Болонья - Пьяченца - Парма - Реджио-Эмилия - Модена - Равенна - Феррара - Кастель-Аркуато - Боббио - Мантуя
<<<<<<<<<<<<<<< =========== МОДЕНА =========== >>>>>>>>>>>>>>>
Модена (с ударением на 1-й слог, к чему я так и не смог привыкнуть) - городок светлый, аккуратный, местами обаятельный, но всё же скажем прямо: это город одной достопримечательности - собора. Правда, совершенно потрясающего. Достаточно сказать, что он единственный среди соборов Италии - в том числе, таких знаменитых, как миланский, сиенский, флорентийский, св. Петра в Риме, включённый в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, так сказать, в "личном зачёте". Все остальные входят в знаменитый список, продолжая спортивную терминологию, в "команде", то есть либо в составе "исторического центра" или, как в Пизе, всего ансамбля Поля Чудес, либо в числе "сборной городов" (как, например, соборы Палермо, Монреале и Чефалу, объединённые одним пунктом).
Я понимаю, что романское искусство - не предмет всеобщего обожания, но мне оно очень нравится, поэтому позвольте уж мне на правах автора повосхищаться им. "Визитная карточка" моденского собора - не главный фасад, как это бывает обычно, а боковой, выходящий на Большую площадь Пьяцца Гранде, со средневековых времён бывшей центром всех социальных и политических событий города:
С этой же стороны (опять же, не на главном фасаде) расположен главный (или Большой, как его иногда называют) портал собора Porta Regia, название которого происходит от латинского слова "Rege", что означает основной вход в здание. Как и в соборе Пармы, он "охраняется" двумя львами, поддерживающими колонны. Такая композиция, кстати, является аллегорией, заимствованной из греческой культуры: колонны символизируют человека, находящегося в своём развитии выше животных, но ниже небесных сил, которых олицетворяет протир - небольшой портик над порталом.
Симпатичный декор в форме "узелка" на одной из колонн:
Чуть правее Porta Regia стену украшает небольшой каменный балкончик:
Обогнув собор и пройдя вдоль его противоположной площади стены, мы оказываемся в очень необычном «арочном» антураже:
Здесь расположен ещё один входной портал - Porta dei Principi (в дословном переводе - Государев, или Монарший), очень похожий на главный. На горизонтальном фризе изображены барельефы со сценами из жизни покровителя Модены св. Геминиануса, бывшего епископом Модены в 4 веке.
С задней стороны собора у подножия колокольни, получившей название Гирландина (Ghirlandina), установлен памятник Алессандро Тассони - итальянскому писателю, поэту и дипломату 16-17 веков, родившемуся и умершему в Модене. Его наиболее известным произведением считается юмористическая поэма "Похищенное ведро", одно время запрещённая цензурой. Основной смысл поэмы, описывающей эпизод средневековой розни между Моденой и Болоньей, я передам словами Г. Мортона, которому его знакомый пообещал показать "самое знаменитое ведро в Италии":
"Мы подошли к кампаниле, поднялись на несколько ступеней, когда приятель с изумлением поднял глаза.
— Его здесь нет! — воскликнул он. — Что случилось? Мы отыскали смотрителя, и он сказал нам, что secchia rapita — это можно перевести как «похищенное ведро» — недавно было украдено студентами университета Болоньи и только сейчас возвращено студентами Модены. Его пока еще не подвесили на обычное место в башне, но если мы пойдем с настоятелем, он нам его покажет. Он открыл комнату и протянул деревянное ведро, окованное металлическими обручами. Мне сказали, что это ведро — военный трофей: во время сражения 1325 года его захватили в Болонье воины Модены. Вот уже более шести столетий ведро то возвращается домой, в Болонью, то снова занимает свое место в башне Модены".
Сама же кампанила - колокольня собора - возвышается над всем городом и видна со многих улиц, указывая, как маяк, направление к центру:
Главный фасад собора с огромным окном-розой и ещё одним, очень похожим на остальные, порталом находится как бы в тени, да и расположен немного в стороне - к северо-западу от Пьяцца Гранде.
Собор был основан 23 мая 1099 года - столь точную дату указывает мемориальная доска на стены апсиды. Построили его в очень короткий срок - всего за несколько лет (вспомните многие знаменитые готические соборы, сооружение которых длилось столетиями). По сравнению с другими романскими соборами Италии - Кремоны, Пармы, Мантуи, Павии, Фиденцы, Пьяченцы и прочих, он считается наиболее сохранившим свой начальный облик, который был лишь минимально изменён последующими реконструкциями.
***************
Изнутри собор поражает ещё сильнее. В этом рассказе я уже восхищался интерьерами собора Пьяченцы, но даже они не могут сравниться с тем, что можно увидеть в соборе Модены. Это настоящая средневековая аутентичность, это колорит, выходящий за рамки восхищения, захватывающий дух, а уж того, что называется "духом прошлого", тут столько, что хоть ложкой черпай прямо из воздуха. Слова здесь бессильны, да и фотографии - далеко не лучшие помощники. И всё же - хоть как-то:
Надо сказать, что мы оказались в соборе очень удачно: между двумя мессами, поэтому осматривать и фотографировать его можно было без всяких ограничений.
В центре апсиды на золотистом фоне изображено Коронование Богоматери - чисто католической сюжет, завершающий Вознесение Девы Марии (в православии этот не подкреплённый канонами эпизод отсутствует вовсе):
Потрясающей красоты кафедра, украшенная скульптурами:
И не менее великолепное "ретабло" одной из боковых часовен:
Под алтарём собора находится крипта, сооружённая в самом начале 12 века для захоронения мощей св. Геминиануса. Гробница была реконструирована в 1700 году, а вот сама крипта до сих пор в основном сохраняет своё первоначальное обличие.
Ещё одно старое здание на Пьяцца Гранде - Дворец коммуны (Palazzo Comunale). Правда, вот оно-то как раз было сильно переделано в 16-18 веках, когда под одной крышей были объединены несколько административных зданий, построенных ещё в 11 столетии. А новую башню, ныне увенчанную флюгером в виде трубящего ангела, пришлось водрузить после того, как прежняя рухнула во время землетрясения 1671 года:
Перед Дворцом коммуны находится, возможно, самый любопытный и самый древний памятник прошлого Модены, на первый взгляд напоминающий обычную каменную скамейку, которые часто можно увидеть в любом старом европейском городе. Но это совсем не скамейка... Это так называемый "камень ораторов" (Pietra dell'Arringa, или Preda ringadora на моденском диалекте), начальное происхождение которого буквально теряется в тумане далёкой истории. Есть версии, что ещё в языческие времена камень использовался для проведения ритуалов, возможно, связанных с жертвоприношениями.
Зато доподлинно известно, что в Средние века применение камня было весьма многофункциональным. Во-первых, он служил помостом, с которого глашатаи объявляли указы властей, а ораторы читали свои речи. Во-вторых, на него выкладывали трупы утопленников для опознания. И в третьих, начиная с 15 века "камень ораторов" выполнял роль позорного столба: должники и мошенники с обритыми головами и надетыми на них специальными "митрами" должны были в базарный день под звук трубы обойти вокруг площади, а потом сесть голыми, извиняюсь, задницами на смазанный скипидаром камень.
Как я уже сказал, собор - главное достояние Модены, однако здесь есть и другие, конечно, не столь масштабные, симпатичные места, на которые совсем не жалко потратить часок-другой:
Наверное, вы уже заметили, что в Модене, как и в Болонье, преобладают сочные жёлтые и красно-алые тона. Но есть между ними и ещё одно сходство: нигде больше в Эмилии-Романье нет такого количества уличных аркад. Хотя масштабность этого архитектурного явления в Модене, конечно же, не может сравниться с болонским.
Самый красивый портик Модены:
Сравнительно новостройная (сооружённая в начале 20 века) огромная площадь имени 20 сентября (piazza XX settembre), на которой сейчас проводятся ярмарки и многие городские мероприятия:
Кстати, как и Болонья, Модена долгое время была портовым городом: её пересекала целая сеть каналов, в том числе и сухоходных, связанных с реками Секкия и Панаро, протекающими по обе стороны от Модены. И, как и в Болонье, с середины 19 века каналы постепенно были засыпаны либо запрятаны под землю. Сегодня о них напоминают лишь названия некоторых улиц: Канал Гранде, Каналино, Каналетто и некоторые другие. *************** Прямо с улицы, правда, в определённые часы, можно попасть в клуатр церкви Сан-Бьяджо (San Biagio), сооружённый в 14 веке. Это самый интересный и самый антуражный из церковных двориков, которые мы видели в этой поездке. Конечно, он тоже подвергся более поздним переделкам, но в нём сохранилась, по всей видимости, "родная" готическая галерея.
На одной из стен клуатра можно видеть недавно восстановленную роспись 14 столетия, изображающая коленопреклонённого перед Мадонной с младенцем св. Мартина. Предполагают, хотя доподлинно это не установлено, что её автором является Томмазо да Модена - итальянский художник раннего Возрождения, которого любители Чехии могут знать по оформлению императорского замка Карлштейн.
А это тоже храм, но совершенно иной - еврейская синагога (хотя формально в общепринятом смысле синагога храмом не является), расположенная в глубине площади Джузеппе Мадзини, в районе которой еврейская община Модены проживала со времён герцогов Эсте (о них мы подробно поговорим в разделе Феррары).
А вот дворец самих герцогов Эсте, построенный в середине 17 века:
После объединения Италии во дворце расположилась Моденская военная академия - одно из самых престижных учебных заведений, многие выпускники которой занимали крупнейшие государственные посты. Среди них 10 (из 13) маршалов Италии (бывшее одно время высшим воинским званием страны), маршал авиации, 31 министр, 6 глав правительств, 34 сенатора разного уровня...
За герцогским дворцом раскинулся опять же герцогский парк, основанный ещё в 1598 году, когда и самого дворца ещё не было, а на его месте стояла так называемая Северная крепость семейства Эсте. Чуть позже в глубине парка появился небольшой дворец "летнего типа".
В середине 18 века на части парка был создан ботанический сад, впоследствии отошедший к местному университету, а остальная территория стала общественным садом, который сегодня выглядит красиво и ухоженно:
***************
Было воскресенье, и городские власти устроили в Модене спортивный праздник: с самого утра многие центральные улицы были перекрыты для транспорта и отданы в распоряжении бегунов, которых поддерживали проснувшиеся горожане:
Один из симпатичных уголков города - площадь около церкви св. Франциска (Сан-Франческо), у стены которой стоит фонтан со статуей самого Святого:
Ну а самый красивый, на мой взгляд, уголок Модены - площадь Помпоза (Piazza della Pomposa) в виде треугольника, описывающего находящуюся внутри него одноимённую церковь Богородицы (Санта-Мария-делла-Помпоза). Сама церковь меня не привлекла, а вот цепочка домов, обрамляющих площадь, оказалась очень живописной: