Аахен - это, безусловно, город Карла Великого. Как все монархи того времени, он большую часть жизни провел в седле, завоевывая земли и поддерживая порядок в уже завоеванных, и у него было много резиденций. Но ближе к концу жизни полюбил греть косточки в местных термальных водах и сделал Аахен своей столицей. И потому Аахен стал городом коронации императоров германскими королями после избрания их во Франкфурте.
Но столицей уже не был, а вел жизнь небольшого, впрочем вольного и торгового города. Вольным он стал хитростью, раньше многих других городов: во время приезда Фридриха Барбароссы, большого поклонника Карла, тому подсунули грамоту о вольности, якобы дарованной городу еще Карлом Великим. Фридрих подписал, подтверждая привилегии. И хотя грамота оказалась свежеизготовленной, привилегии - остались. Так что, возможно, этот многоцветный велосипед в шарфиках лучше передает дух города, чем сокровища.
А теперь по порядку. Мы приехали мы в Ахен из
Дюссельдорфа вечером. Заселились в отель и пошли на ночную прогулку. Ночная вывеска.
Дом кажется колонной в одну комнату рядом с узким проходом.
Деды морозы в витрине со сластями. Наверняка собирают подарки детям.
Старая деревянная коляска живет следующую жизнь, уже как часть интерьера у ресторана.
Башня среди разноцветных домиков.
Средневековые ворота. Как мы потом узнали - здесь вход в сокровищницу.
А потом мы вернулись в отель, переночевали и утром отправились на экскурсию с гидом
Мариной Бартель,которая нам очень понравилась.
Отель Hesse я выбирал недалеко от вокзала, и он оказался расположен прямо рядом с въездными воротами старых городских стен. Сами стены были разрушены по приказу Наполеона - он освобождал германские города от пережитков Средневековья, разрушая стены и прокладывая вместо них бульвары. Но двое ворот - остались, как свидетельства прошлого.
Под аркой ворот - статуя мадонны. За решеткой.
А это - створки ворот и старинный засов. Весь утыкан гвоздиками от голубей, потому что иначе он бы до наших дней, наверное, не сохранился. Но, с другой стороны, простоял же он много лет. Голубей что ли не было?
А это - скульптура с внутренней стороны ворот. Городской солдат-бездельник. Потому что в 18 веке они в бездельников и превратились: войн не было, житье - спокойное. Тут Наполеон неожиданно появился, но с ним, понятно, воевать не получилось, он просто распустил городское войско. А потом - появился немецкий романтизм, начал создавать традиции прошлого, в том числе - на карнавале, который проходит за неделю до пасхального поста - как масленица. Карнавал, конечно, уходит в глубокую древность, но нынешнюю форму ему предали как раз немецкие романтики 19 века. И одной из составляющих являются карнавальные общества, которые ведут подготовку. И первое из них как раз образовали бывшие городские солдаты, использовавшие как основу костюма свои старые мундиры. Они же потом и поставили этот памятник.
Взгляд на башню изнутри города.
А это - уличное граффити. Как всегда, старое соседствует с новым.
Аахен тоже бомбили в войну. Не так тотально, как, например, Кельн, где было разрушено до 90% зданий, но все равно много. Восстановлено - по-разному, часть зданий - в старом стиле,как это.
А это - местный театр. Монументален. Ахен с 18 века стал модным курортом с термальными источниками, и театр был местом светской жизни.
Вообще термальными источниками он, по легенде, славился еще с римских времен - хотя никаких документов нет. И точно известно, что их любил Карл Великий. Когда в 18 веке Ахен становится модным курортом, надо думать о рекламе и продвижении. И он убирает из своего названия слово "курорт" (бат), чтобы оказаться ближе к началу списка. Но этого недостаточно, и ушлые горожане добавляют к названию еще одну букву "А" - так и получился Аахен, который теперь точно будет первым в списке.
А этот павильон построен уже в 19 веке, посвящен супруге императора Фридриха-Вильгельма. В нем - источник с горячей, пахнущей сероводородом водой. Сейчас большинство курортных мест вынесено за пределы города, но в самом городе тоже, помимо этого источника, остался бассейн и лечебница.
В беседке висит доска со знаменитыми посетителями. Замыкает этот список Петр I, на другой доске - продолжение.
А это - здание на другой стороне, уже украшено к рождеству гигантским силуэтом елки, выше самого здания.
Модерновая конструкция непонятного назначения. Функционально - навес от дождя.
Скульптура - фирменное приветствие горожан, жест с отставленным мизинцем. Но мизинец оказывается отставлен в результате тяжелого производства. В средние века город занимался ткачеством и изготовлением иголок. Работали на этом дети, а мизинец использовался, чтобы определить остроту иглы, и он постепенно костенел.
Новое офисное здание, стилизованное под старый стиль. А рядом -старые дома сильно пониже. Можно представить себе, как старый дом вдруг взял и решил подрасти, но не сверху, а снизу - из-под земли вылезло два непохожих на верхние этажа.
Как и всякому уважаемому городу, да еще претендующему на римское происхождений, Аахену положены древние развалины. И здесь они есть, в виде пятачка раскопок на зеленом пятачке в центре. Пятачка, кстати, раньше не было. Просто во время войны здания здесь были разрушены, и их решили не восстанавливать.
Собор уже рядом, он повернут задним фасадом. А башня справа - отдельной церкви, которая раньше тоже входила в соборный комплекс.
А это - фонтан "круговорот денег". Круговорота, правда, особо не наблюдается, просто несколько жанровых сцен. Вот эти три фигуры - максимальное подобие круговорота с каким-то взяткодательным акцентом.
А этот персонаж с вожделением смотрит на фигуры с деньгами с противоположной стороны и выпрашивает немного себе. И вот ни фига он не нищий, он - алчущий.
Здесь взрослый учит ребенка обращению с деньгами. А может, это дядя заманивает деньгами девочку...
Продвигаемся к собору.
Рядом с ним раскинулся рождественский базар и уже вовсю торгует.
Собор имеет множество пристроек.
Не забываем смотреть окрестные дома. Они здесь тоже сохранились.
Как положено готическому собору, по фасаду идут фигуры святых, поддерживаемых бесами. Петр и кто-то еще из евангелистов.
А здесь - благообразные старцы.
А здесь старцы с орудиями вразумления: дубиной и книгой. Какое действенней?
В уголке у самого собора под деревом - еще одна фигура, в серебряном плаще. Она стоит у венгерской часовни, кажется, это
святой Стефан.
Еще небольшая площадь рядом с собором.
Дом украшен какими-то рыцарскими гербами.
А это - макет собора. Собор строился много лет. Самая древняя часть 9 века,времени Карла Великого - центральный восьмиугольник. Перед ним была колокольня, но гораздо более скромная. В 13 веке добавилась большая и высокая пристройка. А потом он оброс пристройками поменьше. Ну а в 19 веке построили нынешнюю высокую башню-колокольню.
Входим внутрь. Нас встречает собака (или волк), отдавший свою душу дьяволу за собор. С этим связана такая легенда: во время очередного строительства кончились деньги, и их предложил дьявол в обмен на душу первого, кто войдет в собор. Магистрат втайне согласился - в конце концов, никто из советников сам входить первым не собирался. Но пошли слухи, собор достроили, но что-то никто туда не хочет заходить. Дьявол тоже внутри ждет в нетерпении. И тогда поймали и запустили собаку, дьявол сначала в нее вцепился, а уж потом разобрался в подмене. Но делать нечего...
Высоченные своды самой древней. восьмиугольной части украшены мозаикой. Мозаика - свежая, 19 века. Потому что в 18 (или 17) веке мозаика вышла из моды, ее сбили и закрасили. А в 19, с наступлением романтизма и моды на все готическое - снова сделали. Хочется сказать "восстановили", но это будет неправда, потому что оригинальных рисунков не сохранилось. Внизу на снимке большой канделябр с настоящими свечами. Он - подлинный, подарок Фридриха Барбароссы (13 век). И поэтому его не стали переделывать под электричество, а ежедневно с лестницы зажигают и гасят свечи.
А это - своды над входом. идем по кругу и любуемся мозаикой. Она очень затейлива. Здесь возлежат какие-то римские патриции...
Пеликан кормит птенцов своей кровью и мясом. Это такой средневековый символ жертвенности.
А это - еще какие-то птицы с красными шапочками на голове. Тоже, наверное, что-то означают.
Центральный алтарь, на котором проходило помазание императоров. А за ним - та самая готическая пристройка. Собор не просто так расширился в 13 веке - в него шло активное паломничество из-за хранящихся там святынь. Четыре главные святыни, связанные с Христом: туника Девы Марии, пеленка Христа, платок с чресел Христа на кресте и платок, в который завернули голову Иоанна Крестителя. Их привез в город сам Карл Великий. Они хранятся в большом ларце, который виден на заднем плане снимка. Раз в семь лет их достают из ларца и демонстрируют верующим. Есть и еще три святыни, они хранятся в сокровищнице, о них будет рассказ дальше. А за этим ларцом стоит еще один, с мощами Карла Великого. Общий доступ к ларцам закрыт, но можно купить билеты на экскурсию на немецком, которая проходит каждый час. Ближе к вечеру мы это сделали, так что фотки будут дальше.
А пока - мы смотрим на роскошную кафедру, отделанную золотом и драгоценными камнями.
И выходим из собора. Это - его средневековые двери, тоже сохранившиеся то ли с времен Карла Великого, то ли от Фридриха Барбароссы. Долгое время сомневались, были ли они отлиты в Аахене, или привезены. Но не так давно при раскопках нашли отливочный формы. А еще с дверьми связана легенда, что в ручке одной из них дьявол оставил свой палец, когда выскакивал из собора с душой собаки. И действительно, только в одной из ручек есть какой-то цилиндр.
От башни идет довольно узкий проход. С одной стороны - церковные постройки, а с другой - дома. Когда-то между собором и ратушей был большой комплекс церковных зданий с переходами с обоих сторон, с большим внутренним двором. Но сохранилась только часть зданий.
Взгляд на башню собора.
На углу улицы - относительно новое здание (начало 20 века), стилизованное под старину. А вот примыкает к нему слева действительно средневековая постройка, старая ратуша, где магистрат работал до 14 века. А потом было построено здание новой ратуши на основе старого императорского дворца Карла Великого. От самого дворца сохранилась только одна башня.
Скульптура по какому-то немецкому детскому стишку - трое мальчиков окружили девочку и не пускают в туалет...
А это - более современные сюжеты.
Памятник местному кузнецу. Какой-то герцог приехал в Аахен с недобрыми намерениями, типа за данью. А к нему подошел местный кузнец, да и тюкнул своим молотом. Убил. Но суд потом все равно постановил, что город должен выплачивать вдове герцога возмещение за убийство мужа...
Из-за домов и рождественского базара уже выглядывает башня ратуши.
Перед ратушей - торговая площадь, сейчас вся заполненная рождественским базаром. В центре затерялся памятник Карлу Великому, почти скрытый большой елкой.
Сама ратуша снаружи расписана гербами. Она еще была украшена скульптурой, как всякое готическое здание. Но пришло барокко, и такое оформление сочли немодным, все скульптуры сбили, и внутри тоже перестроили. Во всяком случае, историки объясняют это так. А в 19 веке мода опять сменилась и убранство частично восстановили.
По краям площади - старые рестораны. Единорог и Лебедь. Выводят свою историю с 16 века. Хотя подробное изложение в Единороге, где мы ужинали, показывает, что нынешний ресторан существует не так давно. Просто - нашел хороших предков.
А это - золоченая статуя на каком-то старинном здании. С пером и крестом.
На базаре стоит карусель.
А мы поднимаемся на высокое крыло ратуши. Взгляд на базар с крыльца.
Фигуры над входом. Карл Великий с вассальными ему подчиненными ему церковными и светскими князьями.
Длинный зал заседаний и какое-то обсуждение или лекция вдали. Здение и сейчас рабочее.
Портрет Карла Великого. Почему его традиционно рисуют в таком образе дедушки экскурсовод не знает, сохранившиеся документы не дают оснований. Но традиция - есть.
Бывший зал коронационного пира сдают для праздников, и сейчас там готовится свадьба. Но мы успели до нее посмотреть.
Стены, естественно, расписаны фресками на тему сражений Карла Великого. Но это - 19 век. И художник не был специалистом по фрескам, поэтому состояние неслишком хорошее. Сюжеты гид рассказывала, но я забыл.
А это - растительный орнамент, в общем, куда симпатичнее фресок.
С лестницы ратуши открывается вид на большую площадь между ратушей и собором. Вроде как во времена Карла Великого на месте ратуши был дворец, который соединялся зданиямии переходами с собором. И даже крутится фильм на мониоре, где эту конструкцию показывают. Только вот во времена Карла собор был значительно меньше нынешнего, громадная пристройка возведена только в 14 веке. Так что, скорее, речь идет о более позднем комплексе церковных зданий, связывающих собор с нынешней ратушей. А на площади сейчас рождестевнский базар.
Монграмма Карла Великого на лестнице. Он так подписывал свои грамоты. Вернее, не он, а писец, а Карл рисовал какую-то завершающую закорючку.
Своды лестницы. Лестница была перестроена позднее, в барочном стиле. Но своды остались и даже постаменты для статуи.
На выходе мы практически сталкиваемся с женихом и невестой, которые идут взал, чтобыторжественно встречать там гостей.
А это - нижний этаж ратуши. Здесь проходило несколько мирных конгрессов по европейским войнам, в частности, мирный договор после войны за австрийское наследство.
На стенах = портреты послов, участвовавших в переговорах.
Это не старое евангелие в роскошном переплете. В эту книгу весь 20 век записывали почетных гостей пером, которое лежит в соседней витрине. А сейчас, наверное, завели новую книгу - но мы ее не видели.
Рабочий стол бургомистра. И портрет одного из них на заднем плане. Вот так они выглядели.
А это - подземелья ратуши.
Визит окончен и мы снова на улицах. Ресторанчик рядом с ратушей. Как принято, с вывеской с изображением.
Фонтан и скульптура, изображающего какого-то народного персонажа, укравшего петуха вместо курицы, который выдал вора криком. Правда, чтобы хорошенько показать на фото, нужен круговой снимок...
Старая аптека в музее городского архитектора, в котором воссоздана типичная бюргерская обстановка и предметы быта. В музей мы только заглянули от входа, на экскурсию не хватило времени
Улицы города.
Кусочек римских развалин, которые где-то обнаружили при раскопакх и поставили просто на улице.
Скульптурная группа. Замечательна тем, что у всех скульптур руки, ноги и головы на шарнирах, и любой прохожий может изменить их положение, придав сцене новый вид.
Выходим на рождественский базар между ратушей и собором. Помимо сувениров здесь можно поесть - глинтвейн, многочисленные колбаски, шашлыки и многое другое. И вот почему колбаски и сосиски, которые здесь жарят на улицах много вкуснее тех, которые продаются в
Москве? Обидно, а...
Фонтанчик наместе рыбного рынка напоминает о старом назначении места.
Скульптура с птичками.
Просто улицы.
А мы идем в сокровищницу собора, где хранятся церковные реликвии. Они довольно богаты, потому что каждый из императоров считал необходимым что-нибудь подарить собору. И многое удалось спрятать от Наполеона, который любил вывозить сокровища в
Лувр.
Рог из бивня слона и охотничий кинжал, принадлежавшие Карлу Великому.
Бюст Карла Великого. Это не просто бюст, а реликварий, в котором хранится кусочек черепа. Вообще мощи Карла хранятся в соборе, но часть костей вынута: что-то хранится здесь, а что-то - в других городах.
Вот здесь, например, довольно большая кость из голени.
А здесь - еще три каких-то реликвии.
Крест Лотаря с драгоценными камнями и античной геммой.
Искусно сделанная подвеска.
Еще один реликвариум.
А в этой витрине - три драгоценные реликвии, связанные с Христом: пояс девы Марии, пояс самого Христа и веревка, которой Христа бичевали. На фото только первые два. Вместе с четырьмя реликвиями в соборе они образуют семь самых великих реликвий Аахена.
А это - галерея сокровищницы.
После сокровищницы идем на публичную экскурсию в собор. Ксожалению, она на немецком. Рассказывают интересно и долго,но без языка - не понять. Мы идем, чтобы посмотреть на трон Карла Великого на втором этаже собора и подойти к драгоценным ларцам в соборе.
Вот трон. На возвышении, из простых каменных плит. Расположен прямо напротив алтарного распятия, на одном уровне с Христом. Неизвестно, как его использовал сам Карл. А каждый император после коронации поднимался сюда и присаживался на него, это было частью ритуала. Вернее, не император, а германский король: в Аахене его короновали именно германской короной после избрания семью курфюрстами-избирателями, а имперскую он получал от Папы Римского.
За спинкой трона - алтарь.
А дальше - часовня.
Своды часовни покрыты мозаикой.
Взгляд от трона на пространство церкви.
Кстати, видите в арках дополнительные колонны. Они не являются несущими, и по приказу Наполеона были вывезены. Часть удалось получить назад, а часть успели вмонтировать в Лувр как несущие колонны и их пришлось заменять новыми.
По кругу идут арочные проходы, потолки покрыты мозаикой.
А мы спускаемся вниз и идем в готическую часть собора, закрытую для обычных посетителей. Там расположены два золотых ларца.В первом - реликвии, связанные с Христом, я о нем писал раньше. А
во втором - мощи Карла Великого. По легенде Карл был захоронен в соборе (это 9 век). А потом Оттон III (в 1000 году) пришел в собор и увидел его нетленным и сидящим в полном облачении на своем троне - после чего велел вскрыть гробницу и императора действительно нашли нетленным. И зачем-то решили поменять ему гроб. Другой вариант легенды говорит, что трон раньше не стоял на втором этаже собора, а был частью захоронения, император был похоронен прямо на нем. В любом случае, нынешний золотой ларец изготовлен еще позднее, при Фридрихе Барбароссе, и туда императора переложили в его время. И вынули из скелета отдельные кости-реликвии тоже тогда. наверное. А в сокровищнице показывают мраморный саркофаг как старый гроб Карла.
Ну, а золотой ларец можно увидеть на снимке. Фигуры на ларце - императоры, а не святые, правившие после Карла и до создания ларца. Только на одном из торцов мадонна с Христом и архангелами.
Витражи, старые фрески и статуи двенадцати апостолов.
Вид на собор из глубины. Вдали - ларец с христианскими реликвиями.
Кафедра, украшенная золотом и драгоценными камнями. В начале поста был снимок с другой стороны.
Торец второго ларца, с реликвиями.
А это - панно,которое висит под сводами.
Выходим из собора. Уже смеркается, но хочется еще погулять по Аахену - мы утром уезжаем. Будет много фоток и немного слов.
Судя по всему, это безумный шляпник из Алисы. Потому что Алиса тоже была рядом, но ей какие-то уроды поверх пририсовали сигарету и прочие гадости.
Роскошные многоэтажные торты в витрине.
Маленький домик прилепился к большому.
Это было довольно большое здание на целый квартал. Старой аббатство или что-то похожее?
А это - старая башня.
У подножия холма - большое здание термальной лечебницы, функционирующей и сейчас. Впрочем, я могу и ошибаться.
Мы поднялись на холм в надежде посмотреть Аахен сверху, но ничего увидеть не получилось - холм довольно плотно зарос деревьями и сквозь их ветви ничего не видно. Впрочем, сам парк довольно живописен и в нем встречаются неожиданные домики.
Спускаемся и продолжаем прогулку. Выходим к монументальной церкви святой Анны. Она напоминает крепость.
Полуночная торговля из забавного паровозика.
Щелкунчики над грудой сластей. Кстати, среди этой груды есть фирменные аахенские пряники. Гид днем предложила попробовать, мы прониклись и купили. Пряники с имбирем и еще какими-то сложными ингредиентами. Продаются обычными и покрытыми шоколадом. Шоколадные внутри мягкие. А обычные мы тоже пробовали мягкими, но гид предупредила, что мы их купим сухими, а когда откроем -они наберут постепенно влагу из воздуха и станут мягкими.
Распятие на стене дома.
А это - ресторанчик у единорога, куда мы зашли поужинать.
Еще одна башня в ночном небе.
А на следующее утро мы уезжали из Аахена в Кельн. И на вокзале неожиданно увидели такую рождественскую картину.
В общем, одного дня в Аахене определенно мало. Ту прогулку, которую мы совершили вечером, я бы с удовольствием прошел днем - посмотрел на монументальные церкви, зашел бы внутрь, поднялись бы при свете дня на холм, посмотрели бы еще несколько музеев... Но это - до следующего раза, тем более что можно будет приехать в другое время года и посмотреть изменившийся город.
Все фотки - в
альбоме на Яндексе, там же они есть в большем разрешении - вдруг кому что понравится.