привлекла листовка, приклеенная на стену со знакомой фотографией отца народов – Иосифа Виссарионовича. Оттуда мой путь лежал к Палаццо Питти и садам Боболи. Во время осмотра его парка разразился мощный ливень. Около получаса пришлось прятаться.
Время самостоятельной экскурсии подходило к концу. В девятом часу мы собрались к автобусу, который доставил нас в отели города Монтекатини Терме в 50-и километрах от Флоренции. По дороге мы остановились на смотровой площадке, откуда открывается вид на Флоренцию. Нас расселили в три отеля: «Ирис», «Зефиро» и «Савойа е Кампана». Вероятно, это был эконом-вариант расселения пятидесяти автобусных туристов при посещении Флоренции. Расселение прошло с дебатами и недовольством, но я, получив ключи от своего одноместного номера, поспешил не участвовать в разборках. К сожалению, было уже достаточно поздно, и я не увидел красот этого известного тосканского курорта – лег спать.
Всего за этот день мы преодолели около 420 километров на автобусе, и осуществили две экскурсии по Вероне и Флоренции общей продолжительностью 6 часов.
День четвертый – 30 июля
Ранний подъем и завтрак, выезд во Флоренцию, чтобы успеть занять очередь в Галерею Уффици. Это было правильное решение, так как накануне мы наблюдали огромную очередь на вход.
Когда мы прибыли к галерее около 8-и утра, очередь тоже была огромной, но при открытии галереи в 8.30 очередь вся, включая нас, проникла внутрь. На галерею дали два часа, чтобы осмотреть ее бегом и увидеть шедевры Джотто, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Рафаэля, Верроккьо, Джорджоне, Тициана и др.
После посещения галереи – еще полтора часа самостоятельной экскурсии по городу, и в полдень мы выехали в Пизу.
Мои видеоролики