РАИФСКАЯ ОБИТЕЛЬ
Раифский монастырь – один из самых крупных действующих мужских монастырей Казанской епархии Русской Православной Церкви. Как у любого монастыря, у Раифского тоже есть своя история и свои легенды. Начну с истории, а потом о чуде.
«Родиной основателя Раифского Богородицкого монастыря, иеромонаха Филарета, была Москва. После смерти своих родителей он роздал своё имение нищим и постригся в монашество в Московском Чудовом монастыре. Вёл строгую иноческую жизнь. В начале 1612 года Филарет оставил Москву и направил свой путь в низовые губернии по Волге.
Пройдя многие монастыри и города, иеромонах Филарет прибыл в Казань, остановился здесь и поступил в число братии казанского Спасо-Преображенского монастыря. Вскоре жизнь иеромонаха Филарета, строгая и благочестивая, обратила на себя внимание настоятеля и братии, стала делаться известной и в городе, привлекая к себе множество почитателей. Филарет, чтобы избегнуть мирских почестей и рассеяния, принял подвиг юродства. Днем он ходил по улицам и площадям, ночи проводил в молитве и бдении в своей келье.
Любя уединение и безмолвие, Филарет часто удалялся из монастыря в дремучие леса и урочища, находящиеся около Казани. В один из таких дней Филарет вышел за город и направил свой путь в сторону северо-запада, в места ещё ему не знакомые. Пробираясь через девственный лес, инок случайно вышел на берег неизвестного озера, тихо плещущего светло-зеленые воды свои у отлогих берегов. Прекрасное и величественное, но вместе с тем несколько мрачное место, довольно удаленное и защищенное от людей дремучим лесом, пленило инока. Он решил остаться здесь и построил себе небольшую хижину. Это произошло в 1613 году и именно от этой даты ведет свое летоисчисление Раифская пустынь.
Сначала келья отшельника стояла одиноко, но вскоре это место стало известно казанским почитателям подвижника, которые стали его посещать. Некоторые из них решились вести отшельническую жизнь и поселились рядом с Филаретом. Таким образом, росло и крепло вокруг Филарета новое братство, жившее в аскетических деревянных хижинах на берегу прекрасного лесного озера….» .*
Судьба монастыря мало чем отличалась от судеб других обителей. Первая часовня, первые церкви. И сильный пожар 1689 года, который уничтожит все строения.
Век двадцатый. В 1917 году братии Раифской пустыни насчитывалось 81 человек (игумен, 11 иеромонахов и 1 священник, 7 иеродиаконов, 44 послушника и 6 рабочих). В 1918 году обитель была официально закрыта. К концу 1918 года в обители оставалось всего 48 человек, но не смотря на это в ней ещё несколько лет проходили богослужения. «Службы проходили в разграбленных храмах, стены которых снаружи были изрыты шрапнелью, а изнутри осквернены дерзкими руками безбожников, уже в 1918 году содравших серебряные оклады с икон.»*.
Трагических событий в жизни монастыря было немало. По дороге в храм стоит стела, у основания лежит книга, на раскрытых страницах которой высечены слова: «В июне 1918 года здесь произошла трагедия, жертвами которой стали сотрудники КазГубЧК: Лавринович Ф.К., Несмелов В.В., 4 красноармейца и священнослужители монастыря. Неважно, кто был виноват, земля погибшим пухом будет, как символ примиренья пусть сей памятник потомкам служит». Слова для «современной» библии.
Тридцатые годы и новые трагические события: последние иеромонахи Сергий, Антоний и Варлаам, Иов и Иосиф, послушник Петр Тупицын и миряне Василий Гаврилов и Степан Абрамов были расстреляны по обвинению в контрреволюционной деятельности. «А на утро состоялась последняя Божественная Литургия Раифской братии. Удивительно трогательная, печальная, и вместе с тем, торжественная была в тот день служба. В последний раз причащалась братия Святых Таин, напутствуя друг друга перед грядущими испытаниями. И было что-то особенно пронзительное в том, что служили в тот день не в зеленых, а в красных облачениях, как бы провидчески облекшись в цвет мученических риз.»*
Территория монастыря становится местом содержания политзаключенных, позже – малолетних преступников, а храмы переоборудуются в ремонтные мастерские.
И только в 1991 году Раифский монастырь был возвращен русской Православной церкви. Практически сразу же начались восстановительные работы.
Думаю, мои знания о Казани были бы неполными, если бы я не посетила эту обитель, полное и официальное название которой: «Историко-архитектурный памятник XVII века - Раифский Богородицкий мужской монастырь».
Добраться до Раифского монастыря не так уж и сложно. Сначала на метро до станции «Северный вокзал». А если знать, что в Казани одна линия метро и всего 10 станций, то у гостей города нет ни малейшего шанса заблудиться, даже если вы этого сильно хотите. Расписание автобусов я не знала, поэтому на вокзал поехала сразу после завтрака. Нужный мне автобус отходил от автостанции через 1 час. А я никуда и не тороплюсь. Погуляла по вокзалу, посмотрела расписание автобусов и поездов, поболтала со служащей вокзала, узнала расписание автобусов в обратную дорогу.
Поездка от станции «Северный вокзал» до монастыря заняла ровно 40 минут. Я на месте. Но 300 метров от остановки до монастыря оказались маленьким испытанием: дорога для автомобилей есть, а пешеходной дорожки нет. Шагать по размытой дождями скользкой обочине - удовольствие малоприятное, особенно если на этой не очень широкой дороге одновременно встречаются два больших экскурсионных автобуса. Но я путешественник со стажем, и не такими тропами ходила.
Сегодня восстановленный и действующий монастырь удручающего вида не производит. Комплекс выглядит ухоженным и даже каким-то домашним.
Сравнительно небольшой по размерам, он обнесен по периметру невысокими зубчатыми стенами с башнями. Это были первые каменные постройки, которые образовали монастырский кремль, сохранившиеся до наших дней. То, как он выглядел раньше и какое печальное зрелище монастырь представлял до возвращения Православной церкви: разрушенные стены и кровля, купола без крестов и обезглавленная колокольня, - всё это можно увидеть на фотостендах музея истории, расположенного на территории монастыря.
Сегодня главными его объектами являются:
- собор во имя Живоначальной Троицы (Троицкий собор);
- церковь во имя Преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных;
- софийская церковь. Это одна из самых маленьких церквей на территории комплекса;
-церковь во имя Грузинской иконы Божьей матери;
- надвратная колокольня;
- водосвятая часовня;
- гостиница «Дом паломника»;
- и, конечно же, кафе и сувенирные лавки.
Местная байка. Рядом с монастырем находится озеро, где обитает «особый» вид не квакающих лягушек. Согласно легенде, однажды монахи попросили всевышнего избавить их от «музыкального сопровождения» обитателей озера, дабы те не мешали им петь и в полной тишине читать молитвы. Их просьба была услышана – лягушки замолчали. Со временем озадаченные учёные начали проводить эксперименты над «молчаливыми» жителями озера. Как только лягушек вывозили за пределы Раифы, они становились активными и начинали громко «разговаривать». И наоборот, завезённые в Раифу обычные квакушки вскоре переставали «разговаривать» и над озером вновь воцарялась тишина. Молиться в тишине по сей день никто никому не мешает.
Безусловно, Раифский монастырь является одним из самых популярных и посещаемых мест Казани. Красота храмов, благодатная атмосфера и спокойная природа. Летом можно взять напрокат лодку или устроить пикник на берегу озера. На Крещение на озере устраивается иордань - прорубь, вокруг которой сооружаются ледовые скульптуры и тысячи людей по традиции купаются в освященной воде. Даже осень, когда идёт то дождь, то снег, и небо заволокло тяжёлыми серыми тучами, я сочла очень красивым временем года: тихая гладь озера, белокаменные церкви, золотые купола… Мне понравилось это тихое, ухоженное место.
Поскольку автобусы ходят по расписанию, и я не торопилась, успела погулять за территорией монастыря. Обычный маленький пригородный посёлок. На главной улице, которая так и называется - «Центральная», с десяток старых домов, пара детских площадок. Такую непрезентабельную картину можно увидеть практически всюду. Но грустно становится, когда видишь старый, вросший в землю изношенный барак на несколько семей и «золотую» табличку с надписью «Здесь живут ветераны труда…». Новые окна и современные жалюзи – это всё, на что они заработали? Золотые купола - это красиво, бесспорно, но красивыми должны быть не только они.
И ещё чуть-чуть… Расположен монастырь в охранной зоне заповедника, образованного в 1960 году для сохранения и изучения природных комплексов Заволжья — древней долины реки Волги. Также Раифский заповедник считается одним из древнейших на Востоке Европы. Поэтому в заповеднике есть деревья, которым уже более 300 лет. Представляете, какая здесь красота! Но посмотреть на неё вам не удастся. Ранее заповедник контролировала монастырская стража, сейчас он находится под государственной охраной, и вход на его территорию запрещен.
А теперь о чуде. «Ребята, надо верить в чудеса…», а если веришь, обязательно случится. Я приехала в Казань не в самый удачный период с точки зрения погодных условий: дождь, снег, дождь и опять снег, и опять дождь, и туман, плотный, непроницаемый. Казань - город красивый, а «подкорректированный» к 2013 году, он стал выглядеть ещё более монументально и величественно. Но моя фотосессия выглядела уныло: красивые здания в тумане, неяркие снимки, практически чёрно-белые фотографии. Гуляя по Раифскому монастырю, я подумала о том, насколько были бы интересными снимки на фоне яркого неба, в лучах полуденного, пусть уже и осеннего солнца. О том, что произошло чуть позже, красноречиво говорят несколько фотографий, которые я всё же успела сделать. Моросящий дождь прекратился, тучи рассеялись, небо стало голубым и чистым. Несколько минут я наблюдала, как быстро оно расчищается, как куда-то уходят тяжёлые облака, как «оживают» ангелы. Но, как оказалось, у меня было около 10 минут, чтобы сделать новые снимки. Потом небо опять посерело, подул сильный ветер, пошёл снег. Конечно, где-то в душе я понимаю, что это был просто «каприз» природы, некое атмосферное явление, но как вовремя всё произошло, и как красиво это было, и как мило улыбался казанский кот выглянувшему солнышку.
От себя добавлю: путешествуя по Казани, обязательно посетите Раифскую обитель. Вам понравится, я даже не сомневаюсь. Домой увезёте святую воду из святого источника, отведаете вкусных, ручной работы, пряников и другие, не менее вкусные, национальные сладости. Отдохнёте душой, наладитесь красотой природы. А большего и не надо!
* из истории монастыря, материал взят с официально сайта